г. Тюмень |
|
25 июля 2024 г. |
Дело N А70-8093/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Донцовой А.Ю.
Щанкиной А.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу департамента имущественных отношений Тюменской области на решение от 16.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О.В.) и постановление от 12.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-8093/2023 по заявлению публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" (121353, г. Москва, муниципальный округ Можайский, ул. Беловежская д. 4, ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979) к департаменту имущественных отношений Тюменской области (625002, г. Тюмень, ул. Сакко, д. 30, 1, ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460) о признании недействительным решения от 09.02.2023 N 230209005/15-1; об обязании совершить действия,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального агентства лесного хозяйства, Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, Департамента лесного комплекса Тюменской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
от департамента имущественных отношений Тюменской области - Михайлов А.И. по доверенности от 20.11.2023;
от публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" - Репина А.А. по доверенности 26.12.2022.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети" (далее - ПАО "Россети", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - ДИО ТО, департамент, заинтересованное лицо) об оспаривании решения от 09.02.2023 N 230209005/15-1; об обязании совершить действия.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - ДЛК по УрФО), Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - ДЛК ТО).
Решением от 16.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение департамента от 09.02.2023 N 230209005/15-1 об отказе в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка. Суд обязал департамент рассмотреть ходатайство ПАО "Россети" о переводе земельного участка от 13.01.2023 в течение 14 календарных дней с момента вступления решения в законную силу; взыскал с ДИО ТО в пользу ПАО "Россети" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Постановлением от 12.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 16.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области оставлено без изменения.
ДИО ТО обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и в удовлетворении требований заявителя отказать.
Как указывает департамент, в данном случае нормы Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) не подлежали применению; у департамента отсутствуют полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в связи с чем департаментом ходатайство о переводе спорного земельного участка из одной категории в другую было возвращено заявителю; не учтено, что право на земельный участок возникло у правообладателя не до 01 января 2016 года, а в 2022 году; земельный участок с кадастровым номером 72:02:0000000:258 снят с кадастрового учета 03.11.2020 в связи с его разделом, статус объекта в ЕГРН - "погашено", следовательно, не может быть предметом спора; суды, применяя норму части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в привязке к земельному участку с кадастровым номером 72:02:0000000:258, вышли за пределы требований истца, так как указанный земельный участок не является предметом спора.
В отзыве ДЛК ТО поддерживает требование об отмене полностью принятых по делу судебных актов и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований общества либо направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции; полагает несостоятельным вывод судов о том, что у департамента отсутствовали основания для вынесения оспариваемого отказа по мотиву отнесения земельного участка к землям лесного фонда и отсутствию полномочий по распоряжению федеральной собственностью.
ПАО "Россети" в отзыве на жалобу считает ее несостоятельной, просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои ранее изложенные по делу позиции.
Заслушав пояснения представителей, проверив законность обжалуемых судебных актов на основании статей 284, 286 АПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, отзывов на жалобу, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 13.01.2023 общество обратилось в ДИО ТО с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 72:02:1002001:183, расположенного по адресу: Тюменская область, Армизонский район, Раздольское сельское поселение, АОЗТ "Восток", из категории земель: "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Необходимость изменения категории земель мотивирована нахождением на земельном участке ВЛ 500 кВ "Курган -Ишим (опоры N 344, 345, 348)".
Решением от 09.02.2023 N 230209005/15-1 департамент отказал в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую на основании того, что согласно данным государственного лесного реестра (далее - ГЛР) имеется наложение земельного участка с кадастровым номером 72:02:1002001:183 на земли лесного фонда.
Полагая указанное решение незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, правовой позицией, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской федерации от 13.06.2019 N 207-ЭС19-2293, установив, что спорный участок с кадастровым номером 72:02:1002001:183 относится к категории "земли сельскохозяйственного назначения", при этом образован из земельного участка с кадастровым номером 72:02:0000000:258, собственником земельного участка в настоящее время является ПАО "Россети", поскольку сведения о земельном участке с кадастровым номером 72:02:0000000:258 внесены в ГКН в 2012 году, пришел к выводу о применении к спорным правоотношениям положений указанного Закона N 172-ФЗ. При этом обстоятельства, исключающие применение указанной нормы, судом не установлены.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что у департамента отсутствовали основания для вынесения оспариваемого отказа по мотиву отнесения земельного участка к землям лесного фонда и отсутствию полномочий по распоряжению федеральной собственностью.
Кроме того, как указал суд первой инстанции, в ходе производства по делу ДЛК ТО представил сведения о том, что 19.10.2023, в рамках проведения заседания рабочей группы, был рассмотрен вопрос в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:02:1002001:183, по результатам рассмотрения которого рабочей группой было принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости. Так, по данным государственного лесного реестра, наложение границ земельного участка с кадастровым номером 72:02:1002001:183 на земли лесного фонда, отсутствует. При этом из материалов дела следует, что при вынесении решения от 19.10.2023 рабочая комиссия применила положения пункта 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ.
Суд отклонил доводы заинтересованного лица и ДЛК ТО о том, что поскольку данные государственного лесного реестра были приведены в соответствие с данными Единого государственного реестра недвижимости только 19.10.2023, по состоянию на дату вынесения оспариваемого отказа (09.02.2023) у ответчика не имелось оснований для рассмотрения ходатайства общества по существу.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подлежащим применению нормам права.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства
Согласно пункту 2 статьи 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим кодексом и федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 101 ЗК РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли.
К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие).
К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
Как установлено статьей 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК РФ, а также Законом N 172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила части 3 статьи 14 поименованного закона применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Закон N 172-ФЗ принят в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров, установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков, если их права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Как установлено судами, общество обратилось в адрес департамента с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 72:02:1002001:183, расположенного по адресу: Тюменская область, Армизонский район, Раздольское сельское поселение, АОЗТ "Восток", из категории земель: "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Отказывая в удовлетворении указанного ходатайства, департамент указал, что земельный участок с кадастровым номером 72:02:1002001:183 имеет наложения на земли лесного фонда; полномочия по распоряжению лесными участками, как объектами федеральной собственности, у ДИО ТО отсутствуют.
Согласно статье 91 ЛК РФ государственный лесной реестр содержит информацию о границах лесничества. Указанная информация соответствует приказу об утверждении границ лесничеств.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в адрес заинтересованного лица поступили сведения от ДЛК ТО от 24.04.2023 N 12519, согласно которым, при сопоставлении сведений о границах земельного участка с кадастровыми номерами 72:02:1002001:183, сведения о котором внесены в ЕГРН, с данными, содержащимися в государственном лесном реестре, установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 72:02:1002001:183 имеют наложения на земли лесного фонда Армизонского лесничества, Армизонского сельского участкового лесничества, Раздольское СП, в лесном квартале N 11, лесотаксационный выдел 45, входящего в состав Единого землепользования с кадастровым номером 72:02:0000000:245 (земли лесного фонда) (собственность Российской Федерации от 06.12.2008 N 72-72-38/012/2008-095). Общая площадь наложения составляет 0,0024 га (24 кв. м).
В подтверждение изложенного в материалы дела представлена карта-схема местоположения и границ лесных участков, совмещенная с информацией из выписки ЕГРН от 13.01.2023.
Как следует из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН от 13.01.2023 в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:02:1002001:183, указанный земельный участок относится к категории земель "земли сельского хозяйственного назначения".
При этом земельный участок с кадастровым номером 72:02:1002001:183 образован из земельного участка с кадастровым номером 72:02:0000000:258.
Согласно свидетельству о регистрации права Шабалин С.Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером 72:02:0000000:258 с 22.08.2012.
Впоследствии из земельного участка с кадастровым номером 72:02:0000000:258 был образован земельный участок с кадастровым номером 72:02:1002001:183.
10.08.2022 между Шабалиным С.Б. и ПАО "Россети" заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:02:1002001:183. Собственником указанного земельного участка в настоящее время является ПАО "Россети".
Поскольку сведения о земельном участке с кадастровым номером 72:02:0000000:258, из которого образован земельный участок с кадастровым номером 72:02:1002001:183, внесены в государственный кадастр недвижимости в 2012 году, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, что к спорным правоотношениям подлежит применению часть 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, в силу чего в данном случае принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Как было указано выше, согласно данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 72:02:1002001:183 относится к категории земель "земли сельского хозяйственного назначения".
На основании изложенного суды пришли к верному выводу, что в настоящем случае основания для вынесения оспариваемого отказа по мотиву отнесения земельного участка к землям лесного фонда и отсутствию полномочий по распоряжению федеральной собственностью, у департамента отсутствовали.
Кроме того, судами учтены обстоятельства того, что ДЛК ТО были представлены сведения о том, что 19.10.2023, в рамках проведения заседания рабочей группы, был рассмотрен вопрос в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:02:1002001:183, по результатам рассмотрения которого, рабочей группой было принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН.
Так, по данным государственного лесного реестра, наложение границ земельного участка с кадастровым номером 72:02:1002001:183 на земли лесного фонда отсутствует. При этом из материалов дела следует, что при вынесении решения от 19.10.2023 рабочая комиссия применила положения пункта 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Согласно правовому подходу, изложенному в определении от 17.02.2015 N 274-О Конституционного Суда Российской Федерации, иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допущена (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями части 7 статьи 71 АПК РФ.
Несогласие заявителя с выводами судов не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, а потому не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке (статьи 286, 287 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.11.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 12.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8093/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
А.Ю. Донцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как было указано выше, согласно данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 72:02:1002001:183 относится к категории земель "земли сельского хозяйственного назначения".
На основании изложенного суды пришли к верному выводу, что в настоящем случае основания для вынесения оспариваемого отказа по мотиву отнесения земельного участка к землям лесного фонда и отсутствию полномочий по распоряжению федеральной собственностью, у департамента отсутствовали.
Кроме того, судами учтены обстоятельства того, что ДЛК ТО были представлены сведения о том, что 19.10.2023, в рамках проведения заседания рабочей группы, был рассмотрен вопрос в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:02:1002001:183, по результатам рассмотрения которого, рабочей группой было принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН.
Так, по данным государственного лесного реестра, наложение границ земельного участка с кадастровым номером 72:02:1002001:183 на земли лесного фонда отсутствует. При этом из материалов дела следует, что при вынесении решения от 19.10.2023 рабочая комиссия применила положения пункта 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ.
...
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допущена (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июля 2024 г. N Ф04-2393/24 по делу N А70-8093/2023