г. Тюмень |
|
25 июля 2024 г. |
Дело N А70-17725/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Алексеевой Н.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу муниципального предприятия "Туртасское коммунальное предприятие Уватского муниципального района" на решение от 15.12.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Власова В.Ф.) и постановление от 28.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А70-17725/2023 по исковому заявлению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616) к муниципальному предприятию "Туртасское коммунальное предприятие Уватского муниципального района" (626191, Тюменская область, Уватский район, поселок Туртас, улица Ленина, дом 25, ОГРН 1157232023046, ИНН 7206042208) о взыскании вреда, причиненного окружающей среде.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам (625001, Тюменская область, город Тюмень, улица Льва Толстого, 35, ОГРН 1057200580414, ИНН 7203157641); Измайлов Рашит Романович (Тюменская область, Уватский район, село Уват).
В заседании приняли участие представители:
от муниципального предприятия "Туртасское коммунальное предприятие Уватского муниципального района" - Питухина Л.Н. по доверенности от 09.01.2024;
от Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Колокольцева Ю.В. по доверенности от 22.01.2024.
Суд установил:
Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к муниципальному предприятию "Туртасское коммунальное предприятие Уватского муниципального района" (далее - МП "Туртасское КП", предприятие) о взыскании вреда, причиненного почвам, в размере 2 880 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, Измайлов Рашит Романович (далее - Измайлов Р.Р.).
Решением от 15.12.2023 Арбитражного суда Тюменской области (с учетом определения от 15.12.2023), оставленным без изменения постановлением от 28.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, предприятие просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
По мнению подателя кассационной жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства причинения вреда предприятием, поскольку транспортные средства, с использованием которых производилась транспортировка отходов жидких неканализированных объектов водопотребления, были переданы во временное владение и пользование обществу с ограниченной ответственностью "Уватское коммунальное предприятие" (далее - общество) и возвращены последним только 29.07.2021.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, на основании поступивших в управление материалов проверки, проведенной Отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уватскому району, по факту сброса муниципальным предприятием "Ивановское КП" (правопредшественник предприятия, далее - МП "Ивановское КП") отходов жидких неканализированных объектов водопотребления на земельный участок с кадастровым номером 72:18:0607001:212, расположенный по адресу: Тюменская область, Уватский район, земельный участок N 31, в отношении предприятия возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), начато административное расследование (определение от 29.06.2021), в рамках которого назначено проведение экспертизы (определение от 29.06.2021 N 17 З); специалистами филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Тюменской области произведен отбор проб почвы на земельном участке с кадастровым номером 72:18:0607001:212 (акт обследования от 06.07.2021, протокол взятия проб и образцов от 06.07.2021, фототаблица), в которых согласно экспертному заключению от 19.07.2021 обнаружено превышение фоновых показателей содержания по обменному аммонию в 3 раза, по фосфат-иону в 1,9 раза, по хлорид-иону в 1,8 раза.
Постановлением управления от 25.08.2021 N 364 З МП "Туртасское КП" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Претензией от 25.08.2021 предприятию предложено оплатить причиненный в результате совершенного правонарушения ущерб, рассчитанный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (далее - Методика N 238).
Поскольку МП "Туртасское КП" в добровольном порядке вред возмещен не был, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с предприятия убытков в целях возмещения причиненного окружающей среде вреда в результате загрязнения почв.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Охрана окружающей среды осуществляется на основе принципа "загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Природоохранное законодательство, устанавливая общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, исходит из презумпции экологической опасности указанной деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, и возлагает на ведущих ее лиц обязанность осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (абзац девятый статьи 3, пункты 1 и 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среде).
В силу прямого указания пунктов 1 и 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, запрещается.
Исходя из положений пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, обязанность по возмещению вреда возлагается на лиц, в результате хозяйственной деятельности которых произошло соответствующее загрязнение, в том числе вследствие несоблюдения лицом обязательных требований, направленных на предотвращение и ликвидацию загрязнения.
Как указано в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49), лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, обосновывающие с разумной степенью достоверности причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Следовательно, ответственное за возмещение вреда лицо не может определяться истцом произвольно. При обращении в суд с иском о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, заинтересованное лицо должно установить круг хозяйствующих субъектов и иных лиц, осуществляющих эксплуатацию производственных объектов и (или) выступающих источником образования загрязняющих веществ, попадающих в почвы на соответствующем земельном участке.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что МП "Ивановское КП" с использованием транспортных средств, принадлежащих ему на праве хозяйственного ведения, осуществлялось транспортирование и сброс на земельный участок с кадастровым номером 72:18:0607001:212 отходов жидких неканализированных объектов водопотребления.
Довод МП "Туртасское КП" о передаче спорных транспортных средств в аренду обществу был предметом рассмотрения нижестоящих судов и мотивированно ими отклонен со ссылкой на следующие обстоятельства: во время проведения административного расследования МП "Ивановское КП" на передачу транспортных средств не указывало; не заявляло об этом позднее и МП "Туртасское КП"; из представленных в материалы дела договора аренды транспортных средств и акта приема передаче к нему нельзя сделать однозначный вывод о передаче в аренду именно тех транспортных средств, с использованием которых осуществлялась транспортировка жидких неканализированных объектов водопотребления; иные доказательства передачи спорного имущества в аренду (например, путевые листы, данные системы ГЛОНАСС, подтверждающие перемещение транспортных средств) в нарушение требований статьи 65 АПК РФ предприятием не представлены; определением от 28.06.2022 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А75-16228/2021 процедура конкурсного производства, введенная в отношении общества, завершена.
Кроме того, как обоснованно указано судом апелляционной инстанции, независимо от того, кто осуществлял транспортировку отходов, спорные отходы принадлежали МП "Ивановское КП".
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, установив факт загрязнения предприятием земельного участка с кадастровым номером 72:18:0607001:212 отходами жидких неканализированных объектов водопотребления, пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с МП "Туртасское КП" ущерба.
Из содержания пункта 3 статьи 77, абзаца второго пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, пункта 14 Постановления N 49 следует, что причиненный окружающей среде вред должен возмещаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
Методика N 238 предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам, в том числе имеющим плодородный слой, в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Названной Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненный почвам как самостоятельному естественно-историческому органоминеральному природному телу, возникшему на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящему из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющему специфические генетико-морфологические признаки и свойства, создающие в некоторых случаях при определенных природно-климатических условиях благоприятные химические, физические и биологические условия для роста и развития растений, в результате их загрязнения, порчи (частичного разрушения), уничтожения (полного разрушения) плодородного слоя (пункты 1 и 2 Методики N 238).
Расчет размера вреда, причиненного почвам на спорном земельном участке, произведен управлением в соответствии с Методикой N 238 и предприятием не оспорен.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленное требование, взыскав с МП "Туртасское КП" 2 880 000 руб.
Доводы предприятия, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на иную оценку доказательств, исследованных судами при рассмотрении дела, существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают, в связи с чем оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.12.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 28.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-17725/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Методика N 238 предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам, в том числе имеющим плодородный слой, в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Названной Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненный почвам как самостоятельному естественно-историческому органоминеральному природному телу, возникшему на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящему из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющему специфические генетико-морфологические признаки и свойства, создающие в некоторых случаях при определенных природно-климатических условиях благоприятные химические, физические и биологические условия для роста и развития растений, в результате их загрязнения, порчи (частичного разрушения), уничтожения (полного разрушения) плодородного слоя (пункты 1 и 2 Методики N 238)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июля 2024 г. N Ф04-2406/24 по делу N А70-17725/2023