г. Тюмень |
|
6 августа 2024 г. |
Дело N А03-7479/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Донцовой А.Ю.
Рахматуллина И.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств веб-конференции помощником судьи Рыбкиной рассмотрел кассационную жалобу администрации города Белокуриха Алтайского края на решение от 11.09.2023 Арбитражного суда Алтайского края (судья Энтус О.В.) и постановление от 07.12.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А03-7479/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экспозиция" (656019, Алтайский край, город Барнаул, улица Гущина, дом 167, квартира 37, ОГРН 1142223014614, ИНН 2222830310) к администрации города Белокуриха Алтайского края (659900, Алтайский край, город Белокуриха, улица братьев Ждановых, 9А, ОГРН 1022200535280, ИНН 2203004607) о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 22:64:012601:229; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 22:64:012601:229.
В судебном заседании 25.07.2024 посредством веб-конференции принял участие представитель администрации города Белокуриха Холкин С.В. по доверенности от 25.06.2024.
В судебных заседаниях до 25.07.2024 посредством веб-конференции принимали участие: от администрации города Белокуриха Холкин С.В. по доверенности от 26.06.2023, от общества с ограниченной ответственностью "Экспозиция" Бадажков П.Е. по доверенности от 10.06.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Экспозиция" (далее - ООО "Экспозиция", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации города Белокуриха Алтайского края (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа администрации, оформленного письмом от 20.02.2023 N 262/П/870, в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 22:64:012601:229, расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г. Белокуриха, примерно в 120 м, по направлению на северовосток от ориентира ул. Славского, 44, с "в целях организации терренкуров" на вид разрешенного использования - "недропользование"; обязании администрации города Белокуриха Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 22:64:012601:229, расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г. Белокуриха, примерно в 120 м, по направлению на северо-восток от ориентира ул. Славского, 44, с "в целях организации терренкуров" на вид разрешенного использования "недропользование" - код 6.1 вида разрешенного использования земельного участка Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 10.11.2020 N П/0412.
Решением от 11.09.2023 Арбитражного суда Алтайского края заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением от 07.12.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение от 11.09.2023 суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы администрация приводит следующие доводы:
в рассматриваемом случае у заявителя есть право пользования недрами, что подтверждается лицензией, но нет прав на участок, необходимый для такого пользования, следовательно, действие градостроительного регламента распространяется на заявителя в полной мере; судами не оценено содержание "Положительного экспертного заключения", приложенного к лицензии БАР N 004976-ВЭ, а именно не оценено, что разведка и оценка подземных вод в этом проекте - это не что иное как геологическое изучение недр; заявитель может осуществлять свою деятельность без предоставления земельного участка и оформления сервитута; действия заявителя являются недобросовестным осуществлением гражданских прав, так как целью обращения в суд является не разведка и оценка запасов подземных вод с их извлечением для собственного водоснабжения, а получение во владение и пользование в обход установленной процедуры выбранного земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Определениями от 02.04.2024, 02.05.2024, 30.05.2024, 11.06.2024, 25.06.2024 судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы администрации откладывалось для представления сторонами дополнительных пояснений, а также в связи с болезнью судьи.
Из представленных пояснений следует, что: общество в связи с выдачей ему спорной лицензии, а также другой аналогичной лицензии (N БАР 004975 ВЭ) не обращалось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду, полагая, что ему будет отказано по основанию несоответствия разрешенного использования земельного участка целям его предоставления; общество не злоупотребляет своими правами, проявляя заинтересованность в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка общей площадью 12 542 кв. м; суды верно отклонили доводы о нецелесообразности использования земельного участка заявителем; у заявителя имеется необходимая проектная документация.
Администрация представила дополнения к кассационной жалобе, в которых ссылается на то, что заявитель не ведет никакой хозяйственной деятельности на территории города Белокуриха; на смежных земельных участках существующие объекты (санатории "Эдем" и Катунь", не принадлежащие обществу) полностью подключены и обеспечивается водой через систему центрального водоснабжения, при отсутствии дефицита в водоснабжении; соседние земельные участки попадают в пояса санитарной охраны, что может негативно сказаться на осуществлении ими нормальной хозяйственной деятельности; несмотря на то, что решение по настоящему спору вступило в силу 07.12.2023, общество так и не обратилось за предоставлением земельного участка.
В судебных заседаниях до 23.07.2024 представитель общества поддержал ранее изложенную им при рассмотрении дела и в представленных суду кассационной инстанции документах правовую позицию, представитель администрации во всех судебных заседаниях просил кассационную жалобу удовлетворить.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края ООО "Экспозиция" выдана лицензия на пользование недрами серии БАР N 004976-ВЭ (далее - лицензия) для разведки и добычи подземных вод, наименование участка недр: Белокурихинсколесной, расположение участка недр: в городе Белокуриха Алтайского края, срок окончания пользования участком недр 29.06.2047.
В соответствии с пунктами 1.3 - 2.3 лицензии, вид пользования недрами: разведка и добыча подземных вод. Категория участка недр: участок недр местного значения.
Основание предоставления права пользования участком недр: принятое
в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Целевое назначение: для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения. Иные сведения: Тип подземных вод: питьевые воды (ХПВ), целевое использование подземных вод: питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, объем добычи подземных вод: 81 м/сут. Наименование участка недр, предоставленного в пользование: Белокурихинсколесной. Участок недр имеет статус: горный отвод. Схема расположения участка недр и описание его пространственных границ содержатся в приложении
3 к настоящей лицензии
на пользование недрами.
Из положений пункта 5.5 приложения N 1 к лицензии за заявителем закреплена обязанность до начала работ оформить права пользования земельным участком на срок действия лицензии в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 2 к лицензии в пределах участка земли ограниченного пользования, земли обороны и безопасности, родовых угодий коренных малочисленных народов, особых условий Министерства обороны Российской Федерации, природоохранных и других возможных ограничений отсутствуют.
Согласно Приложению N 2 к лицензии на пользование недрами, расположение участка недр: в городе Белокуриха Алтайского края. Характеристика участка недр:
1. В пределах участка земли ограниченного пользования, земли обороны и безопасности, родовых угодий коренных малочисленных народов, особых условий Министерства обороны Российской Федерации, природоохранных и других возможных ограничений отсутствуют. 2. Водозабор состоит из трех проектных скважин NN 1, 2, 3, глубиной до 65 м. Предполагаемый водоносный горизонт относится к палеозойской зоне.
3. Перспективная потребность в воде составляет 81 м/сут, 28 тыс. м
/год, в том числе по скважинам:
1 - 63 м
/сут (22.9 тыс. м
/год);
2 - 18 м
/сут (5.1 тыс. м
/год);
N 3 - резервная. 4. Работы по оценке запасов на участке недр не проводились.
В границах участка недр по состоянию на 04.07.2022 запасы и ресурсы полезных ископаемых отсутствуют.
В Приложении N 3 к лицензии содержится Схема расположения участка недр и описание его пространственных границ.
ООО Экспозиция
разработан проект на выполнение работ и получено положительное экспертное заключение от 12.08.2022
155-02-08/2022 по проекту, подготовленному уполномоченным органом - Сибирским территориальным отделением Федерального государственного казенного учреждения
Росгеолэкспертиза
, согласно выводам которого эксперт установил следующее: 1. После исправления технических ошибок по замечаниям экспертизы окончательный вариант
Проекта на выполнение работ по объекту:
Разведка и оценка запасов подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ООО
Экспозиция
на участке недр Белокурихинсколесной, расположенного на территории г. Белокуриха Алтайского края
соответствует условиям пользования недрами, закрепленным в лицензии на пользование недрами БАР 004976 ВЭ, требованиям технического (геологического) задания и Правил проектирования. 2. Принятая методика, техника, технология и комплекс проектируемых работ по разведке недр на объекте в целом соответствуют требованиям законодательства о недрах. 3. Окончательное решение о возможности отбора подземных вод, приуроченные к водоносной палеозойской зоны в количестве заявленной потребности 81 м
/сут. и требуемого качества может быть принято только после выполнения проектируемых работ. 3. В соответствии с частью первой пункта 23
Порядка проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых
, утвержденного приказом Минприроды России от 23.09.2016
490, окончательный вариант представленного на экспертизу проекта на выполнение работ по объекту:
Разведка и оценка запасов подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ООО
Экспозиция
на участке недр Белокурихинсколесной, расположенного на территории
г. Белокуриха Алтайского края" оценивается положительно. 4. Рекомендуемые
к выполнению виды и объемы работ по проекту приведены в Приложении N 1
к настоящему экспертному заключению. Предоставленный заявителю для разведки
и добычи подземных вод, располагается в пределах границ земельного участка площадью 12 542 кв. м, находящегося по адресу: Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Славского, 44, кадастровый номер: 22:64:012601:229 с видом разрешенного использования "в целях организации терренкуров".
ООО "Экспозиция" обратилось в администрацию на основании статей 39.6, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) с заявлением от 06.09.2022 об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Славского, 44, с кадастровым номером: 22:64:012601:229 с "в целях организации терренкуров" на "недропользование" - код 6.1 вида разрешенного использования земельного участка Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра N П/0412 от 10.11.2020 (далее - Классификатор).
Администрация постановлением от 15.09.2022 N 1305 отказала ООО "Экспозиция" в предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка, в обоснование которого ссылалась на нарушение требований пункта 2 статьи 7, пункта 3 статьи 85 ЗК РФ, статьи 29 Правил землепользования и застройки муниципального образования города Белокуриха, утвержденных решением от 25.12.2013 N 180 Белокурихинского городского Совета депутатов (далее - ПЗЗ).
Посчитав незаконным постановление администрации города Белокуриха Алтайского края от 15.09.2022 N 1305 об отказе в предоставлении разрешения и согласования на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 22:64:012601:229, ООО "Экспозиция" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным постановления администрации от 15.09.2022 N 1305 об отказе в предоставлении разрешения и согласования на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 22:64:012601:229, расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г. Белокуриха, примерно в 120 м, по направлению на северо-восток от ориентира ул. Славского, 44, на вид разрешенного использования - "недропользование"; об обязании администрацию города Белокуриха Алтайского края в десятидневный срок с момента вступления судебного акта в законную силу повторно рассмотреть заявление ООО "Экспозиция" об изменении вида разрешенного использования земельного участка от 06.09.2022.
Решением от 12.12.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-14821/2022, оставленным без изменения постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023, суд признал незаконным постановление администрации от 15.09.2022 N 1305 об отказе обществу в предоставлении разрешения и согласования на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 22:64:012601:229, расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г. Белокуриха, примерно в 120 м, по направлению на северо-восток от ориентира ул. Славского, 44, на вид разрешенного использования - "недропользование"; обязал администрацию в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление ООО "Экспозиция" об изменении вида разрешенного использования земельного участка от 06.09.2022.
При повторном рассмотрении заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Славского, 44, с кадастровым номером: 22:64:012601:229 с "в целях организации терренкуров" на "недропользование", администрация письмом от 20.02.2023 N 262/П/870 отказала в изменении вида разрешенного использования, указав, что испрашиваемый земельный участок относится к землям населенных пунктов, не соответствует целям использования "недропользование", не может быть использован для разведки и добычи подземных вод, так как не предполагает проведение работ по разведке и добыче полезных ископаемых; на испрашиваемую территорию разработан и утвержден проект межевания территории части улицы Славского от участка N 40а до участка N 83 в городе Белокуриха Алтайского края; для изменения вида разрешенного использования необходимо представить документы, подтверждающие уточнение границ горного отвода.
Полагая, что отказ является незаконным и нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что отказ администрации обществу в предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка, со ссылками на нарушения требований пункта 2 статьи 7, пункта 3 статьи 85 ЗК РФ, статьи 29 ПЗЗ, не соответствует положениям действующего земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Между тем судами не принято во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд принадлежит лицу, права и законные интересы которого нарушены.
В силу статей 11, 12 ГК РФ, в арбитражном суде осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, перечисленными в статье 12 названного Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав. Если истец избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению, и не обеспечивающий восстановление прав, его требования не могут быть удовлетворены.
Судебная защита в порядке главы 24 АПК РФ предполагает восстановление нарушенного права заявителя в правоотношениях с заинтересованным лицом посредством пресечения неблагоприятных последствий незаконных актов (решений, действий, бездействия), а также понуждения заинтересованного лица к надлежащему исполнению предусмотренных законом обязанностей и не может быть направлена на разрешение спора о праве между сторонами.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Как указано в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 21), рассмотрение дел по правилам главы 24 АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (статьи 8, 9 и часть 1 статьи 189, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.
Суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет следующие имеющие значение для дела обстоятельства:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 4 статьи 198, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Как указано в пункте 17 Постановления N 21, осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 9 и часть 9 статьи 226 КАС РФ, статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).
При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.
Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В частности, проверяя законность решения, действия (бездействия) по основанию, связанному с несоблюдением требования пропорциональности (соразмерности) и обусловленным этим нарушением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, судам с учетом всех значимых обстоятельств дела надлежит выяснять, являются ли оспариваемые меры обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, не приводит ли их применение к чрезмерному обременению граждан и организаций.
Отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца (заявителя) не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (заявления).
Пунктом 18 Постановления N 21 предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законодательством органу или лицу, наделенным публичными полномочиями, предоставляется усмотрение при реализации полномочий, суд в соответствии со статьей 6 АПК РФ осуществляет проверку правомерности (обоснованности) реализации усмотрения в отношении граждан, организаций. Осуществление усмотрения, включая выбор возможного варианта поведения, вопреки предусмотренным законом целям либо в нарушение требований соразмерности является основанием для вывода о нарушении пределов усмотрения и для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018 (далее - Обзор), приведены следующие правовые позиции.
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 ГрК РФ.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ, пункт 2 статьи 7 ЗК РФ). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 ГрК РФ порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 ГрК РФ).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор).
Статья 5 ЗК РФ к правообладателям земельных участков относит собственников земельных участков (лица, являющиеся собственниками земельных участков), землепользователей (лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования), землевладельцев (лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения) и арендаторов (лица, владеющие земельными участками по договору аренды, договору субаренды).
В пункте 1 Обзора указано, что исходя из положений пункта 4 статьи 37 ГрК, пункта 3 статьи 85 ЗК РФ правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 ГрК РФ следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке (пункт 3 Обзора).
На основании указанных норм права и разъяснений о их применении следует прийти к выводу, что правомочие по изменению вида разрешенного использования реализуется указанными лицами (статья 5 ЗК РФ) и необходимо для определения правового режима использования ими земельного участка, поскольку возможные виды деятельности на земельном участке для них регламентируются именно градостроительными регламентами.
Между тем ООО "Экспозиция" в настоящий момент не может быть отнесено к какой-либо разновидности землепользователей, и не обосновало необходимость для него процедуры изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Искомое обществом изменение правового режима земельного участка приведет в действительности к установлению такого правового режима, когда единственным возможным видом деятельности на земельном участке будет вид - Недропользование (код 6.1), но при отсутствии субъекта, поскольку общество свои права на земельный участок не оформило, законность иных видов деятельности для всех других землепользователей станет определяться по отношению к виду "недропользование".
Кроме того, необходимость для восстановления прав общества на основании лицензии именно требуемой процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка не обоснована.
Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) установлен разрешительный порядок пользования недрами: предоставление участка недр в пользование (в виде горного отвода - геометризованного блока недр) оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование участком недр (статьи 7 и 11).
Право пользования участком недр местного значения предоставлено обществу на основании лицензии БАР 004976 ВЭ (далее - лицензия), категория участка: участок недр местного значения; целевое назначение: для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственного водоснабжения; тип подземных вод: питьевые воды (ХПВ), целевое использование: питьевое и хозяйственное водоснабжение, объем добыч: 81 м
в сутки; участок недр имеет статус: горный отвод; схема расположения участка недр и описание пространственных границ содержится в приложении
3 к лицензии.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Условия использования определяются не градостроительными регламентами, а условиями лицензии и законодательством о недрах.
В силу части 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2.3 Закона о недрах, к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Абзацем первым статьи 23.2 Закона о недрах предусмотрено, что разработка месторождений полезных ископаемых, добыча полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки), осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В разделе 4 лицензии БАР 004976 ВЭ (4. Обязательства по пользованию недрами) в пункте 4.1 установлено следующее: "Обязательства по проведению геологического изучения недр, проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, согласованию и утверждению технических проектов и иной проектной документации на осуществление пользование недрами не установлены".
В разделе 5 лицензии (5. Требования по рациональному использованию и охране недр, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами) в пункте 5.2 установлено, что пользование недрами осуществляется в соответствии с проектной документацией на осуществление геологического изучения недр, проектной документации на осуществление разведки месторождений полезных ископаемых, техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, техническим проектом строительства и эксплуатации подземных сооружений, техническим проектом ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами; в пункте 5.3 - пользователь недр осуществляет ведение мониторинга состояния недр в течение срока эксплуатации водозабора в соответствии с техническим проектом разработки месторождения подземных вод, согласованным в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах.
При этом, пунктом 5.4 лицензии установлено, что пункты 5.2 и 5.3 условий пользования недрами применяются в случаях, не противоречащих требованиям, предусмотренным статьей 23.2 Закона о недрах.
Пунктом 5.5 лицензии предусмотрено, что до начала работ на участке пользователь недр обязан: - оформить право пользования земельным участком на срок действия лицензии в соответствии с действующим законодательством; обустроить и эксплуатировать зоны санитарной охраны в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Пункт 5.6 лицензии устанавливает обязательство для общества начать добычу подземных вод в течение 1 года с момента регистрации лицензии (выдана 04.07.2022).
Пунктом 5.6 лицензии определено, что до начала добычи подземных вод общество должно получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Иными пунктами раздела 5 лицензии установлены обязательства общества в части соблюдения объемов водоотбора, учета извлекаемых вод, их мониторинга, обязательства по обеспечению безопасного ведения работ, проверки состояния водозаборной скважины и др.
Таким образом, из анализа земельного и градостроительного законодательства, законодательства о недропользовании следует, что подземные воды являются полезными ископаемыми и использование земельных участков для добычи полезных ископаемых может осуществляться только в соответствии с Законом о недрах.
Земельные участки для добычи полезных ископаемых предоставляются в аренду в особом порядке (без учета градостроительного регламента территориальной зоны), а условия использования земельного участка определены лицензией на право пользования недрами.
Земельный участок для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых формируется без учета требований градостроительного регламента, так как действие градостроительного регламента на него не распространяется и без учета территориальных зон. Правило о недопустимости образования земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон не применимо (определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 N 18-АПА19-26, от 19.01.2017 N 56-АПГ16-31).
Таким образом, деятельность общества как субъекта недропользования определяется условиями лицензии, а не градостроительными регламентами, которые сами по себе не могут нарушать права общества.
Кроме того, частью 3 статьи 7 Закона о недрах установлено, что предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. Документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), оформляются органом федерального государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в отношении участков недр местного значения) после подготовки и согласования в установленном порядке технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых или технического проекта строительства и эксплуатации подземных сооружений, предусмотренных статьей 23.2 настоящего Закона.
Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1465 утверждены Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.
Приказом Ростехнадзора от 09.12.2020 N 508 утверждены Требования к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений к горноотводному акту и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.
Абзацем первым статьи 23.2 Закона о недрах предусмотрено, что разработка месторождений полезных ископаемых, добыча полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки), осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Указанная норма исключает обязанность разработки и согласования технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых для участков недр, предоставленных для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 м/сут.
Кроме того, Правила разработки месторождений подземных вод (утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.07.2020 N 530) не распространяются на добычу подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) (пункт 2 Правил).
В данном случае объем добычи - менее 100 кубических метров (81 м), соответственно, не требуется разработка и утверждение проекта разработки месторождения, а также разработка и добыча полезного ископаемого в соответствии с утвержденными правилами.
Таким образом, учитывая, что по условиям лицензии добыча подземных вод составляет 81 м/сут., оформление обществом документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода не требуется.
В любом случае процедура уточнения границ горного отвода не является изменением границ участка недр и не влечет за собой расширения границ лицензионного участка.
Горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, может оформляться в качестве дополнения к лицензии на право пользования недрами. Добыча полезных ископаемых допускается только в границах участка недр, предоставленного в пользование в установленном порядке. Уточнение границ горного отвода не связано с изменением границ участка недр, в связи с чем как до, так и после включения документов, уточняющих горный отвод, в состав лицензии на право пользования недрами, осуществление добычи полезных ископаемых в границах уточненного горного отвода, но за пределами лицензионного участка, не допускается.
В данном случае следует принять во внимание, что право недропользователя на осуществление в границах горного отвода пользования недрами не отменяет установленный порядок предоставления земельного участка в аренду.
Абзацем третьим статьи 25.1 Закона о недрах предусмотрено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического и (или) горного отвода, а также после утверждения документации для осуществления пользования недрами.
Обществом разработан проект на выполнение работ по объекту "Разработка и оценка запасов подземных вод для питьевого и хозяйственного водоснабжения ООО "Экспозиция" на участке недр Белокурихинсколесной, расположенного на территории г. Белокуриха Алтайского края.
Из данного проекта следует, что места расположения скважин определены и отражены на схеме на рисунке 3.1, в части буровых работ предусмотрено бурение 3-х водозаборных скважин на глубине 65 м, диаметр бурения - 132 мм, а также устройство водоотводов 50 п.м. При этом иные буровые работы не предусмотрены. Приведен перечень проектируемых работ по разделам: предполевые работы, полевые работы, мониторинг подземных вод, опробование, топографо-геодезические работы, лабораторные работы и камеральные работы.
Вопросы оформления права на недра не равнозначны порядку оформления земельного участка, необходимого для выполнения работ, связанных с пользованием недрами, тем более, что горный отвод и земельный участок - это самостоятельные объекты права. В этой связи лицензия на право пользования недрами является лишь основанием для последующего оформления земельного участка в целях недропользования при соблюдении определенных условий и требований, но не документом, подтверждающим правомочия владения, пользования и распоряжения земельными участками, расположенными в границах горного отвода.
Указанное следует из положений статьи 25.1 Закона о недрах, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 N 15737/05.
В свою очередь, право недропользователя на осуществление в границах горного отвода пользования недрами не отменяет установленный порядок предоставления земельного участка в аренду.
Согласно пункту 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с преамбулой, статьей 2 Закона о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
Таким образом, понятия "участок недр" и "земельный участок" не являются тождественными. Действующее законодательство о недропользовании не связывает предоставление права пользования участком недр с наделением пользователя недр исключительным правом использования всех или некоторых земельных участков, находящихся в границах участка недр. Горный отвод находится под поверхностью земли, установление его границ производится не в целях определения площади земельного участка, необходимого для недропользования, при этом установление границ горного отвода не исключает распоряжение уполномоченным органом власти землей на территории над горным отводом в иных целях, не связанных с недропользованием.
В Определении от 27.05.2010 N ВАС-6704/10 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал на необходимость предоставления доказательств необходимости предоставления для эксплуатации принадлежащих обществу объектов земельного участка, равного по площади горному отводу. Размер земельного участка, необходимого для расположения и обслуживания объектов, предназначенных для эксплуатации месторождения, должен определяться в соответствии с утвержденными нормами или проектно-технической документацией.
Как уже было указано, подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов подробным образом регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ и состоит из нескольких последовательных стадий, включая: подготовку схемы образуемого земельного участка; процедуру получения предварительного согласования предоставления земельного участка; выполнение кадастровых работ осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; подачу в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка и оформление правоустанавливающих документов.
Статьей 39.15 ЗК РФ определена процедура получения заинтересованным лицом предварительного согласования предоставления земельного участка, начальным этапом которой является изготовление схемы, как способа образования земельного участка.
В частности, в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования не соответствует ВРИ либо категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию - на уполномоченный орган возложена обязанность в решении вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, указать на необходимость изменения ВРИ такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка (пункт 10).
В случае, предусмотренном пунктом 10 статьи 39.15 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы государственной власти или органы местного самоуправления:
1) с ходатайством об обращении органа государственной власти или органа местного самоуправления в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о виде или видах разрешенного использования земельного участка, выбранных в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки;
2) с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
3) с заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
4) с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую.
Таким образом, установленный законом порядок оформления земельного участка для осуществления недропользования предполагает первоначальное обращение заявителя в соответствующий уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка.
При этом, как было отмечено, земельные участки для добычи полезных ископаемых предоставляются в аренду в особом порядке (без учета градостроительного регламента территориальной зоны) в части, касающейся территории, необходимой для пользования недрами, а условия использования земельного участка определены лицензией на право пользования недрами.
Разрешение вопроса о предоставлении земельного участка для недропользования, в том числе определение границ такого участка, в соотношении с заявленными границами и условиями лицензии, относится к компетенции органов местного самоуправления.
В рассматриваемом случае ООО "Экспозиция" не обращалось с заявлением о предоставлении земельного участка в целях пользования недрами в соответствии с лицензией БАР 004976 ВЭ.
Утверждение общества о том, что ему будет отказано в предоставлении земельного участка по тому основанию, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, является ничем не подтвержденным предположением, к тому же, не учитывающем описанную процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка, в рамках которой вид разрешенного использования может быть изменен по заявлению самого общества.
Таким образом, права общества в данном случае обжалуемым решением администрации, не нарушены; препятствия у общества для обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в установленном порядке отсутствуют.
Подача обществом заявления об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка до обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, требующегося для осуществления деятельности по недропользованию согласно лицензии, не соответствует законодательно установленной процедуре осуществления владельцем лицензии прав по ней и процедуре получения земельного участка, что недопустимо; изменение вида разрешенного использования без соблюдения специальных, предусмотренных законом процедур предоставления публичных участков в таких целях является неправомерным.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что только по результатам действий общества по оформлению права на использование земельного участка могут быть определены надлежащие основания и условия его использования.
Так, согласно введенному Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ пункту 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.33 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Постановление N 1300).
В пункте 10 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановленим N 1300, содержатся: объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Частью 1 статьи 51 ГрК РФ установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Указанные в части 1 статьи 51 ГрК РФ исключения перечислены в части 17 той же статьи.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 533-ФЗ, вступившим в силу с 11.01.2015, часть 17 статьи 51 ГрК РФ дополнена пунктом 4.2, предусматривающим, что в случае строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, выдача разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, к названным исключениям, применимым к созданию объектов недвижимости юридическими лицами, относится строительство, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Национальным стандартом Российской Федерации "Геофизические исследования скважин. Термины и определения" (ГОСТ Р 54362-2011) в пункте 2 части 2 установлено определение термина "скважина буровая", под которой понимается цилиндрическая выработка, пройденная буровым инструментом в горных породах земной коры для изучения ее геологического строения или добычи полезных ископаемых, а также дано разъяснение, что по назначению скважин различают: картировочные, опорные, структурные, поисковые, разведочные, эксплуатационные, горнотехнические, гидрогеологические.
Изложенное позволяет предположить необходимость оценки возможности реализации прав общества и в указанном порядке, что невозможно без соответствующего обращения самого общества, которое, выполняя законно установленную обязанность по получению в пользование земельного участка, должно обосновать, на каких именно условиях ему должен быть предоставлен земельный участок (договор аренды или размещение без предоставления земельного участка).
Судебная защита в порядке главы 24 АПК РФ предполагает восстановление нарушенного права заявителя в правоотношениях с заинтересованным лицом посредством пресечения неблагоприятых последствий незаконных актов (решений, действий), а также понуждения заинтересованного лица к надлежащему исполнению предусмотренных законом обязанностей, и не может быть направлена на разрешение спора о праве.
В данном случае представитель общества не обосновал ни в суде первой инстанции, ни при рассмотрении кассационной жалобы, каким образом само по себе изменение вида разрешенного использования всего спорного земельного участка восстановит его права в условиях, когда общество не приняло никаких мер для целей предоставления земельного участка, не определены основания и необходимые условия его использования.
Необходимость обращения с целью оформления права пользования земельным участком имеет существенное значение как в силу изложенного, так и по тому основанию, что общество не привело никаких разумных объяснений своей позиции, состоящей в том, что получив несколько аналогичных лицензий (с условием начать добычу в течение 1 года), общество только инициирует споры об изменении видов разрешенного использования, но не осуществляет фактически действия по оформлению своих прав на земельный участок в соответствии с предусмотренной ЗК РФ процедурой.
Кроме того, разработанный обществом проект, как следует из его наименования и содержания - это проект разведки и оценки запасов подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения самого общества.
Между тем, из не опровергнутых обществом доводов администрации, а также из материалов дела, следует, что у общества ни на спорном земельном участке, ни на смежных с ним не имеется каких-либо зарегистрированных на праве собственности объектов.
Согласно материалам дела, Минприроды Алтайского края в письме от 13.02.2023 N 2410/1823 директору ООО "Экспозиция" запрашивало у последнего сведения о том, оформлено ли обществом право на земельные участки, введены ли в эксплуатацию скважины и начата ли добыча подземных вод по водозаборам по лицензиям NN БАР 80676 ВЭ, БАР 004975 ВЭ, БАР 004976 ВЭ, разработаны ли проекты ЗСЛ источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получено ли санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, предоставляется ли информация о статистической отчетности (формы 4-ЛС, 2-ТП (Водхоз), сведения по учету добычи подземных вод.
В ответ на данное письмо общество сообщило, что права пользования на земельные участки не оформило ни по одной из трех лицензий, чему препятствуют отказы администрации в изменении вида разрешенного использования земельных участков.
Управление Росреестра в письме от 26.01.2023 N 18-ЭЛ-00679/23 также запрашивало у ООО "Экспозиция" информацию о том, используются ли земельные участки с кадастровым номерами 22:64:012601:229 (спорный участок), 22:64:012601:223, 22:64:012601:232, 22:64:012407:8 для разведки и добычи подземных вод.
До настоящего времени общество данные обстоятельства не подтвердило.
Учитывая, что участок недр, предоставленный в пользование по лицензии, и земельный участок, предоставляющийся для пользования участком недр - не тождественные понятия, само по себе наличие лицензии не означает безусловное право лицензиата на получение всего земельного участка площадью 12 542 кв. м.
В этой связи, поскольку общество не обращалось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, администрацией не рассмотрены соответствующие документы по участку, его границам, местоположению, не принято какого-либо решения, постольку права общества в настоящий момент не нарушены, а потому правовых оснований для признания недействительным оспариваемого решения администрации у судов не имелось.
Предположение общества о том, что в предоставлении конкретного участка будет отказано, не свидетельствует о нарушении прав общества для целей признания недействительным оспариваемого решения администрации в порядке статей 198, 200 АПК РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
В связи с тем, что судами двух инстанций при рассмотрении дела установлены все фактические обстоятельства дела, однако неправильное применение норм материального права привело к принятию неверного решения об удовлетворении заявленных требований, суд округа полагает возможным отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, приняв новый судебный акт об отказе в их удовлетворении.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене в соответствии с частью 2 статьи 288 АПК РФ с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления общества.
Так как при подаче заявления обществом уплачена государственная пошлина в сумме 6 000 руб., а статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер пошлины по настоящему заявлению составляет 3 000 руб., принимая во внимание положения статьи 110 АПК РФ и то обстоятельство, что обществу в удовлетворении заявления отказано, обществу из федерального бюджета подлежит возвращению 3 000 руб. за рассмотрение заявления.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.09.2023 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 07.12.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-7479/2023 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Экспозиция" отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Экспозиция" из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение заявления.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 31.12.2014 N 533-ФЗ, вступившим в силу с 11.01.2015, часть 17 статьи 51 ГрК РФ дополнена пунктом 4.2, предусматривающим, что в случае строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, выдача разрешения на строительство не требуется.
...
Национальным стандартом Российской Федерации "Геофизические исследования скважин. Термины и определения" (ГОСТ Р 54362-2011) в пункте 2 части 2 установлено определение термина "скважина буровая", под которой понимается цилиндрическая выработка, пройденная буровым инструментом в горных породах земной коры для изучения ее геологического строения или добычи полезных ископаемых, а также дано разъяснение, что по назначению скважин различают: картировочные, опорные, структурные, поисковые, разведочные, эксплуатационные, горнотехнические, гидрогеологические."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 августа 2024 г. N Ф04-779/24 по делу N А03-7479/2023