г. Тюмень |
|
15 августа 2024 г. |
Дело N А70-17582/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Чапаевой Г.В.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дина" на решение от 05.12.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 22.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-17582/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дина" (625000, город Тюмень, улица Челюскинцев, дом 15, ОГРН 1027200877175, ИНН 7202009143; 625000, город Тюмень, улица Федюнинского, дом 55) к муниципальному казенному учреждению "Комитет по рекламе" (625001, город Тюмень, улица Луначарского, дом 51/2, ОГРН 1057200561637, ИНН 7202132429) об оспаривании предписания и письма.
Другое лицо, участвующее в деле, - индивидуальный предприниматель Михайлов Иван Владимирович (ОГРНИП 316723200101014).
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Дина" - Рыбалов А.Ф. по доверенности от 01.01.2024;
от муниципального казенного учреждения "Комитет по рекламе" - Орлов К.М. по доверенности от 15.01.2024.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дина" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Комитет по рекламе" (далее - комитет) о признании недействительными предписания о демонтаже рекламной конструкции от 26.05.2023 N 51-86-83/23 о демонтаже рекламной конструкции и письма от 21.06.2023 N 51-08-000619/23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Михайлов Иван Владимирович (далее - предприниматель).
Решением от 05.12.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 22.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли, что оспариваемое предписание содержит требование о демонтаже рекламной конструкции, а не информационного баннера; комитет и суды не наделены полномочиями по самостоятельному разграничению рекламной информации от иной.
В отзыве на кассационную жалобу комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Предприниматель отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является собственником здания по адресу: город Тюмень, улица Федюнинского, 55 (далее - здание); на основании договора от 12.04.2018 общество предоставило предпринимателю место для установки и эксплуатации рекламной конструкции (тип "баннерное панно") на фасаде здания; предпринимателем было получено разрешение комитета на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 08.05.2018 N 203 на срок по 11.04.2023.
В рамках осуществления контроля за размещением рекламных конструкций на территории города Тюмени комитетом 12.04.2023 выявлен факт самовольного размещения на фасаде вышеназванного здания рекламной конструкции (тип "баннерное панно") с информацией "А вы попробуйте! Рынок Михайловский 10 лет" (акт от 14.04.2023 N 214), в связи с чем предпринимателю выдано предписание от 20.04.2023 N 51-86-70/23 о демонтаже рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания и об удалении размещенной на ней информации в течение трех дней со дня выдачи предписания.
Неисполнение данного предписания в установленный срок послужило основанием для выдачи комитетом аналогичного предписания обществу от 26.05.2023 N 51-86-83/23 о демонтаже рекламной конструкции.
Письмами от 02.06.2023, 08.06.2023, 15.06.2023 общество сообщило комитету о фактическом отнесении спорной конструкции к неотъемлемым элементам здания (часть фасада) и неиспользовании ее в целях размещения рекламы.
По результатам рассмотрения представленной обществом проектной документации, комитет письмом от 21.06.2023 N 51-08-619/23 указал обществу на то, что "баннерное панно" крепится к конструкции являющейся частью фасада здания, при этом размещенная информация носит рекламный характер, в связи с чем предписание о демонтаже рекламной конструкции подлежит исполнению путем демонтажа рекламной информации ("баннерного панно").
Не согласившись с данным предписанием и письмом комитета, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводам о том, что оспариваемые акты соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу пункта 15.1 части 1 статьи 15, пункта 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района, муниципального, городского округа отнесена выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1).
В соответствии с положениями статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований названной статьи (часть 1).
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (часть 5).
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 9).
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10).
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21).
Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 названной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 21.1).
Аналогичные требования закреплены в Положении о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Тюмени, утвержденном постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 36-пк.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на фасаде спорного здания была размещена конструкция, содержащая рекламную информацию (адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к продавцу товара, формирование и поддержание потребительского интереса к нему); по истечении срока действия разрешения на установку и эксплуатацию указанной конструкции она не была демонтирована; выданное владельцу рекламной конструкции предписание о ее демонтаже не было исполнено в установленный срок.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о наличии у комитета правовых оснований для выдачи обществу (собственник здания) предписания о демонтаже рекламной конструкции.
Вопреки позиции общества изложенное в предписании от 26.05.2023 требование (с учетом его уточнения в письме от 21.06.2023) не обязывало его демонтировать конструкцию, являющуюся неотъемлемой частью фасада здания; собственнику здания было предложено удалить размещенное на конструкции "баннерное панно".
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемые акты соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела. Ссылка общества на отсутствие у комитета и судов полномочий по отнесению той или иной информации к рекламной является ошибочной.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы общества.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.12.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 22.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-17582/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Г.В. Чапаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении требований о признании недействительными предписания о демонтаже рекламной конструкции, установив, что конструкция содержала рекламную информацию и была установлена без действующего разрешения. Суд подтвердил правомерность действий органа местного самоуправления и указал на необходимость исполнения предписания о демонтаже.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 августа 2024 г. N Ф04-2852/24 по делу N А70-17582/2023