город Тюмень |
|
23 августа 2024 г. |
Дело N А81-8113/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бедериной М.Ю.
судей Курындиной А.Н.
Чинилова А.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Парис Н.И. с использованием систем веб-конференции рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГрадПроект" на решение от 17.12.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Чалбышева И.В.) и постановление от 09.04.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Еникеева Л.И., Веревкин А.В., Горобец Н.А.) по делу N А81-8113/2023, принятые по иску общества с ограниченной ответственностью "ГрадПроект" (ИНН 7203195559, ОГРН 1077203031531) к муниципальному казенному учреждению "Управление коммунального заказа" (ИНН 8906006158, ОГРН 1028900765937) о признании недействительным решения об одностороннем отказе от контракта.
В судебном заседании в онлайн-режиме принял участие представитель муниципального казенного учреждения "Управление коммунального заказа" - Соловьев А.В. по доверенности от 17.07.2024.
В здании суда округа в заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ГрадПроект" - Валеев В.Р. по доверенности от 20.03.2024.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ГрадПроект" (далее - ООО "ГрадПроект", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление коммунального заказа" (далее - МКУ "УКЗ", ответчик, учреждение) о признании недействительным решения от 10.08.2023 N 89-175-1651/01-06/4956 об отказе от муниципального контракта.
Решением от 17.12.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 09.04.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
С кассационной жалобой обратилось общество, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы ее податель указывает следующее: календарный план утвержден заказчиком только 01.08.2023; переписка сторон свидетельствует о том, что заказчик принимал документацию, анализировал и выдавал замечания, то есть фактически осуществлял приемку выполненных исполнителем работ, не заявив ни об утрате интереса к исполнению муниципального контракта, ни об отсутствии потребительской ценности выполненных исполнителем работ; оснований для включения сведений об ООО "ГрадПроект" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с отсутствием в действиях исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта антимонопольный орган не установил.
В приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу предприятие просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.
Иные стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена судом округа в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ.
Судами установлено, что между ООО "ГрадПроект" (исполнитель) и МКУ "УКЗ" (заказчик) заключен муниципальный контракт от 02.06.2023 N 96-23/ЭА (далее - контракт) на выполнение работ по разработке проектной документации по благоустройству общественной территории города Муравленко, Купеческая площадь по улице 70 лет Октября (в районе домов 37, 49).
Согласно пункту 1.2 контракта результаты выполнения работ по контракту должны соответствовать требованиям, изложенным в задании по разработке проектной документации (Приложение N 1), которое является неотъемлемой частью контракта.
В соответствии с пунктом 1.4 контракта исполнитель обеспечивает получение положительного заключения государственной или негосударственной экспертизы.
Цена контракта 870 500 руб.
Срок исполнения контракта с учетом приемки и оплаты выполнения работ: установлен со дня заключения контракта до 02.11.2023.
Пунктом 10.3 предусмотрено, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от его исполнения, в соответствии с гражданским законодательством.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято сторонами в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров работ услуг для государственных и муниципальных нужд" (пункт 10.4 контракта).
10.08.2023 МКУ "УКЗ" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 89-175-1651/01-06/4956 в связи с нарушением исполнителем условий контракта.
Общество, полагая, что отказ заказчика от договора является незаконным, нарушает права и законные интересы подрядчика, обратилось в арбитражный суд с иском о признании незаконным одностороннего отказа заказчика от исполнения договора.
Суды в иске отказали.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела, МКУ "УКЗ", ссылаясь на то, что в связи с существенным нарушением исполнителем условий контракта МКУ "УКЗ" в значительной степени лишилось того, на что вправе было рассчитывать при заключении муниципального контракта, приняло решение N 89-175-1651/01-06/4956 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как указал ответчик, в соответствии с календарным планом, исполнитель обязан был выполнить работы: топографическая съемка (срок выполнения 26.06.2023-10.07.2023); согласование полноты топосъемки (срок выполнения 17.07.2023-24.07.2023); отчет по геодезическим изысканиям (срок выполнения 24.07.2023-31.07.2023); согласование карточки технических решений (срок выполнения 03.07.2023-17.07.2023); согласование основных проектных решений (срок выполнения 17.07.2023-31.07.2023), однако по состоянию на 07.08.2023 ООО "ГрадПроект" нарушены промежуточные сроки выполнения работ, а именно: не согласованы топографические материалы;
не предоставлены на рассмотрение и согласование заказчику программы на выполнение инженерных изыскании и отчет по выполненным инженерно-геодезическим изысканиям, не предоставлены карточки технических решении для согласования с заказчиком, не согласованы основные проектные решения для согласования с заказчиком.
В обоснование требования о признании недействительным решения от 10.08.2023 N 89-175-1651/01-06/4956 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта истец указывает, что ООО "ГрадПроект" в период с 09.06.2023 направляло в адрес заказчика смету на ПИР, топосьемку участка работ, разбивочный план с границами работ, карточку технических решений, а заказчик принимал документацию, анализировал и выдавал замечания, таким образом, фактически осуществлял приемку выполненных работ, при этом истец продолжает высполнять работы по контракту.
Календарные сроки выполнения работ (включая получение положительного заключения сторонами) определены до 01.10.2023.
В соответствии с пунктом 3.1.3 контракта исполнитель обязан разработать календарный план с четким указанием даты начала и окончания выполнения работ, промежуточных сроков выполнения работ (в том числе завершение работ по проектированию объекта и сдаче документации на рассмотрение в экспертизу, получение положительного заключения по проектной и сметной документации, согласований в инспектирующих организациях, и предоставить заказчику для утверждения в течение двух рабочих дней со дня заключения настоящего контракта. Сроки начала и окончания выполнения работ должны строго соответствовать условиям настоящего контракта (пункт 2.1). Заказчик при отсутствии замечаний к представленному календарному плану утверждает его. В случае выявления недостатков в представленном календарном плане, заказчик возвращает календарный план исполнителю на доработку и в сопроводительном письме устанавливает срок для устранения замечаний. Исполнитель обязан устранить замечания и направить календарный план заказчику в установленный срок. После утверждения календарного плана, он является неотъемлемой частью контракта.
Согласно пункту 3.1.4 контракта исполнитель обязан разработать смету на выполнение работ по настоящему контракту согласно действующего законодательства Российской Федерации и передать ее на согласование заказчику течение 5 рабочих дней со дня заключения контракта.
В соответствии с пунктом 3.1.6 контракта исполнитель обязан в течение двух рабочих дней со дня заключения контракта предоставить заказчику приказ о назначении ответственного лица за выполнение работ.
Календарный план направлен ООО "ГрадПроект" в адрес заказчика письмом от 09.06.2023 N М01.
Приказ о назначении ответственного лица направлен в адрес заказчика письмом от 09.06.2023 N М02 (от 21.06.2023 N 89-175-1651/01-06/3710).
В адрес ООО "ГрадПроект" ответчиком письмом от 22.06.2023 N 89-175-1651/01-06/3746 направлены замечания по календарному плану, срок предоставления установлен до 23.06.2023.
В связи с нарушением истцом обязательств по контракту, а именно: нарушение требований пунктов 3.1.3, 3.1.4 и 3.1.6 контракта, ответчиком принято решение о начале претензионной работы в отношении истца.
Письмом от 18.07.2023 N 89-175-1651/01-06/4404 МКУ "УКЗ" указало, что с момента направления письма от 22.06.2023 N 89-175-1651/01-06/3746, в котором указаны замечания по документации (со сроком исправления замечании до 23.06.2023), официальная переписка с заказчиком не велась и отсутствуют обращения о рассмотрении той или иной документации.
Письмом от 20.07.2023 N М04 обществом направлен календарный план, смета ПИР, топосъемка участка работ.
Письмом от 01.08.2023 N 89-175-1651/01-06/4709 заказчиком направлены замечания по топографической съемке.
Письмом от 01.08.2023 N М04 истцом направлен разбивочный план с границами работ.
Письмом от 01.08.2023 N М05 истцом направлен календарный план.
Письмом от 04.08.2023 N 89-175-1651/01-06/4812 в адрес ООО "ГрадПроект" направлено отрицательное заключение по сметной документации с установленным сроком для внесения корректировок до 04.08.2023.
Также 07.08.2023 заказчиком составлен акт, согласно которому установлено существенное нарушение условий муниципального контракта, а именно: нарушение пункта 3.1.4, а также нарушение промежуточных сроков выполнения работ, согласно утвержденному календарному плану. ООО "ГрадПроект" не согласованы топографические материалы, не предоставлены на рассмотрение и согласование заказчику программы на выполнение инженерных изыскании и отчет по выполненным инженерно-геодезическим изысканиям, не предоставлены карточки технических решений для согласования с заказчиком, не согласованы основные проектные решения для согласования с заказчиком что повлекло за собой существенное нарушение сроков выполнения работ, предусмотренных муниципальным контрактом.
Письмом от 08.08.2023 N М07 ООО "ГрадПроект" направлены в адрес МКУ "УКЗ" карточки технических решений.
16.08.2023 письмом заказчика N 89-175-1651/01-06/5094 карточки технических решений направлены на доработку с замечаниями, срок для исправления замечаний установлен до 18.08.2023.
Письмами от 16.08.2023 N N М09, М10 ООО "ГрадПроект" направлены: смета на ПИР с изменениями, топосъемка, откорректированная, согласно замечаниям.
16.08.2023 письмом N М09 исполнителем направлена смета на ПИР с изменениями.
18.08.2023 письмом N 89-175-1651/01-06/5137 заказчик направил исполнителю замечания по предоставленной топосъемке.
Письмом от 18.08.2023 N 89-175-1651/01-06/5138 заказчиком направлены замечания в адрес исполнителя с установленным сроком для устранения замечаний до 21.08.2023.
18.08.2023 МКУ "УКЗ" письмом N 89-175-1651/01-06/5134 направлено отрицательное заключение по смете, срок для устранения замечаний установлен до 21.08.2023.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе переписку сторон, суды пришли к выводу о том, что материалами дела подтверждается нарушение исполнителем промежуточных сроков выполнения работ.
Как следует из переписки, исполнителем в установленный срок не согласованы топографические материалы, не предоставлены карточки технических решений, необходимые для продолжения выполнения работ.
Согласно пункту 4.18 "СП 47.13330.2016. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96", утвержденных и введенных в действие приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1033/пр, в соответствии с заданием на проектирование исполнителем разрабатывается программа инженерных изысканий. Программа согласовывается заказчиком и утверждается исполнителем.
Однако из материалов дела следует, что исполнителем не согласована с заказчиком и не утверждена программа инженерных изысканий, к выполнению работ по инженерным изысканиям исполнитель не приступил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предоставленное договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, факт нарушения обществом условий договора, признав обоснованным отказ заказчика от исполнения договора на основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ, суды правомерно отказали в удовлетворении требования истца о признании такого отказа недействительным.
При изложенных обстоятельствах суды обоснованно исходили из того, что приведенные в обоснование решения об одностороннем отказе от исполнения контракта доводы о неоднократном нарушении срока оказания услуг и ненадлежащем исполнения обязательств по контракту подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами и являются достаточным основанием для вывода о существенном нарушении обязательств со стороны исполнителя и, как следствие, правомерности отказа заказчика от исполнения контракта.
Ссылка кассатора на решение антимонопольного органа правомерно отклонена судами, поскольку наличие данного решения не препятствует суду исследовать обстоятельства, входящие в предмет доказывания по настоящему спору и давать оценку представленным в материалы дела доказательствам в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Сделанные специалистами антимонопольного органа выводы не обладают преюдициальной силой по рассматриваемому делу в силу статьи 69 АПК РФ. В решении антимонопольного органа определено, что комиссия не установила недобросовестное поведение со стороны общества. Указанные выводы комиссии не исключают факта оказания услуг ненадлежащего качества.
Иные доводы подателя жалобы являлись предметом рассмотрения судов и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Судами при рассмотрении дела полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.12.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 09.04.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-8113/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
М.Ю. Бедерина |
Судьи |
А.Н. Курындина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении иска о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, указав на существенные нарушения условий контракта со стороны исполнителя, что дало основание заказчику для отказа. Суд подтвердил, что доказательства нарушения сроков выполнения работ обосновывают правомерность действий заказчика. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 августа 2024 г. N Ф04-2389/24 по делу N А81-8113/2023
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2389/2024
09.04.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1128/2024
17.12.2023 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-8113/2023
11.10.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10156/2023