г. Тюмень |
|
13 сентября 2024 г. |
Дело N А70-25965/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Чапаевой Г.В.
Черноусовой О.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе на решение от 07.02.2024 Арбитражного суда Тюменской области (судья Лоскутов В.В.) и постановление от 23.04.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Солодкевич Ю.М., Рожков Д.Г., Тетерина Н.В.) по делу N А70-25965/2023 по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (628680, город Мегион, улица Новая, дом 7, офис 28, ОГРН 1068605003697, ИНН 8605019033) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе (625004, город Тюмень, улица Володарского, дом 10, ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042) о взыскании задолженности и пени.
В заседании приняла участие представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе - Третьякова К.Е. по доверенности 27.06.2024.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - управление, ответчик) о взыскании задолженности за оказанные в период с 29.12.2021 по 31.12.2022 услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в размере 33 518 руб. 36 коп., пени в размере 4 674 руб. 16 коп.
Решением от 07.02.2024 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 23.04.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены; с ответчика в пользу истца взыскано 40 192 руб. 52 коп., в том числе задолженность в размере 33 518 руб. 36 коп., пени в размере 4 674 руб. 16 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить указанные судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что между сторонами отсутствуют договорные отношения, связанные с управлением многоквартирным домом; истцом не представлено доказательств, подтверждающих размер фактических расходов, возникших у него в связи с содержанием общего имущества; ответчику не доведены лимиты бюджетных обязательств на оплату расходов, заявленных истцом.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ обществом не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, выступлении присутствующего в заседании представителя управления, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколами общих собраний собственников помещений многоквартирного дома от 01.07.2011, от 09.12.2019, от 29.12.2017 и от 22.12.2021, общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Мегион, улица Строителей, дом 11/4 (далее - многоквартирный дом).
В указанном многоквартирном доме Российской Федерации на праве собственности принадлежит нежилое помещение N 1002 общей площадью 66 кв.м.
На основании пункта 5.2 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Росимущество, функции которого в субъектах Российской Федерации исполняют соответствующие территориальные управления.
Ссылаясь на неисполнение собственником помещения в лице управления обязательств по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, оказанных с 29.12.2021 по 31.12.2022, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды двух инстанций пришли к выводам о доказанности возникновения на стороне ответчика обязательств по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и отсутствия их оплаты со стороны ответчика.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ, статьям 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 37, части 1 статьи 39, части 1 статьи 158 ЖК РФ, пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме; собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения соответствующей платы.
Несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества, но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П, от 29.01.2018 N 5-П).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (пункт 2 статьи 154 ЖК РФ).
В силу части 5 статьи 46 ЖК РФ, пунктов 28, 30 Правил N 491 решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании; размер платы за содержание и ремонт жилого или нежилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (пункт 1 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили факты оказания обществом услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также неуплаты задолженности по спорным расходам и отсутствие доказательств ненадлежащего качества предоставляемых обществом услуг.
Проверив представленные обществом расчеты задолженности и пени, суды признали их арифметически верными.
Вопреки позиции ответчика управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений, так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, от 12.04.2011 N 16646/10, от 17.04.2012 N 15222/11); отсутствие письменного договора на выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома не освобождает собственника от обязанности нести расходы по содержанию общего имущества этого дома, поскольку данное обязательство возникает в силу закона (пункт 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020).
Довод управления об отсутствии бюджетных ассигнований на оплату спорных расходов был предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и мотивировано отклонен со ссылкой на знание ответчиком особенностей бюджетного регулирования при исполнении контрактов, мог заблаговременно позаботиться о заключении контракта и поступлении лимитов, причины несовершения указанных действий не обосновал, их уважительный характер не подтвердил.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сочли доказанным факт возникновения на стороне ответчика обязательств по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и правомерно удовлетворили исковые требования.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.02.2024 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 23.04.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-25965/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Г.В. Чапаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность взыскания задолженности за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, указав на отсутствие необходимости письменного договора между сторонами. Судебные акты первой и апелляционной инстанций признаны обоснованными, так как ответчик не исполнил обязательства по оплате, несмотря на наличие доказательств оказания услуг. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 сентября 2024 г. N Ф04-3307/24 по делу N А70-25965/2023