г. Тюмень |
|
28 ноября 2024 г. |
Дело N А75-20771/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Нягани на решение от 02.05.2024 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Истомина Л.С.) и постановление от 26.08.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Горобец Н.А., Веревкин А.В., Еникеева Л.И.) по делу N А75-20771/2023 по заявлению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616) к муниципальному предприятию города Нягани "Чистый город" (628186, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань, улица Сибирская, дом 32, корпус 2, помещение 1, ОГРН 1148610000659, ИНН 8610028629) о прекращении деятельности по утилизации и размещению отходов, понуждении обеспечить разработку проекта рекультивации и провести рекультивацию.
Другие лица, участвующие в деле: Администрация города Нягани (628181, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань, улица Загородных, дом 7А, ОГРН 1028601499871, ИНН 8610004071), Серовский транспортный прокурор, Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Рознина, дом 64, ОГРН 1168617075439, ИНН 8601063930).
Суд установил:
Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному предприятию города Нягани "Чистый город" (далее - предприятие) об обязании обеспечить разработку проекта рекультивации объекта "Санкционированная свалка г. Нягань" в срок не позднее семи месяцев с момента вступления в законную силу решения суда и провести в установленном порядке рекультивацию объекта в соответствии с утвержденным и согласованным в установленном порядке проектом рекультивации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Нягани (далее - администрация), Серовский транспортный прокурор (далее - прокурор), Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент).
Решением от 02.05.2024 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 26.08.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, на предприятие возложена обязанность обеспечить разработку проекта рекультивации объекта "Санкционированная свалка г. Нягань" в срок не позднее семи месяцев с момента окончания отсрочки исполнения решения от 19.04.2022 Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N 2-485/2022 и провести рекультивацию объекта в порядке и в сроки, установленные в соответствии с утвержденным и согласованным проектом рекультивации.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами неверно применены положения пункта 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила N 800), и не учтено, что требования заявлены управлением преждевременно.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), поставлен на учет объект НВОС "Санкционированная свалка г. Нягань" (N 71-0186-002468-П), эксплуатируемый предприятием, осуществляющим на основании лицензии от 30.07.2018 N Л020-00113-86/00044157 деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения).
Согласно Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398, на объекте НВОС осуществляется деятельность по обращению с отходами производства и потребления в части, касающейся захоронения отходов IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (проектной мощностью менее 20 тыс. тонн/год).
В соответствии с представленным в управление статистическим отчетом по форме 2-ТП (отходы), а также отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2022 год, на объекте "Санкционированная свалка г. Нягань" осуществляется прием и хранение отходов в количестве 22 920,2 тонн/год. В соответствии с данной отчетностью осуществляется деятельность по размещению отходов IV, V класса опасности.
Между тем в нарушение требований статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в выданной предприятию лицензии от 30.07.2018 N Л020-00113-86/00044157 место осуществления лицензируемого вида деятельности "Санкционированная свалка г. Нягань", а также вид деятельности -размещение отходов отсутствуют.
Кроме того, в нарушение требований пункта 7 статьи 12, пункта 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) объект "Санкционированная свалка г. Нягань" не включен в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), а также в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (приложение N 1 к Порядку формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденному приказом Минприроды России от 19.10.2021 N 765).
По иску прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц решением от 19.04.2022 Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N 2-485/2022 предприятию и администрации запрещена эксплуатация указанного объекта с 01.01.2023.
Определением от 16.06.2023 Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N 2-485/2022 предоставлена отсрочка запрета эксплуатации объекта до 01.01.2025 в связи с отсутствием возможности перенаправления потоков с объекта размещения отходов города Нягани на иные полигоны округа.
Ссылаясь на то, что предприятие осуществляет деятельность по размещению отходов в нарушение норм действующего законодательства, небезопасным для окружающей среды способом, в связи с чем эксплуатация объекта размещения отходов предприятию запрещена вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнения).
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по разработке проекта рекультивации, а также ее проведению.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 названной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (пункт 2).
В силу статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением от 19.04.2022 Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N 2-485/2022 установлено, что эксплуатация объекта "Санкционированная свалка г. Нягань" осуществляется в нарушение действующего законодательства, поскольку на полигоне на значительной площади ведется размещение и захоронение пищевых и непищевых отходов в перемешанном виде, что способствует привлечению и массовому скоплению птиц, которые перемещаются в сторону аэропорта города Нягани. Объект образован в 1989 году в соответствии с распоряжением от 15.05.1989 N 57 исполнительного комитета Няганского городского Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области и расположен на месте выработанного карьера. Эксплуатирующая организация (предприятие) не имеет соответствующей лицензии, объект не внесен в ГРОРО, объем размещенных отходов на объекте по состоянию на 2022 год превысил проектную мощность.
Указанным решением предприятию и администрации запрещена эксплуатация объекта "Санкционированная свалка г. Нягань" с 01.01.2025 (с учетом определения от 16.06.2023 об отсрочке исполнения судебного акта).
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона N 89-ФЗ собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7.3 ГОСТ Р 56598-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Общие требования к полигонам для захоронения отходов" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 30.09.2015 N 1419-ст) предусмотрено, что после закрытия полигона владелец полигона осуществляет рекультивацию территории и проводит мониторинг выбросов свалочного газа.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 3 Правил N 800).
Из пункта 6 Правил N 800 следует, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Процесс рекультивации земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель и проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункта 8 Правил N 800).
Соответствующие лица обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев: а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; в) со дня выявления деградации земель; г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель (пункт 26 Правил N 800).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что деятельность предприятия по эксплуатации объекта НВОС - "Санкционированная свалка г. Нягань" как нарушающая требования действующего законодательства запрещена вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции, следовательно, в силу вышеуказанных норм земельного и природоохранного законодательства предприятие обязано обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к ее рекультивации в установленный срок.
Доводы подателя жалобы о том, что срок рекультивации земельного участка до 31.12.2029 установлен договором от 21.05.2020 N 57-мун аренды земельного участка (в редакции дополнительного соглашения от 10.11.2023 N 58), заключенным между администрацией и предприятием, подлежит отклонению, поскольку земельный участок с кадастровым номером 86:13:0601001:500 предоставлен для использования в целях размещения городской свалки, деятельность на которой запрещена.
С учетом установленных обстоятельств, вопреки доводам подателя жалобы, условия гражданско-правового договора не могут изменять (отменять) требования действующего законодательства, а именно, определять по соглашению сторон срок проведения рекультивации.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявление управления, установив срок для разработки проекта рекультивации и проведения рекультивации спорного объекта, в срок не позднее семи месяцев с момента окончания отсрочки исполнения решения от 19.04.2022 Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N 2-485/2022.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении норм права судами первой и апелляционной инстанций.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.05.2024 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 26.08.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-20771/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о возложении на муниципальное предприятие обязанности разработать проект рекультивации и провести рекультивацию "Санкционированной свалки г. Нягань". Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, поскольку эксплуатация свалки нарушает законодательство, а условия гражданско-правового договора не могут отменять требования закона о рекультивации.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 ноября 2024 г. N Ф04-5017/24 по делу N А75-20771/2023