Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 6 сентября 2005 г. N 679-ПП
Комплексная целевая среднесрочная программа
осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы
31 января, 3 октября 2006 г., 6 февраля 2007 г., 28 октября 2008 г.
См. Комплексную целевую среднесрочную программу осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009-2011 гг., утвержденную постановлением Правительства Москвы от 30 сентября 2008 г. N 882-ПП
См. Концепцию Комплексной целевой среднесрочной программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009-2011 гг., утвержденную распоряжением Правительства Москвы от 10 апреля 2008 г. N 720-РП
См. Концепцию Закона г. Москвы "О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы", утвержденную постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2007 г. N 998-ПП
См. также Программу работы с соотечественниками за рубежом на 2006 - 2008 годы, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 2 октября 2006 г. N 1370-р
Постановлением Правительства Москвы от 28 октября 2008 г. N 1007-ПП в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
Комплексной целевой среднесрочной программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы
Наименование Комплексная целевая среднесрочная программа
осуществления государственной политики в
отношении соотечественников за рубежом на
2006-2008 годы
Основание для Распоряжение Правительства Москвы от 31 марта
разработки Программы 2005 г. N 498-РП "О разработке Комплексной
целевой среднесрочной программы осуществления
государственной политики в отношении
соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы"
Государственный Департамент международных связей города Москвы.
заказчик-координатор Персональный руководитель Программы -
Программы руководитель Департамента международных связей
города Москвы Мурадов Г.Л.
Государственные Комитет по внешнеэкономической деятельности
заказчики Программы города Москвы;
Департамент экономической политики и развития
города Москвы;
Департамент науки и промышленной политики города
Москвы;
Департамент потребительского рынка и услуг города
Москвы;
Департамент здравоохранения города Москвы;
Департамент образования города Москвы;
Департамент поддержки и развития малого
предпринимательства города Москвы;
Комитет по культуре города Москвы;
Департамент социальной защиты населения города
Москвы;
Комитет по делам семьи и молодежи города Москвы;
Комитет общественных связей города Москвы;
Департамент транспорта и связи города Москвы;
Комитет физической культуры и спорта города
Москвы;
Отдел законопроектных работ Правительства Москвы
Центра законотворчества Москвы.
Цели и задачи Цель Программы - совершенствование созданной
Программы ранее городом Москвой в рамках государственной
политики Российской Федерации системы
мероприятий, стимулирующих объединительные
процессы в российской диаспоре и способствующих
дальнейшему утверждению роли Москвы как
политического, культурного и интеллектуального
центра России в развитии культурных, деловых,
научных и других связей соотечественников с
исторической Родиной.
Приоритетные задачи Программы:
- содействие организациям и объединениям
соотечественников в самоорганизации диаспоры
(консолидация "русского мира");
- активизация усилий по совершенствованию и
развитию образования на русском языке,
утверждению высокой роли русского языка в
мировой культуре;
- установление и налаживание связей хозяйствующих
субъектов города Москвы с деловыми кругами
российского зарубежья;
- создание разветвленной информационной сети,
способной обеспечить целостное представление о
состоянии и развитии "русского мира",
прогнозирование социально-политических и
культурных процессов, происходящих в российском
зарубежье.
Сроки и этапы 2006-2008 годы.
реализации Программы 1 этап - 2006 год;
2 этап - 2007 год;
3 этап - 2008 год
Финансовое Затраты на каждый год заявляются при формировании
обеспечение очередных проектов бюджета города Москвы.
Программы Общий объем финансирования Программы составляет -
649700,0 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2006 год - 192000,0 тыс.руб.
НИОКР - 4300,0 тыс.руб.
Прочие расходы - 187700,0 тыс.руб.
2007 год - 206600,0 тыс.руб.
НИОКР - 4300,0 тыс.руб.
Прочие расходы - 202300,0 тыс.руб.
2008 год - 251100,0 тыс.руб.
НИОКР - 4600,0 тыс.руб.
Прочие расходы - 246500,0 тыс.руб.
Итого из бюджета города Москвы: -
649700,0 тыс.руб.
Из них:
НИОКР - 13200,0 тыс.руб.
Прочие расходы - 636500,0 тыс.руб.
Основные исполнители Департамент международных связей города Москвы,
Программы органы исполнительной власти города Москвы,
Межведомственная комиссия по работе с
соотечественниками за рубежом, Государственное
учреждение города Москвы "Центр гуманитарного и
делового сотрудничества с соотечественниками за
рубежом - Московский Дом соотечественника".
Ожидаемые конечные Реализация Программы позволит укрепить связи
результаты Москвы с соотечественниками за рубежом, придаст
реализации Программы системный и целенаправленный характер отношениям
Москвы с российской диаспорой, обеспечит это
сотрудничество конкретными механизмами и
технологиями.
Реализация будет содействовать:
- процессу дальнейшей консолидации "русского
мира";
- сохранению русского языка и русской культуры;
- совершенствованию деятельности Государственного
учреждения города Москвы "Центр гуманитарного и
делового сотрудничества с соотечественниками за
рубежом - "Московский Дом соотечественника",
негосударственных некоммерческих организаций,
Института стран СНГ и других организаций,
участвующих в реализации Программы;
- активному вовлечению в сотрудничество с
российской диаспорой Международного союза
общественных объединений "Международный Совет
российских соотечественников" и Международного
союза общественных объединений "Международная
ассоциация молодежных организаций российских
соотечественников";
- привлечению экономического, творческого и
духовного потенциала соотечественников за
рубежом для укрепления экономического и
культурного сотрудничества города Москвы с
зарубежными партнерами, а также развитию
деловых связей хозяйствующих субъектов города
Москвы с бизнес-структурами соотечественников;
- реализации прав и свобод соотечественников в
странах проживания;
- формированию эффективной системы
информационного взаимодействия с
соотечественниками за рубежом;
- повышению имиджа Москвы и России в среде
российских соотечественников за рубежом
русскоязычной прессой.
Контроль за Контроль за реализацией Программы осуществляет
исполнением Правительство Москвы. Государственный
Программы заказчик-координатор представляет Департаменту
экономической политики и развития города Москвы и
Департаменту финансов города Москвы ежегодные
отчеты о ходе выполнения программных мероприятий.
1. Общие положения
Настоящая Программа определяет основы деятельности города Москвы как субъекта Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом и представляет собой систему принципов и мер, направленных на консолидацию и укрепление "русского мира" как социокультурного феномена путем подключения потенциала города Москвы к реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом. В Программе учитываются экономические, социальные, культурные и иные приоритеты и возможности города Москвы, хозяйствующих субъектов, образовательных, культурных, научно-исследовательских, общественных и информационных организаций, позволяющих эффективно взаимодействовать с российской диаспорой за рубежом.
В своей деятельности по поддержке соотечественников за рубежом город Москва также использует потенциал соответствующих международных организаций, законно и легально функционирующих в странах проживания российских соотечественников. Прежде всего, это Международный союз общественных объединений "Международный Совет российских соотечественников" и Международный союз общественных объединений "Международная ассоциация молодежных организаций российских соотечественников", а также Международное педагогическое общество. Город Москва будет использовать все возможные формы сотрудничества с зарубежной российской диаспорой и ориентируется на различные социальные, культурные и религиозные слои и группы, объединенные понятием "соотечественники за рубежом".
В Программе нашли свое логическое продолжение мероприятия по поддержке соотечественников за рубежом, проводимые органами исполнительной власти города Москвы и негосударственными некоммерческими организациями в предшествующий период в рамках Комплексной целевой среднесрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы.
1.1. Опыт реализации Программы в 2003-2005 годах
Результаты реализации Комплексной целевой среднесрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы свидетельствуют о достижении нового качественного уровня в работе города Москвы с соотечественниками за рубежом.
Создан и приступил к работе Международный союз общественных объединений "Международный Совет российских соотечественников" (далее - МСРС), основными задачами которого являются содействие консолидации "русского мира", сохранение и развитие русского языка и культуры за пределами России, защита гражданских и социально-экономических прав соотечественников. Становление этой организации наглядно доказывает способность российской диаспоры к самоорганизации и внутреннему структурированию. После регистрации (аккредитации) МСРС при международных организациях (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и др.) значительно возросла его роль в деле координации деятельности российской диаспоры, усилении его влияния в странах проживания, а также во взаимоотношениях с уже существующими международными организациями соотечественников (ассоциациями греков, китайцев, евреев и др.).
Открылось и приступило к работе Государственное учреждение города Москвы "Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московский Дом соотечественника" (далее - МДС), ставшее с 2004 года организационным центром реализации программ и проектов города Москвы по работе с российской диаспорой, координирующим работу с соотечественниками различных общественных, политических, деловых, научных и других организаций города (некоммерческих организаций, Института стран СНГ и др.).
Важными звеньями во взаимоотношениях с российской диаспорой становятся Дома Москвы в различных странах и городах - Риге (Латвия), Софии (Болгария), Бишкеке (Киргизия), Симферополе (Украина). Деятельность этого качественно нового института заняла достойное место в реализации программ и проектов по поддержке соотечественников за рубежом, особенно экономического и культурно-просветительного характера.
Накоплен опыт проведения крупных совместных международных мероприятий МДС, МСРС, Правительства Москвы. Одним из них, широко освещавшимся международной и российской прессой, стало проведение в городе Москве в декабре 2004 года Церемонии вручения Почетной награды Правительства Москвы и МСРС "Соотечественник года - 2004".
Знаменательным событием явилось также совместное проведение МСРС, МДС и Правительством Москвы Первого Форума представителей молодежных организаций соотечественников, завершившегося образованием Международного союза общественных объединений "Международная ассоциация молодежных организаций российских соотечественников" (далее - МАМОРС), представляющего в настоящее время 42 страны мира. Регистрация ассоциации в качестве международной организации заметно усиливает позиции российской диаспоры в странах проживания, привлекает к реализации программ и проектов города Москвы в этой сфере молодежь - наиболее социально активную, мобильную и перспективную часть "русского мира".
Выполнение мероприятий программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы обусловило необходимость создания новой программы города Москвы по работе с российской диаспорой - Комплексной целевой среднесрочной программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы. Это позволит на основе накопленного опыта, а также опыта других субъектов Российской Федерации, использования результатов научно-аналитических исследований скорректировать приоритеты и основные задачи в сфере поддержки соотечественников за рубежом, определить перечень мероприятий и объем финансирования с разбивкой по годам (2006 год, 2007 год, 2008 год).
Особое внимание в период 2006-2008 годов будет уделено вопросам поддержки соотечественников в экономической сфере.
Таким образом, Комплексная целевая среднесрочная программа осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы, с одной стороны, сохраняет все доказавшие свою эффективность и пользующиеся одобрением соотечественников направления деятельности города Москвы, а с другой стороны - намечает новые.
1.2. Российская диаспора сегодня
Положение русскоязычного населения в ряде стран ближнего зарубежья остается фактором, существенно осложняющим развитие отношений с данными государствами. Соотечественники в странах СНГ и Балтии испытывают трудности в реализации своих гражданских прав, не всегда имеют возможность влиять на принятие решений, касающихся положения российской диаспоры. Существенно ограничены для представителей нетитульных национальностей (большинство из которых составляют русские и "русскоязычные") права на труд и на занятие должностей в государственных структурах, получение образования и информации на родном языке, на сохранение этнокультурной самобытности.
За прошедшие годы в диаспоре нового зарубежья произошли качественные изменения. Сформировалась социально-адаптированная часть российской диаспоры, "вписавшаяся" в новые реалии и при этом желающая сохранить духовные и культурные связи с Россией. При организации системного взаимодействия с социально адаптированной частью российской диаспоры, заинтересованной в экономическом, культурном, информационном сотрудничестве с организациями города Москвы, создается не только мощный инструмент реализации российских интересов, но и появляются внутренние условия для финансовой, социальной и политической поддержки остальных слоев диаспоры.
Внутри российской диаспоры можно вычленить разные социальные слои и группы. Соответственно, одной из основных задач становится формирование механизмов и моделей взаимодействия между различными группами, составляющими основу российской диаспоры, поиск объединяющей их идеи.
Основные группы, способные обеспечить сохранение и развитие российской диаспоры:
- интеллектуальные круги диаспоры, творцы и хранители духовного наследия;
- деловые круги диаспоры, обеспечивающие экономическую основу выживания;
- общественно-политические круги, создающие политико-правовые условия для сохранения диаспоры и нормального функционирования ее институтов;
- молодежь, способная обеспечить будущее российской диаспоры. Российская диаспора дальнего зарубежья в целом позитивно относится к России и готова оказывать содействие становлению российской диаспоры в странах СНГ и Балтии путем передачи опыта, накопленного в процессе выживания в инонациональной среде. Эта часть "русского мира" активно боролась за сохранение этнокультурной идентичности, русского языка и культуры, отстаивала свои гражданские права, выработала свои механизмы адаптации к новым жизненным условиям.
2. Основные принципы и приоритетные задачи Программы
Цель Программы - совершенствование разработанной ранее городом Москвой в рамках государственной политики Российской Федерации системы мероприятий, стимулирующих объединительные процессы в российской диаспоре и способствующих дальнейшему утверждению ведущей роли города Москвы - политического, экономического, культурного и интеллектуального центра России - в развитии культурных, деловых, научных и других связей соотечественников с исторической Родиной.
Основная цель Программы достигается посредством содействия расширению возможностей российской диаспоры и ее трансформации из совокупности разрозненных, слабо связанных между собой общественно-политических, экономических, культурных, информационных структур в международное сообщество, основанное на единстве духовных и культурных ценностей.
Основными принципами достижения указанной цели являются:
1. Осуществление деятельности в рамках основных направлений государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на основе федерального законодательства.
2. Уважение основных стандартов в области прав человека, предусмотренных международными соглашениями и конвенциями, регулирующими положение национальных меньшинств, а также двусторонними договорами, ратифицированными Российской Федерацией и странами, в которых проживают соотечественники.
3. Содействие в обеспечении прав всех категорий соотечественников за рубежом на правовую, медицинскую и социальную защиту.
4. Дифференцированный подход к развитию сотрудничества с соотечественниками за рубежом в зависимости от их принадлежности к различным социальным группам и от проживания в различных странах и регионах.
5. Адресность в развитии взаимодействия с организациями и объединениями соотечественников с учетом реальных возможностей и особенностей.
6. Определение приоритетных направлений взаимодействия с организациями соотечественников и максимальная концентрация усилий и ресурсов на важнейших сферах сотрудничества.
7. Открытость для сотрудничества со всеми организациями и объединениями соотечественников во всех странах мира.
Достижение основной цели Программы предполагает выделение ряда приоритетных задач на период времени, охватываемый настоящей Программой. Среди них:
1. Создание единого информационного пространства, способного обеспечить координацию различных слоев и категорий диаспоры ближнего и дальнего зарубежья. В этих целях предполагается взаимодействие Правительства Москвы и международных и региональных профессиональных, молодежных, женских, парламентских объединений российской диаспоры.
2. Активизация усилий по поддержке и развитию изучения русского языка, образования на русском языке за рубежом, повышение роли русского языка и культуры в российской диаспоре, создание эффективных механизмов международного сотрудничества в этой сфере. Участие в реализации государственной программы Российской Федерации по поддержке русского языка - содействие в получении образования на русском языке, повышении квалификации педагогических и научных кадров в учебных и научно-исследовательских учреждениях города Москвы; содействие деятельности образовательных учреждений с преподаванием на русском языке, налаживание их сотрудничества с московскими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, совершенствование механизмов реализации программ "Стипендия Мэра Москвы" и "Московский аттестат".
3. Поддержка тех категорий соотечественников за рубежом, которые нуждаются в защите и покровительстве - ветеранов, инвалидов, малоимущих.
4. Стимулирование сотрудничества хозяйствующих субъектов города Москвы с хозяйствующими субъектами соотечественников за рубежом.
5. Поддержка социально активных слоев соотечественников, а также молодежи, что обеспечит будущее российской диаспоры и сохранение российского информационного и культурного пространства.
Для повышения эффективности сотрудничества необходимо предусмотреть осуществление ряда пилотных проектов, в первую очередь в экономической сфере, разработать действенную систему оценки эффективности затрат.
Деятельность Правительства Москвы по поддержке соотечественников является составной частью формирования образа столицы как главного культурного и экономического центра "русского мира" и должна сопровождаться соответствующей информационной поддержкой.
3. Важнейшие направления реализации Программы
1. Организационное обеспечение: усиление роли Межведомственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом; активизация деятельности экспертного совета соотечественников при Межведомственной комиссии, совершенствование работы Государственного учреждения города Москвы "Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московский Дом соотечественника", других организаций города Москвы, занимающихся проблемами соотечественников.
2. Правовая защита соотечественников, включающая оказание правовой помощи соотечественникам в защите их прав в странах их проживания; освещение в средствах массовой информации правового положения соотечественников; поддержка инициатив общественных организаций города Москвы по защите прав и законных интересов соотечественников за рубежом; сотрудничество с международными правозащитными организациями.
3. Работа с общественными объединениями и организациями российской диаспоры; создание и ведение базы данных об общественных структурах соотечественников за рубежом; взаимодействие с общественными организациями при осуществлении ими культурных, образовательных, информационных и экономических программ и проектов, методическая помощь в организации общественной деятельности соотечественников; проведение семинаров, лекций, курсов по подготовке лидеров объединений российской диаспоры; налаживание и развитие всесторонних связей города Москвы с организациями и объединениями зарубежных соотечественников (проведение "круглых столов", заседаний Координационного совета, Совета директоров школ с русским языком обучения, онлайновых конференций с использованием сети Интернет и др.).
4. Развитие экономического сотрудничества с российской диаспорой, включающее налаживание связей хозяйствующих субъектов города Москвы с деловыми кругами русского зарубежья. Организация специальных деловых программ установления прямых взаимовыгодных связей между соотечественниками за рубежом и московскими предпринимателями с использованием технологий бизнес-встреч и презентационного маркетинга.
5. Развитие информационного сотрудничества с российской диаспорой и странами ее проживания. Информационное обеспечение деятельности города Москвы по поддержке соотечественников за рубежом, содействие русскоязычным средствам массовой информации. Создание информационно-электронных систем и специальных Интернет-сайтов для связей с организациями и объединениями соотечественников за рубежом.
6. Научное и экспертное обеспечение Программы, включающее: финансирование совместных научно-исследовательских работ ученых Москвы и соотечественников за рубежом по актуальным проблемам российского зарубежья; проведение ежегодных встреч соотечественников для рассмотрения вопросов их экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с городом Москвой и другими субъектами Российской Федерации; проведение исследований по актуальным вопросам положения соотечественников в зарубежных странах; информационно-аналитическую работу по выработке рекомендаций для осуществления Программы; издание научных трудов.
4. Механизм реализации целей и задач Программы
Реализация Программы обеспечивается комплексом конкретных мероприятий по правовому, организационному, информационному и финансовому обеспечению, являющихся составной частью общегосударственной программы помощи соотечественникам за рубежом.
Город Москва создает условия для:
- взаимодействия государственных органов и общественных организаций, хозяйствующих субъектов города с общественными организациями и иными объединениями соотечественников за рубежом, придавая особое значение мерам по поддержке молодежных организаций соотечественников, углублению связей юношей и девушек российского зарубежья с исторической Родиной;
- создания международных общественных организаций соотечественников по профессиональному и региональному принципу;
- содействия реализации мероприятий, направленных на осуществление прав соотечественников за рубежом в гражданской, культурной и языковой сферах;
- проведения комплексного анализа социально-экономического, политического и правового положения соотечественников за рубежом в интересах защиты их основных прав и свобод;
- содействия средствам массовой информации города Москвы в объективном освещении положения соотечественников за рубежом и формировании общественного мнения, обеспечения информированности жителей города Москвы о мерах, предпринимаемых городом Москвой по поддержке соотечественников за рубежом;
- оказания содействия в установленном порядке периодическим изданиям, выпускаемым организациями и объединениями соотечественников за рубежом;
- привлечения внебюджетных средств для поддержки организаций и объединений соотечественников за рубежом;
- оказания содействия в установленном порядке деловым кругам соотечественников в развитии взаимовыгодного сотрудничества с предпринимателями города Москвы;
- участия организаций и объединений соотечественников в деятельности созданных в ряде государств домов Москвы;
- определения высших учебных заведений города Москвы, на базе которых будет осуществляться подготовка, переподготовка и повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений зарубежных стран с русским языком обучения; выделения квот для детей соотечественников из наименее социально защищенных слоев для обучения в вузах города Москвы;
- составления, при содействии загранучреждений МИДа и ассоциаций учителей школ с русским языком обучения, перечня общеобразовательных учреждений зарубежных стран с преподаванием на русском языке, которым город Москва будет оказывать помощь (оказание систематической помощи в издании и обеспечении научно-справочной, учебной и учебно-методической литературой, наглядными пособиями, учебным оборудованием; развитие дистанционной формы обучения и т.п.).
5. Правовые основы Программы
Правовую основу деятельности города Москвы по поддержке соотечественников за рубежом составляют принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", иные федеральные законы, регулирующие деятельность субъектов Российской Федерации в сфере международных связей, а также Устав города Москвы, Закон города Москвы "О государственных целевых программах в городе Москве", договоры и соглашения Правительства Москвы, постановление Правительства Москвы от 8 января 2002 г. N 17-ПП "О создании Межведомственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом", постановление Правительства Москвы от 11 января 2005 г. N 3-ПП "О совершенствовании практики разработки и реализации городских целевых программ в городе Москве" и другие.
6. Организационное обеспечение
Успешное выполнение Программы и реализация заложенных в ней мероприятий возможны только при условии активного взаимодействия органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, участвующих в пределах своей компетенции в выполнении Программы.
При этом возрастает координирующая роль Межведомственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом, определяющей стратегические направления реализации программ и проектов города Москвы по поддержке российской диаспоры.
В осуществлении мероприятий Программы в рамках своей компетенции участвуют:
- Департамент международных связей города Москвы;
- Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы;
- Департамент экономической политики и развития города Москвы;
- Департамент науки и промышленной политики города Москвы;
- Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы;
- Департамент здравоохранения города Москвы;
- Департамент образования города Москвы;
- Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы;
- Департамент социальной защиты населения города Москвы;
- Комитет по культуре города Москвы;
- Комитет по делам семьи и молодежи города Москвы;
- Департамент продовольственных ресурсов города Москвы;
- Департамент транспорта и связи города Москвы;
- Комитет физической культуры и спорта города Москвы;
- Комитет общественных связей города Москвы;
- Отдел законопроектных работ Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы.
Для повышения эффективности реализации Программы предусматривается:
- максимальное использование международного опыта обеспечения поддержки соотечественников за рубежом на основании федерального законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
- согласование деятельности с Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом и субъектами Российской Федерации по вопросам поддержки соотечественников;
- взаимодействие города Москвы с региональными представительствами Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международной организации по миграции и другими международными организациями;
- координация деятельности с международными общественными организациями по поддержке соотечественников за рубежом, в том числе в сфере образования - Международным педагогическим обществом в поддержку русского языка, Международной ассоциацией преподавателей русского языка (МАПРЯЛ) и ее национальными отделениями.
Важное место в координации усилий всех общественных организаций по поддержке соотечественников занимает Государственное учреждение города Москвы "Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московский Дом соотечественника", в задачи которого входит:
- содействие всестороннему участию общественных, образовательных, культурных, научных, деловых и иных объединений зарубежных соотечественников и их представителей в осуществлении программ города Москвы по поддержке соотечественников за рубежом, отвечающих общегосударственным интересам Российской Федерации;
- содействие созданию условий для удовлетворения национально-культурных и национально-образовательных запросов, полноправного общественного и культурного развития российских общин за рубежом;
- развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества города Москвы с соотечественниками за рубежом.
В обеспечении системного взаимодействия с зарубежными соотечественниками и их общественными объединениями, создании материальной базы для реализации общественно значимых инициатив, программ и проектов важную роль призван сыграть Попечительский совет МДС, в состав которого входят представители города Москвы, известные общественные деятели, видные предприниматели.
Общественный совет МДС, созданный на принципах ротации, является эффективным консультативным инструментом реализации основных целей и задач МДС.
Исполнители мероприятий Программы подбираются на конкурсной основе.
7. Информационное и научное обеспечение
Информационное обеспечение осуществляется на основе анализа ситуаций с соотечественниками за рубежом с учетом их политического, социально-экономического, профессионального, этнокультурного и этноконфессионального положения; изучения новых тенденций в положении соотечественников; проведения кампаний, освещающих деятельность города Москвы в указанном направлении и создающих позитивный образ города Москвы в средствах массовой информации с использованием новейших мультимедийных компьютерных технологий и сети Интернет.
В рамках информационного направления деятельности по реализации Программы предусматривается система мер по широкому внедрению новейших компьютерных технологий в работу по поддержке соотечественников за рубежом как социально-экономического (ведение баз данных инвестиционных проектов с онлайновым доступом, организация электронных выставок и ярмарок и т.д.), так и гуманитарно-культурного характера (создание информационных, образовательных, познавательных, развлекательных ресурсов в сети Интернет, электронных средств массовой информации и т.д.). В этом направлении осуществляется взаимоувязка и корреляция намеченных мероприятий с Городской целевой программой "Электронная Москва".
Координирующим центром информационного взаимодействия с российской диаспорой является интернет-портал Московского Дома соотечественника, обеспечивающий формирование единого информационного пространства, включающего сетевые и мультимедийные ресурсы города Москвы (МДС, МСРС, МАМОРС, иные негосударственные некоммерческие организации, Институт стран СНГ, а также общественные организации города Москвы, занимающиеся проблемами соотечественников, и т.д.) и организаций российских соотечественников за рубежом.
В целях научного и информационного обеспечения деятельности города Москвы по поддержке соотечественников за рубежом введена система грантов, распределяемых на конкурсной основе как среди научных коллективов, так и среди отдельных исследователей и экспертов.
Исходя из имеющихся наработок и выявленных интересов научных учреждений определяются научные и экспертные организации города Москвы, осуществляющие проведение конференций, "круглых столов", координационных совещаний по определенным направлениям исследований.
В структуре тематики исследований по проблемам соотечественников выделяются следующие направления:
- теоретические исследования (разработка понятийно-концептуального аппарата);
- история возникновения российской диаспоры в различных странах мира;
- международное право, регулирующее отношения метрополии и стран пребывания с диаспорами, международный опыт жизни в диаспоре;
- социологические и социо-психологические исследования, мониторинг положения соотечественников за рубежом;
- региональные аспекты положения соотечественников в различных зарубежных странах;
- вопросы развития русского языка, религии, науки и культуры, просвещения и образования в диаспорах;
- совершенствование форм и методов изучения русского языка и образования на русском языке, механизмов международного сотрудничества и поддержки соотечественников за рубежом средствами образования;
- создание ресурсных центров по обеспечению деятельности национальных сетей базовых школ как центров учебно-методической поддержки русского языка за рубежом; проведение на их базе международных "круглых столов" по проблемам развития национальных сетей базовых школ;
- взаимодействие российской диаспоры с Россией и Москвой, миграционный потенциал российской диаспоры;
- прогнозирование развития диаспоры по странам и социальным группам (долгосрочное - свыше 15 лет, среднесрочное - 3-5 лет, ежегодное); выявление оценки соотечественниками за рубежом помощи, которую оказывает город Москва, мнения жителей города Москвы о столичных программах поддержки соотечественников за рубежом.
Постановлением Правительства Москвы от 28 октября 2008 г. N 1007-ПП раздел 8 настоящего приложения изложен в новой редакции
8. Финансовое обеспечение
Расходы по финансовому обеспечению Программы включают затраты бюджета города Москвы на реализацию мероприятий, предусмотренных соответствующими правовыми актами города Москвы, и прочих источников.
Предполагается активное привлечение средств и ресурсов для долевого финансирования мероприятий Программы за счет:
- участия бизнес-структур Москвы, ведущих предпринимательскую деятельность в странах проживания соотечественников;
- привлечения средств предпринимателей-соотечественников за рубежом, заинтересованных в развитии деловых связей с городом Москвой;
- использования возможностей негосударственных общественных организаций.
Привлечение внебюджетных средств возможно только на основах добровольности и взаимной заинтересованности.
Затраты на каждый год заявляются при формировании очередных проектов бюджета города Москвы.
Общий объем финансирования Программы составляет - 649700,0 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2006 год - 192000,0 тыс.руб.
НИОКР - 4300,0 тыс.руб.
Прочие расходы - 187700,0 тыс.руб.
2007 год - 206600,0 тыс.руб.
НИОКР - 4300,0 тыс.руб.
Прочие расходы - 202300,0 тыс.руб.
2008 год - 251100,0 тыс.руб.
НИОКР - 4600,0 тыс.руб.
Прочие расходы - 246500,0 тыс.руб.
Итого из бюджета города Москвы: - 649700,0 тыс.руб.
Из них:
НИОКР - 13200,0 тыс.руб.
Прочие расходы - 636500,0 тыс.руб.
9. Ожидаемые результаты выполнения Программы
Реализация мероприятий Программы позволит укрепить связи города Москвы с соотечественниками за рубежом, придаст системный и целенаправленный характер отношениям города Москвы с российской диаспорой, обеспечит это сотрудничество конкретными механизмами и технологиями.
Реализация будет способствовать:
- дальнейшей консолидации "русского мира";
- совершенствованию механизма поддержки и сотрудничества с соотечественниками при участии Государственного учреждения города Москвы "Центра гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московский Дом соотечественника" и негосударственных некоммерческих организаций, Института стран СНГ и других заинтересованных организаций;
- активному вовлечению в сотрудничество с российской диаспорой Международного союза общественных объединений "Международный Совет российских соотечественников за рубежом" и Международного союза общественных объединений "Международная ассоциация молодежных организаций российских соотечественников";
- привлечению экономического, творческого и духовного потенциала соотечественников за рубежом для укрепления экономического и культурного сотрудничества Москвы с зарубежными партнерами, развития деловых связей хозяйствующих субъектов столицы с бизнес-структурами соотечественников за рубежом;
- реализации прав и свобод соотечественников в странах проживания;
- формированию эффективной системы информационного взаимодействия;
- повышению имиджа города Москвы в среде соотечественников за рубежом.
Индикатором (качественным показателем) оценки ожидаемых результатов является фактическое выполнение всех запланированных в Программе мероприятий.
В зависимости от изменения внешних факторов ход реализация Программы может иметь три сценария:
1. Реалистический - данный сценарий предполагает сохранение уровня финансирования мероприятий Программы из бюджета города Москвы в строгом соответствии с запланированным при возможном использовании прочих источников финансирования, в частности, средств, выделенных из федерального бюджета Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (10 мероприятий).
2. Оптимистический - этот сценарий возможен при соблюдении всех условий реалистического сценария совместно со значительным объемом привлеченных средств из внебюджетных источников, что позволит увеличить финансирование приоритетных направлений (поддержка русского языка и образования на русском языке, информационное сотрудничество, развитие взаимовыгодных экономических связей и др.) и более полно удовлетворить заявки, поступающие от организаций российских соотечественников.
3. Пессимистический - такой сценарий реализуется в условиях сокращения финансирования мероприятий Программы из бюджета города Москвы, из федерального бюджета, недостаточного привлечения внебюджетных средств, что может привести к недовыполнению запланированных в Программе мероприятий.
Постановлением Правительства Москвы от 28 октября 2008 г. N 1007-ПП раздел Мероприятия Программы (финансирование из бюджета города Москвы) настоящего приложения изложен в новой редакции
См. текст раздела в предыдущей редакции
Мероприятия программы (финансирование из бюджета города Москвы)
тыс. руб.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Всего на 2006-2008 гг. |
2006 |
2007 |
2008 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Раздел 1. Правовая защита соотечественников | |||||
1.1. |
Оказание правовой помощи соотечественникам в защите их прав в странах проживания и в международных судах |
10300,0 |
2500,0 |
3800,0 |
4000,0 |
1.2. |
Освещение в СМИ правового положения соотечественников за рубежом |
1600,0 |
500,0 |
500,0 |
600,0 |
|
Итого по разделу 1 |
11900,0 |
3000,0 |
4300,0 |
4600,0 |
Раздел 2. Поддержка общественных организаций и объединений российской диаспоры | |||||
2.1. |
Ведение базы данных об общественных организациях соотечественников за рубежом |
1250,0 |
400,0 |
400,0 |
450,0 |
2.2. |
Оказание безвозмездной материальной помощи общественным объединениям соотечественников в проведении мероприятий* |
124200,0 |
34000,0 |
34000,0 |
56200,0 |
2.3. |
Оказание помощи приходам Русской Православной Церкви* |
25400,0 |
3500,0 |
11200,0 |
10700,0 |
2.4. |
Проведение молодежных мероприятий для соотечественников, в том числе совместных с молодежью Москвы* |
9200,0 |
3000,0 |
3000,0 |
3200,0 |
|
Итого по разделу 2 |
160050,0 |
40900,0 |
48600,0 |
70550,0 |
Раздел 3. Оказание помощи соотечественникам в области медицины | |||||
3.1. |
Оказание медицинской помощи соотечественникам, проживающим за рубежом, в московских лечебно-профилактических учреждениях* |
86000,0 |
28000,0 |
28000,0 |
30000,0 |
3.2. |
Обеспечение нуждающихся соотечественников медицинской техникой индивидуального пользования* |
10700,0 |
3500,0 |
3500,0 |
3700,0 |
|
Итого по разделу 3 |
96700,0 |
31500,0 |
31500,0 |
33700,0 |
Раздел 4. Поддержка русского языка, культуры и образования | |||||
4.1. |
Оказание помощи в обеспечении школ учебной, учебно-методической литературой, аудио-, видеоматериалами, в том числе разработка и выпуск на электронных носителях учебной и учебно-методической литературы для библиотек школ с русским языком обучения за рубежом* |
12900,0 |
4300,0 |
4300,0 |
4300,0 |
4.2. |
Оказание безвозмездной помощи в форме ежегодной поставки компьютерных классов и оборудования в учебные заведения и организации, в том числе для ресурсных центров и центров дистанционного образования в зарубежных странах |
13600,0 |
3800,0 |
3800,0 |
6000,0 |
4.3. |
Оказание безвозмездной помощи в обучении соотечественников в высших московских образовательных учреждениях и в других учебных заведениях города Москвы |
37000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
13000,0 |
4.4. |
Проведение ежегодной Открытой международной олимпиады школьников по русскому языку среди учащихся школ с русским языком обучения из зарубежных стран с финалом в Москве* |
22500,0 |
7000,0 |
7500,0 |
8000,0 |
4.5. |
Проведение ежегодного совещания директоров школ с русским языком обучения из зарубежных стран по вопросам поддержки и сотрудничества в области образования |
5800,0 |
1900,0 |
1900,0 |
2000,0 |
4.6. |
Организационное обеспечение реализации программы "Стипендия Мэра Москвы" в государствах Балтии и других странах |
18800,0 |
1900,0 |
8400,0 |
8500,0 |
4.7. |
Проведение конкурса "Язык мой - друг твой" среди учителей русского языка зарубежных стран* ** |
3950,0 |
1300,0 |
1300,0 |
1350,0 |
4.8. |
Повышение квалификации и стажировка преподавателей школ с русским языком обучения за рубежом на базе московских образовательных учреждений и славянских университетов в странах СНГ и Балтии, в том числе дистанционное обучение |
16800,0 |
5500,0 |
5500,0 |
5800,0 |
4.9. |
Проведение Форума пушкинских школ, лицеев и гимназий в Москве (2007 г., проводится один раз в два года) и 2-й Конференции Международного педагогического общества - 2006 г. |
6400,0 |
2100,0 |
2100,0 |
2200,0 |
4.10. |
36600,0 |
12000,0 |
10600,0 |
14000,0 |
|
4.11. |
Проведение стажировок и обмена группами педагогов и учащихся партнерских школ-побратимов зарубежных стран |
5150,0 |
1700,0 |
1700,0 |
1750,0 |
4.12. |
Поддержка деятельности славянских университетов в странах СНГ и государствах Балтии, кафедр русского языка университетов за рубежом** |
5200,0 |
1700,0 |
1700,0 |
1800,0 |
4.13. |
Помощь музеям и русским драматическим театрам за рубежом** |
10800,0 |
3500,0 |
3500,0 |
3800,0 |
4.14. |
Оказание поддержки объединениям российских соотечественников в пополнении библиотечного фонда** |
7700,0 |
2500,0 |
2500,0 |
2700,0 |
4.15. |
Организация выступлений московских творческих коллективов за рубежом** |
20000,0 |
5500,0 |
5500,0 |
9000,0 |
4.16. |
Проведение фестивалей русской песни в зарубежных странах |
4300,0 |
1400,0 |
1400,0 |
1500,0 |
4.17. |
Установка мемориальных досок известным советским и российским соотечественникам в странах ближнего и дальнего зарубежья |
3100,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1100,0 |
4.18. |
Поддержание в надлежащем виде находящихся за рубежом захоронений советских и российских воинов, памятников великим соотечественникам |
9500,0 |
3000,0 |
3000,0 |
3500,0 |
4.19. |
Приглашение детей из зарубежных стран в Москву в период школьных каникул** |
6200,0 |
2000,0 |
2000,0 |
2200,0 |
4.20. |
Оказание помощи детским творческим коллективам стран СНГ и Балтии в поездках для участия в конкурсах, фестивалях и т.п. |
3100,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1100,0 |
4.21. |
Обучение в аспирантуре ГОУ "Школа-студия им. В.И. Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре им. А.П. Чехова" режиссеров русских театров стран СНГ и Балтии на учебной базе Театрально-культурного центра им. Вс. Мейерхольда |
11100,0 |
3700,0 |
3700,0 |
3700,0 |
|
Итого по разделу 4 |
260500,0 |
78800,0 |
84400,0 |
97300,0 |
Раздел 5. "От поддержки - к сотрудничеству" | |||||
|
Содействие и стимулирование сотрудничества российских организаций с хозяйствующими субъектами соотечественников за рубежом, в том числе путем расширения кооперации и взаимовыгодных связей российских организаций с хозяйствующими субъектами соотечественников за рубежом, создание совместных предприятий, в участии соотечественников в инвестициях в российскую экономику* |
45000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
|
Итого по разделу 5 |
45000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
Раздел 6. Информационное сотрудничество с российской диаспорой | |||||
6.1. |
Обеспечение деятельности Интернет-портала Московского Дома соотечественника |
2450,0 |
800,0 |
800,0 |
850,0 |
6.2. |
Поддержка русскоязычных СМИ |
15400,0 |
4200,0 |
4200,0 |
7000,0 |
6.3. |
Выпуск специализированных радио- и телепрограмм, кино-, видео- и печатных материалов, информационных программных продуктов и средств |
26000,0 |
7500,0 |
7500,0 |
11000,0 |
|
Итого по разделу 6 |
43850,0 |
12500,0 |
12500,0 |
18850,0 |
Раздел 7. Поддержка социально незащищенных слоев российских соотечественников (оказание материальной помощи по заявкам соотечественников) | |||||
|
Оказание материальной помощи остро нуждающимся ветеранам, инвалидам Великой Отечественной войны, участникам битвы под Москвой, пострадавшим от стихийных бедствий или конфликтов на национальной почве, родственникам для участия в погребальных церемониях* ** |
18500,0 |
6000,0 |
6000,0 |
6500,0 |
|
Итого по разделу 7 |
18500,0 |
6000,0 |
6000,0 |
6500,0 |
Раздел 8. Научное и экспертное обеспечение Программы | |||||
|
Проведение научных исследований по проблемам российской диаспоры. Выпуск научно-информационных бюллетеней, аналитических материалов, проведение экспертиз и опросов общественного мнения по вопросам работы с соотечественниками** |
13200,0 |
4300,0 |
4300,0 |
4600,0 |
|
Итого по разделу 8 |
13200,0 |
4300,0 |
4300,0 |
4600,0 |
|
Всего по Программе: |
649700,0 |
192000,0 |
206600,0 |
251100,0 |
* При финансировании данного мероприятия возможно привлечение внебюджетных средств.
** При финансировании данного мероприятия используются также средства, выделенные из федерального бюджета Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 6 сентября 2005 г. N 679-ПП "О Комплексной целевой среднесрочной программе осуществления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.