Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Примеры
расчета ожидаемых уровней транспортного шума и выбора конструкции шумозащитных окон
Пример 1
Задано: Жилое 16-и этажное здание располагается параллельно магистрали на расстоянии 30 м от края проезжей части улицы, имеющей 6 полос движения. Продольный уклон проезжей части 0%, покрытие - асфальтобетон. Интенсивность движения (средняя за 4 часа наиболее шумного дневного периода) 1800 транспортных единиц в час, доля грузового и общественного транспорта ро = 40%, средняя скорость транспортного потока V = 40 км/ч. Ширина улицы (между фасадами зданий) 84 м.
Требуется: Определить ожидаемые уровни шума у фасада здания и выбрать конструкцию шумозащитного окна
Решение:
1. Определяем L_Аэкв. по ф-ле (5). L_Аэкв.o = 10 lg 1800 + 13,3 lg 40 + 4 lg(1 + 40) + 0 + 0 + 15 = 32,55 + 21,30 + 6,45 + 0 + 0 + 15 = 75,3 дБА. Покрытие проезжей части улицы - асфальтобетон, Дельта L_A1 = 0. Уклон проезжей части 0%, Дельта L_A2 = 0.
Таким образом, шумовая характеристика транспортного потока (эквивалентный уровень звука на расстоянии 7,5 м от оси первой полосы движения) L_Аэкв. = 75,3 дБА.
2. Определяем ожидаемым уровень звука у фасада здания. Снижение уровня звука с расстоянием по рис. 1 составляет Дельта L_A3 = 4,5 дБА. Поправка на отраженный звук для расчетной точки при h_p.т. = 12 м (на уровне 4 этажа) h_p.т./B = 0,14; Дельта L_A4 = 1,5 дБА. Таким образом, расчетный эквивалентный уровень звука у фасада
L = 75,3 - 4,5 + 1,5 = 72,3 приблизительно = 72 дБА.
Аэкв.тер.2
Допустимый уровень проникающего транспортного шума в жилых помещениях жилого здания в дневное время 40 дБА - при категории А и 45 дБА - при категории Б или В. Требуемое снижение шума для жилого дома категории А Дельта L(тр.)_A = 32 дБА, следовательно, требуемая звукоизоляция окна по ф-ле (4) R(тр.)_Атран. = 32 - 5 = 27 дБА. Этим требованиям удовлетворяет конструкция N 31 по табл. 8 с раздельными переплетами и вертикальным вентиляционным каналом, R_Атран. = 28 дБА. При категории жилого дома Б или В требуемая звукоизоляция окна R(тр.)_Атран. = 22 дБА. Этим требованиям удовлетворяют конструкции N 26 и 27 по табл. 8.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. Ожидаемый уровень звука у торца здания L_Аэкв.тер.2 = 72 - 3 = 69 дБА. Требуемое снижение шума для здания категории А - Дельта L(тр.)_A = 29 дБА. требуемая звукоизоляция окон, с учетом дополнительной поправки - 3 дБА, составляет R(тр.)_Атран. = 29 - 5 - 3 = 21 дБА. Этим условиям удовлетворяет окно с раздельными переплетами с клапаном-глушителем конструкции МНИИТЭП (N 26 табл. 8, R_Атран. = 22 дБА) или окно конструкции КТБ "Мосоргстройматериалы" и НИИСФ N 27 табл. 8 (R_Атран. = 23 дБА).
Пример 2
Задано: Жилой дом категории Б расположен параллельно магистрали с 8-ю полосами движения автомобильного транспорта и трамваем. Интенсивность движения автотранспорта 3500 ед./ч, доля грузового и общественного транспорта 15%, средняя скорость потока V = 50 км/ч, покрытие проезжей части - асфальтобетон, продольный уклон - 4%; интенсивность движения трамваев (средняя за 4 часа наиболее интенсивного движения) - 20 ед/ч, основание трамвайного пути - шпально-песчаное. Расстояние от проезжей части до фасада здания составляет 40 м, от оси ближайшего трамвайного пути до здания - 25 м. Ширина улицы (между фасадами зданий) 90 м.
Требуется: Определить ожидаемые уровни шума у фасада здания и выбрать конструкцию шумозащитного окна.
Решение:
1. Определяем L_Аэкв. по ф-ле (5)
L = 10 lg 3500 + 13,3 lg 50 + 4 lg (1 + 15) + 0 + 2,1 + 15 =
Аэкв.
= 35,44 + 22,59 + 4,81 + 0 + 2,1 + 15 = 79,9 дБА
Покрытие проезжей части - асфальтобетон, Дельта L_A1 = 0; уклон 4%, поправку Дельта L_A2 определяем по табл. 4 интерполяцией Дельта L_A2 = 2,1. Таким образом, шумовая характеристика потока автомобильного транспорта L_Аэкв. = 79,9 дБА.
2. Определяем ожидаемый уровень шума у фасада здания. Снижение уровня звука с расстоянием определяем по рис. 1, Дельта L_A3 = 5,6 дБА, поправка на отраженный звук для расчетной точки при h_р.т. = 12 м h_р.т./В = 12/90 = 0,13, Дельта L_A4 = 1,5 дБА. Тогда расчетный эквивалентный уровень звука от потока автомобильного транспорта у фасада здания L_Аэкв.тер.2 = 79,9 - 5,6 + 1,5 = 75,8 дБА.
3. Находим ожидаемые эквивалентный и максимальный уровни шума у фасада здания от потока трамваев. При шпально-песчаном основании пути и интенсивности 20 ед/ч по ф-ле (8) L_Аэкв. = 10 lgN + Дельта L_A5 + 51 = 13 + 0 + 51 = 64 дБА, L_Амакс. = 82 дБА (табл. 6), снижение эквивалентного уровня звука от трамвая Дельта L_A3 = 6,0 дБА, максимального уровня Дельта L_A3 = 10,0 дБА; Дельта L_A4 = 1,5 дБА, тогда
L = 64 - 6,0 + 1,5 = 59,5 дБА
Аэкв.тер.2
L = 82 - 10,0 + 1,5 = 73,5 примерно = 74 дБА
Амакс.тер.2
4. Находим ожидаемый эквивалентный уровень шума у фасада здания от потока трамваев и автомобильного транспорта по ф-ле (7)
7,58 5,95
L = 10 lg (10 + 10 ) = 75,8 примерно = 76 дБА.
Аэкв.тер.2
5. Допустимый эквивалентный уровень проникающего шума в помещениях жилого здания в дневное время 45 дБА, требуемое снижение шума Дельта L(тр.)_A = 31 дБА. Допустимый максимальный уровень шума в помещениях жилого здания (от трамваев) в дневное время 60 дБА, ночью - 50 дБА, требуемое снижение днем Дельта L(тр.)_A = 14 дБА, ночью Дельта L(тр.)_A = 24 дБА. Окончательно требуемое снижение назначаем по наибольшей величине Дельта L(тр.)_A = 31 дБА, т.е. требуемая звукоизоляция окна R(тр.)_Атран. = 26 дБА. Этим требованиям удовлетворяют окна N 30 и 31 по табл. 8.
6. Расчетный уровень у торца здания L_Аэкв.тер.2 = 76 - 3 = 73 дБА, требуемое снижение Дельта L(тр.)_A = 28 дБА, R(тр.)_Атран. = 28 - 5 - 3 = 20 дБА.
Таким образом, в торцах здания можно использовать окно N 26 (табл. 8), обеспечивающее звукоизоляцию R_Атран. = 22 дБА.
Пример 3
Задано: Административное здание расположено параллельно магистрали с 6-ю полосами движения автомобильного транспорта на расстоянии 35 м от края проезжей части улицы. Интенсивность движения 3000 ед/ч, доля грузового транспорта 30%, средняя скорость потока 50 км/ч, покрытие проезжей части - асфальтобетон, продольный уклон 0%. Застройка двусторонняя, расстояние между фасадами зданий составляет 85 м. На 2-ом этаже здания находится конференц-зал. Размеры конференц-зала 20 x 15 м, высота 8,4 м, на магистраль выходят 5 окон размером 4,8 x 2,7 м (всего окон 10), посадочных мест - 300. Потолок облицован звукопоглощающими плитами "Акмигран" на относе 100 мм.
Требуется: Выбрать конструкцию окон в помещении конференц-зала здания, выходящего окнами на магистраль.
Решение:
1. Определяем L_Аэкв. по ф-ле (5). L_Аэкв. = 10 lg 3000 + 13,3 lg 50 + 4 lg (1 + 30) + 0 + 0 + 15 = 34,77 + 22,59 + 5,96 + 0 + 0 + 15 = 78,3. Поправки на влияние покрытия и продольный уклон Дельта L_A1 = 0, Дельта L_A2 = 0. Шумовая характеристика потока L_Аэкв. = 78,3 дБА.
2. Определяем ожидаемый эквивалентный уровень шума у фасада здания. Снижение уровня звука с расстоянием (по рис. 1) Дельта L_A3 - 5,0 дБА. Высота расчетной точки h_р.т. = 8 м, поправка на отраженный звук при h_р.т./B = 8/85 = 0,09, Дельта L_A4 = 1,5 дБА. Расчетный уровень звука от потока транспорта у фасада равен
L = 78,3 - 5,0 + 1,5 = 74,8 примерно = 75 дБА.
Аэкв.тер.2
3. Допустимый эквивалентный уровень транспортного шума в помещении конференц-зала L_Аэкв.доп. = 45 дБА, требуемое снижение шума Дельта L(тр.)_A = 30 дБА.
4. Определяем требуемую величину звукоизоляции R(тр.)_A no формуле (3)
тр. тр.
R = Дельта L + 10 lg S /A, дБА
Атран. A о
где
S - площадь окон в конференц-зале, ориентированных на магистраль
о
S = 5 х 4,8 х 2,7 = 64,8 м2;
о
А - эквивалентная площадь звукопоглощения (средняя в диапазоне 125 -
1000 Гц).
Значения коэффициентов звукопоглощения принимаем по "Руководству по акустическому проектированию залов многоцелевого назначения средней вместимости" (Стройиздат, Москва, 1981 г.).
Расчет эквивалентной площади звукопоглощения проводим в табличной форме (табл. П.2, П.3).
Таблица П.2
Поверх- ность |
Материал | Коэффициенты звукопоглощения в октавных полосах частот, Гц |
|||||
125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | ||
Пол | Паркет | 0,04 | 0,04 | 0,07 | 0,06 | 0,06 | 0,07 |
Стены | Штукатурка, клеевая краска |
0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,03 | 0,04 | 0,04 |
Потолок | Акмигран на относе 100 мм |
0,25 | 0,55 | 0,55 | 0,65 | 0,65 | 0,70 |
Окна | Стекло, дерево | 0,30 | 0,20 | 0,15 | 0,10 | 0,06 | 0,04 |
Портьера | Плюш | 0,15 | 0,35 | 0,55 | 0,70 | 0,70 | 0,65 |
Кресло | Полумягкое | 0,08 | 0,10 | 0,15 | 0,15 | 0,20 | 0,20 |
Человек в полумягком кресле |
- | 0,25 | 0,30 | 0,40 | 0,45 | 0,45 | 0,40 |
Таблица П.3
Поверхность | Количество, шт.; площадь, м2 |
Общее звукопоглощение в октавных полосах частот |
|||||
Пол (без площади, занятой креслами) |
100 | 4 | 4 | 7 | 6 | 6 | 7 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Стены | 440 | 8,8 | 8,8 | 8,8 | 13,2 | 17,6 | 17,6 |
Потолок | 300 | 75 | 165 | 165 | 195 | 195 | 210 |
Окна | 129,6 | 38,9 | 25,9 | 19,4 | 13 | 7,8 | 5,2 |
Портьеры | 80 | 12 | 28 | 44 | 56 | 56 | 52 |
Кресла | 90 | 7,2 | 9,0 | 13,5 | 13,5 | 18 | 18 |
Люди в креслах (приблизи- тельно = 70% заполнения) |
210 | 52,5 | 63 | 84 | 94,5 | 94,5 | 84 |
А | 198,4 | 303,7 | 341,7 | 391,2 | 394,9 | 353,8 |
Средняя величина звукопоглощения в диапазоне 125 - 1000 Гц составляет А_ср. = 308 м2. Тогда R(тр.)_Aтран. = 30 + 10 lg (64,8/308) = 30 - 6,8 = 23,2 дБА приблизительно = 23 дБА. Этому требованию удовлетворяет любое окно по табл. 8. Если в помещении предусмотрена принудительная вентиляция, можно принять типовые окна со спаренными переплетами и стеклами толщиной 3 мм (N 3 табл. 8).
5. Для проверки правильности выбранного конструктивного решения окна проводим расчет спектра проникающего в конференц-зал транспортного шума. По вычисленному уровню шума у фасада 75 дБА и относительному спектру шума автомобильного транспорта (табл. 7) определяем уровни шума у фасада здания в октавных полосах частот, вычитаем из них значения изоляции воздушного шума конструкцией окна и поправку на звукопоглощение в помещении в каждой октавной полосе. Полученные величины уровней проникающего шума сравниваем с допустимыми значениями (табл. 3). Расчет проводим в табличной форме (табл. П.4). Величины изоляции воздушного шума стандартным спаренным окном (ф-ла остекления 3 + 57 + 3 мм) принимаем по табл. 44 Справочника проектировщика "Защита от шума в градостроительстве" в октавных полосах частот.
Таблица П.4
Величина | Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц | |||||
125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | |
Относительный спектр шума потока автомобильного транспорта |
+ 2 | - 1 | - 4 | - 4 | - 7 | - 13 |
Уровни шума у фасада здания, дБ |
77 | 74 | 71 | 71 | 68 | 62 |
R_окна, дБ | 16 | 22 | 27 | 31 | 33 | 32 |
Звукопоглощение, А, м2 |
198,4 | 303,7 | 341,7 | 391,2 | 394,9 | 393,8 |
10 lg S_0/A, дБ | 4,9 | - 6,7 | - 7,2 | - 7,8 | - 7,8 | - 7,8 |
L_в помещении, дБ | 56,1 | 45,3 | 36,8 | 32,2 | 27,2 | 22,2 |
L_доп., дБ | 57 | 50 | 44 | 40 | 37 | 35 |
Как видно из расчета, ни в одной октавной полосе нормируемого диапазона частот нет превышения допустимых уровней шума в помещении конференц-зала, следовательно конструкция окна выбрана правильно.
Пример 4
Задано: Жилой дом категории Б расположен в 300 м от оси ближайшего железнодорожного пути, застройка односторонняя. Интенсивность движения железнодорожных составов в дневное время суток - 10 пригородных электропоездов в час, 4 пассажирских поезда и 2 товарных состава; в ночное время суток - 4 пригородных электропоезда и 4 пассажирских поезда в час. Средние длины составов: электропоезда 200 м, пассажирского поезда 500 м, товарного состава - 1200 м. Средняя скорость движения грузовых составов - 50 км/ч, пассажирских - 60 км/ч, пригородных - 55 км/ч. Рельсы уложены по железобетонным шпалам, открытых стыков рельс на данном участке пути нет.
Требуется: Определить ожидаемые уровни шума у фасада здания и выбрать конструкцию шумозащитного окна.
Решение:
1. Определяем шумовые характеристики потока железнодорожных поездов отдельно для каждого вида поездов по формулам (9 - 11):
пригородные электропоезда днем L_Аэкв. = 10 lg 10 + 26 lg 55 + 0 + 9 = 10 + 45,2 + 0 + 9 = 64,2 дБА
ночью L_Аэкв. = 10 lg 4 + 26 lg 55 + 0 + 9 = 6 + 45,2 + 0 + 11 = 60,2;
пассажирские поезда (днем и ночью) L_Аэкв. = 10 lg 4 + 13 lg 60 + 0 + 34 = 6 + 23,1 + 0 + 34 = 63,1 дБА;
грузовые поезда днем L_Аэкв. = 10 lg 2 + 13 lg 50 + 0 + 43 = 3 + 22,1 + 0 + 41 = 66,1 дБА.
Определяем шумовую характеристику всего потока поездов энергетическим суммированием эквивалентных уровней звука отдельных составляющих потока по ф-ле (7).
6,42 6,31 6,61
Днем L = 10 lg (10 + 10 + 10 ) = 10 lg (2630268 +
Аэкв.
+ 2041738 + 4073803 ) = 10 lg 8745809 = 69,4 дБА.
6,02 6,31
Ночью L = 10 lg(10 + 10 ) = 10 lg (1047128 + 2041738) =
Аэкв.
= 10 lg 3088866 = 64,9 дБА.
2. Определяем ожидаемое значение эквивалентного уровня звука у фасада здания. Снижение эквивалентного уровня звука по рис. 2 составляет Дельта L_A3 = 6,5 дБА; застройка односторонняя, т.е. Дельта L_A4 = 1,5 дБА. Таким образом, днем L_Аэкв.тер.2 = 69,4 - 6,5 + 1,5 = 64,4 приблизительно = 64 дБА, ночью L_Аэкв.тер.2 = 64,9 - 6,5 + 1,5 = 59,9 приблизительно = 60 дБА.
3. Определяем максимальные уровни звука на расстоянии 25 м от оси ближайшего пути по ф-лам (12 - 14): пригородные электропоезда L_Амакс. = 36 lg 55 + 0 + 16 = 36 х 1,74 + 0 + 16 = 78,6 дБА; пассажирские поезда L_Амакс. = 23 lg 60 + 0 + 37 = 40,9 + 0 + 37 = 77,9 дБА; грузовые поезда L_Амакс. = 23 lg 50 + 0 + 42 = 39,1 + 0 + 40 = 79,1 дБА. Определяем ожидаемые значения максимальных уровней звука у фасада здания с помощью рис. 2. При проходе пригородных электропоездов L_Амакс.тер.2 = 78,6 - 7,5 + 1,5 = 72,6 приблизительно = 73 дБА; при проходе пассажирских и грузовых поездов соответственно приблизительно = 73 и приблизительно = 74 дБА. Таким образом, определяющим является максимальный уровень шума от грузовых поездов днем и пассажирских поездов ночью.
4. Определяем требуемое снижение шума. В помещениях жилых зданий категории Б допустимые значения внешнего транспортного шума составляют по эквивалентным уровням 45 дБА днем и 35 дБА ночью. Следовательно требуемое снижение шума днем Дельта L(тр.)_A = 64 - 45 = 19 дБА, ночью Дельта L(тр.)_A = 60 - 35 = 25 дБА.
Допустимые значения максимальных уровней шума составляют 60 дБА днем и 50 дБА ночью. Требуемое снижение Дельта L(тр.)_A = 74 - 60 = 14 дБА днем и Дельта L(тр.)_A = 73 - 50 = 23 дБА ночью. Требуемую звукоизоляцию окон назначаем по наибольшему требуемому снижению исходя из обеспечения нормативных значений эквивалентных уровней шума в ночное время R(тр.)_ Атран. = 25 - 5 = 20 дБА.
Этим требованиям соответствуют конструкции шумозащитных окон NN 26 и 27 табл. 8.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.