Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 11 апреля 2006 г. N 253-ПП
Концепция
развития городской информационно-справочной системы (ГИСС)
1. Основные определения
Городская информационно-справочная система (ГИСС, Система) - автоматизированная система, включающая в свой состав средства автоматизации и обслуживающий персонал и предназначенная для предоставления информационно-справочных и сопутствующих им услуг.
Метасистема "Электронная Москва" (МЭМ) - обеспеченный общим управлением комплекс технологически и организационно сопряженных (интегрированных) информационных систем, содержащих в том числе информационные ресурсы города Москвы, предназначенный для оказания информационных услуг органам власти, хозяйствующим субъектам города Москвы и населению.
Информационно-коммуникационный центр (ИКЦ) - комплекс программно-аппаратных средств, центральное звено системы, выполняющее функции серверного и коммуникационного центра, обеспечивающее работу ГИСС и взаимодействие ГИСС с МЭМ и не интегрированными с МЭМ информационными системами.
Пользователь ГИСС - юридическое или физическое лицо, обратившееся за услугой ГИСС. Многофункциональный интерактивный терминал (МИТ) - аппаратно-программное средство, обеспечивающее интерактивный пользовательский интерфейс для доступа к информационно-справочным услугам ГИСС и другим сопутствующим услугам.
Справочный киоск - объект ГИСС, предназначенный для оказания информационно-справочных услуг посредством обеспечения пользователю ГИСС доступа к расположенному в его помещении многофункциональному интерактивному терминалу, а также предоставление иных сопутствующих услуг.
Справочно-информационный центр - объект ГИСС, предназначенный для оказания информационно-справочных услуг посредством обеспечения пользователю ГИСС доступа к расположенному в его помещении многофункциональному интерактивному терминалу, а также предоставления расширенного перечня сопутствующих услуг.
Единая справочная служба ГИСС - структурное подразделение ГИСС, обслуживающее интерактивные запросы.
Оператор ГИСС - сотрудник структурного подразделения ГИСС, обрабатывающий запросы пользователей ГИСС.
2. Общие положения
Целью настоящей концепции является определение путей дальнейшего повышения уровня и качества жизни москвичей и гостей столицы, создание благоприятных условий для деятельности малых предприятий за счет обеспечения простого и эффективного доступа к информационно-справочным ресурсам и сопутствующим им услугам путем использования новых информационно-коммуникационных технологий.
В Москве постоянно проживает более 10 млн. человек и ежедневно находится еще 1,8 млн. человек из других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В Москве работает почти 200 тыс. малых предприятий, на которых трудится 1,9 млн. человек. Количество иностранных туристов, посетивших Москву в 2005 году, достигло 3,2 млн. человек.
В Москве расположены управляющие структуры крупного российского бизнеса. Москва представляет собой главный российский узел национальных и международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распространения массовой информации. Здесь создана развитая информационно-телекоммуникационная инфраструктура.
Задачи по унификации и интегрированию существующих в городе информационных ресурсов, а также обеспечению доступа к социально значимой информации и базовым информационно-коммуникационным услугам всех горожан, независимо от пола, возраста и социально-экономического положения, решаются в рамках городской целевой программы "Электронная Москва". Программа ГИСС обеспечивает реализацию данных задач.
3. Анализ потребностей в информационно-справочных услугах
Московский рынок информационно-справочных услуг является одним из самым крупных на всей территории России.
Потенциальными пользователями ГИСС является все население города Москвы, гости столицы, предприятия малого и среднего бизнеса.
Проведенное ОАО "Городская информационная служба" маркетинговое исследование показало высокую востребованность информационно-справочных услуг: более двух третей опрошенных москвичей и гостей столицы высказали заинтересованность в регулярном получении информационно-справочных и сопутствующих им услуг, причем более 70% из них выразили готовность оплачивать востребованные ими услуги. Дальнейший анализ показывает, что потребителями информационно-справочных услуг в городе Москве являются приблизительно 3,5 млн. человек, а потенциальный объем рынка информационно-справочных услуг оценивается в 800 тыс. обращений в день.
По результатам исследования удалось выявить наиболее часто используемые жителями и гостями столицы источники и способы получения информации.
таблица 1
Источник информации | Процент обращений |
Телефонные информационно-справочные службы (включая справочные службы такие как авиасправка, железнодо- рожная справка и проч.) |
38% |
Интернет | 27% |
Печатные издания | 21% |
Почти 34% опрошенных респондентов выразили неудовлетворенность существующими источниками информации и информационно-справочными службами.
таблица 2
Источник информации | Часто называемые недостатки |
Телефонные информационно-справочные службы (включая справочные службы такие, как авиасправка, железнодо- рожная справка и проч.) |
1. Сложность с дозвоном до диспет- чера. 2. Не работают в выходные и празд- ничные дни. 3. Способны обрабатывать только элементарные запросы. 4. Информация получается только в голосовом виде. |
Интернет | 1. Наличие требования к уровню компьютерной грамотности пользова- теля. 2. Поиск нужной информации затруд- нен присутствием избыточного коли- чества информации. 3. Наличие большого объема недосто- верной информации. |
Печатные издания | Быстрое устаревание размещаемой в них информации. |
Более 37% респондентов высказались за расширение спектра услуг, предоставляемых в справочных объектах ГИСС, в т.ч. организация приема жилищно-коммунальных платежей, возможность снятия денег с банковской карты, организация доступа в Интернет, получение юридической консультации, копирование документов, оплата услуг операторов связи.
Анализ потребностей малых предприятий показал, что справочная информация является важной частью, обеспечивающей успешную деятельность малых предприятий. Более половины малых предприятий при ведении своей хозяйственной деятельности заинтересованы в получении информационно-справочных услуг.
Вместе с этим малым предприятиям необходимо получение дополнительных услуг в местах "шаговой доступности".
Проведенные маркетинговые исследования позволили:
- выделить наиболее важные характеристики справочно-информационной услуги: шаговая доступность, быстрота и качество оказываемых услуг;
- выявить потребность малых предприятий, москвичей и гостей столицы к тематическим разделам: поиск товаров и услуг, трудоустройство и занятость, медицина, туризм, информация о товарах и их потребительских свойствах, справки из ЕИРЦ и других городских служб, милиции, ГАИ, законодательство города Москвы, градостроительные планы городских органов управления;
- определить перечень дополнительных услуг: оплата жилищно-коммунальных платежей, совершение покупок в электронных магазинах, бронирование и заказ билетов, возможность снятия наличных с банковской карты, получение юридической консультации, доступ в Интернет, к средствам связи (факсу, электронной почте), копировально-множительной технике, оплата услуг операторов связи.
4. Мировой опыт организации городских информационно-справочных систем
В настоящее время столицы развитых стран и крупные города не обходятся без системы хранения, обновления и поставки потребителям текущей справочной информации о городе и его истории, функционировании органов городского управления, жизнедеятельности города. В отдельных случаях доставка справочной информации потребителям осуществляется через создание пунктов распространения (киосков) справочной информации в бумажном виде (буклеты, проспекты). Как правило, одновременно с этим операторы киоска имеют доступ к базам данных, позволяющим предоставлять расширенный объем информации. Такие информационные киоски для туристов существуют в Вене, Париже, Праге, Берлине и других городах.
В большинстве крупных городов, создававших или обновлявших свои информационно-справочные системы в течение последних десяти лет, информационно-справочная служба строится на основе различных вариантов систем с удаленным доступом к централизованным информационным ресурсам. При таком подходе посредником между пользователем и системой является оператор или дружественный диалоговый интерфейс программы доступа. В целях повышения доступности к информационным ресурсам в таких системах, как правило, используется самый широкий набор инструментов, обеспечивающих доступ к информации (персональные компьютеры, киоски, телефоны, расположенные в людных местах).
Существуют и информационно-справочные системы позволяющие осуществлять отдельные операции и регистрационные действия.
Оказываемые государственными службами справочно-информационные услуги должны быть доступны всем и, может быть, даже в большей степени малоимущим слоям населения. Поэтому в странах с низким процентом оснащенности населения современными средствами коммуникаций особенно актуальна задача формирования инфраструктуры городских информационных служб, размещение общедоступных справочных терминалов.
Изучение опыта крупных городов стран СНГ и России по организации доступа к информационно-справочным ресурсам показывает, что все такие системы носят частный, фрагментарный или узко прикладной характер и пока еще не претендуют на создание единой информационно-справочной системы, ориентированной на широкий круг пользователей.
5. Назначение и краткая характеристика городской информационно-справочной системы
Городская информационно-справочная система (ГИСС) создана в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 16 сентября 1997 г. N 680 "О концепции создания городской информационно-справочной системы г. Москвы", от 15 октября 1996 г. N 860 "О совершенствовании городской информационно-справочной системы г. Москвы", от 7 июня 2000 г. N 418 "О первоочередных задачах по дальнейшему проектированию, строительству и финансированию городской информационно-справочной системы" и от 25 декабря 2001 г. N 1176-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 7 июня 2000 г. N 418 "О первоочередных задачах по дальнейшему проектированию, строительству и финансированию городской информационно-справочной системы".
ГИСС была создана для обеспечения современного уровня информационно-справочного обслуживания населения Москвы и гостей столицы.
Для оперативного управления проектом и осуществления прав собственности на основные средства системы в качества управляющей компании Правительства Москвы постановлениями Правительства Москвы от 15 октября 1996 г. N 860 "О совершенствовании городской информационно-справочной системы г. Москвы" и от 3 июня 1997 г. N 411 "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 15.10.96 N 860 "О совершенствовании городской информационно-справочной системы г. Москвы" создано открытое акционерное общество "Городская информационно-справочная служба" (ОАО "ГИСС"). Собственником 100% акций ОАО "ГИСС" является Правительство Москвы в лице Департамента имущества города Москвы.
ОАО "Городская информационно-справочная служба" является оператором ИКЦ ГИСС.
6. Текущее состояние развития городской информационно-справочной системы
В рамках реализации первого этапа Концепции создания городской информационно-справочной системы г. Москвы были проведены следующие работы: создано открытое акционерное общество "Городская информационно-справочная служба", проведены маркетинговые исследования рынка, выполнены научно-исследовательские и опытно конструкторские работы по созданию программно-информационной и коммуникационной составляющей ГИСС, проведены работы по подбору и выделению 158 земельных участков для размещения объектов городской информационно-справочной системы, заключено 49 договоров аренды земельных участков, оформлено 69 комплектов исходно-разрешительной документации, разработаны и согласованы типовые проекты справочных киосков и справочно-информационных центров, построено 15 и начато строительство 26 объектов ГИСС.
В Северном административном округе введен в эксплуатацию экспериментальный участок системы. Организован бесплатный электронный доступ пользователей к адресно-справочной информации и перечню городских организаций и предприятий.
7. Направления дальнейшего развития городской информационно-справочной системы
В ходе разработки концепции и на основании проведенных исследований в качестве основного принято следующее направление развития ГИСС:
7.1. В качестве точки доступа к системе используются многофункциональные интерактивные терминалы.
7.2. ГИСС предоставляет пользователям доступ к услугам, оказываемым оператором МЭМ и операторами информационных систем, не интегрированных с МЭМ.
7.3. ГИСС является саморазвивающейся системой, предоставляет широкий спектр как информационно-справочных, так и дополнительных услуг, формирующихся в процессе развития.
7.4. Для обработки сложных запросов и простоты предоставления услуг используется интерактивная аудиовизуальная связь с оператором ЕСС через многофункциональный интерактивный терминал.
7.5. В справочных объектах ГИСС размещаются малые предприятия и иные структуры для организации и развития дополнительного сервиса (банковские, страховые, туристические, юридические, консалтинговые, риэлтерские услуги, интернет-кафе и салоны связи, продажа книг, билетов, газет и журналов, копировально-множительные услуги).
8. Цели и задачи развития городской информационно-справочной системы
Целью развития городской информационно-справочной системы является удовлетворение потребностей в справочно-информационном обслуживании широкого круга москвичей, гостей столицы и малых предприятий (пользователей ГИСС), а также содействие развитию имиджевой составляющей облика города Москвы как ведущего мирового мегаполиса.
Основными задачами ГИСС являются:
- создание сети справочных объектов в "шаговой доступности" для жителей города и гостей столицы;
- создание комфортной среды для развития и поддержки бизнеса малых предприятий: поиск партнеров, развитие сотрудничества, заключение контрактов, размещение и распространение рекламных материалов, банковское, юридическое и страховое обслуживания;
- организация доступа к информационным услугам, оказываемым оператором МЭМ и операторами информационных систем;
- развитие информационно-справочной инфраструктуры города в интересах массового пользователя и создание центров общественного доступа к информационным ресурсам, формируемым в рамках реализации Городской целевой программы "Электронная Москва".
9. Структура городской информационно-справочной системы
Основными структурными элементами ГИСС являются: информационно-коммуникационный центр, справочно-информационный центр, справочный киоск, многофункциональный интерактивный терминал.
9.1. Информационно-коммуникационный центр обеспечивает:
9.1.1. Взаимодействие с Оператором Метасистемы "Электронная Москва".
9.1.2. Взаимодействие с иными поставщиками информационных услуг, в т.ч. СИОМП.
9.1.3. Объединение справочных объектов ГИСС в единую информационно-коммуникационную сеть.
9.1.4. Ведение учета и обработки информации, контроль и разграничение доступа к информационным ресурсам.
9.1.5. Централизованное администрирование, управление и мониторинг многофункциональных интерактивных терминалов.
9.1.6. Обеспечение взаимодействия системы защиты информации ГИСС с аналогичными системами, создаваемыми в рамках проекта "Электронная Москва".
9.1.7. Обработка интерактивных запросов к ГИСС.
Для выполнения функции центрального узла ГИСС информационно-коммуникационный центр оснащается современными средствами телекоммуникации и серверным оборудованием, на котором работают приложения, отвечающие за функционирование информационного портала, системы управления и администрирования.
9.2. Многофункциональный интерактивный терминал является основным справочным объектом ГИСС, который обеспечивает:
9.2.1. Предоставление информационно-справочных услуг посредством вывода запрашиваемой информации на принтер или на монитор терминала.
9.2.2. Голосовую и видеосвязь с оператором Единой справочной службы ГИСС.
9.2.3. Функционирование узла беспроводного доступа в Интернет (Wi-Fi).
9.2.4. Доступ в Интернет.
9.2.5. Взаимодействие с платежными системами с целью приема платежей, в т.ч. за услуги ГИСС, ЖКХ, телефонию.
9.2.6. Возможность оперативного мониторинга обстановки в местах размещения терминалов, а также экстренный вызов службы спасения.
Многофункциональный интерактивный терминал располагается: в справочном киоске, справочно-информационном центре, на станциях метро, вокзалах, в гостиницах, торговых центрах и других оживленных местах.
Многофункциональный интерактивный терминал оснащается "тревожной кнопкой" и оборудуется IP-телефоном для связи с единой справочной службой ГИСС, web-камерой, для визуального контакта пользователя и оператора ГИСС, а также обеспечения оперативного мониторинга обстановки в местах размещения терминалов.
Предполагается для сокращения затрат на строительство и сроков ввода в действие ГИСС использовать для подключения Московскую волоконно-оптическую сеть (МВОС).
9.3. Справочный киоск представляет собой некапитальное быстровозводимое сооружение и обеспечивает:
9.3.1. Размещение многофункционального интерактивного терминала.
9.3.2. Размещение рекламно-информационных материалов малых предприятий района на специальных стойках и стендах.
9.3.3. Распространение билетов, книг, периодической печати и оказание сопутствующих услуг.
9.4. Справочно-информационный центр представляет собой капитальное сооружение и создается для предоставления расширенного списка профильных ГИСС услуг, реализация которых в справочном киоске невозможна. Справочно-информационный центр обеспечивает:
9.4.1. Размещение многофункциональных интерактивных терминалов.
9.4.2. Размещение рекламно-информационных материалов малых предприятий района на специальных стойках и стендах.
9.4.3. Предоставление широкого перечня услуг малым предприятиям (информационно-справочное обслуживание, банковское, страховое, юридическое, печатно-множительное обслуживание и проч.).
Единая справочная служба ГИСС представляет собой централизованную справочную службу ГИСС, обслуживающую интерактивные запросы и запросы, поступающие от пользователей многофункциональных интерактивных терминалов.
Все справочные объекты ГИСС имеют единое внешнее оформление, объединяющее в себе единое цветовое решение и современный дизайн, которое позволяет жителям и гостям столицы уверенно определять в насыщенной городской застройке объекты городской информационно-справочной службы и узнавать их.
10. Финансово-экономические основы реализации концепции
Международный опыт показывает, что информационно-справочные системы являются планово убыточными и финансируются за счет бюджетных средств.
Настоящая концепция предлагает постепенный переход от бюджетного финансирования развития ГИСС на систему полной окупаемости.
Источники доходов ГИСС:
- реализация информационно-справочных услуг;
- Интернет, IP-телефония, Wi-Fi;
- совместное использование с платежными системами многофункциональных интерактивных терминалов;
- организация предоставления на площадях ГИСС дополнительных услуг;
- инвестиционные конкурсы;
- рекламные услуги;
- распространение рекламно-справочных материалов.
11. Новации настоящей концепции
Проведенный анализ потребностей москвичей, гостей столицы и малых предприятий по проблеме комфортной организации доступа к информационно-справочным ресурсам, изменения, произошедшие в мире информационно-коммуникационных технологий в последние годы, реализация мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва", анализ мировой практики организации информационно-справочных систем диктуют необходимость перехода к новому концептуальному подходу развития ГИСС.
Предлагаемые концептуальные изменения:
11.1. Изменение способа распространения информации:
11.1.1. Включение справочных объектов ГИСС в систему центров общественного доступа (ЦОД).
11.1.2. Применение в справочных киосках, справочно-информационных центрах, на станциях метро, вокзалах, в гостиницах многофункциональных интерактивных терминалов.
11.1.3. Создание единой справочной службы ГИСС.
11.2. Участие ГИСС в городских проектах, реализуемых в рамках программы "Электронная Москва" (Метасистема "Электронная Москва", "Инфоград", "Социальная карта москвича" и др.).
11.3. Взаимодействие с Системой информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы (СИОМП).
11.4. Отказ от самостоятельного ведения ГИСС баз данных.
Основным поставщиком информационных услуг для ГИСС является Оператор Метасистемы "Электронная Москва". Кроме того, ГИСС взаимодействует с иными поставщиками информационных услуг.
11.5. Развитие на объектах ГИСС дополнительного сервиса (банковские, страховые, туристические, юридические, консалтинговые, риэлтерские услуги, интернет-кафе и салоны связи, продажа книг, билетов, газет и журналов, копировально-множительные услуги).
11.6. Соответствие приемов и методов защиты информации в ГИСС, а также используемых программно-аппаратных средств требованиям, установленным для городских информационных систем.
11.7. В своей деятельности ГИСС максимально использует научно-практический результат реализации программы "Электронная Москва".
12. Прогнозируемый эффект от реализации концепции
Реализация концепции развития ГИСС представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение задачи создания и развития в городе Москве сети справочных объектов широко доступных населению, обеспечивающих доступ к справочно-информационным ресурсам, сопутствующим им услугам, что позволит повысить эффективность городской информационной политики.
Увеличение числа ЦОД за счет включения в их число объектов ГИСС.
Развитие ГИСС позволит ускорить процессы информатизации различных сторон жизни города, повысит доверие населения к использованию информационно-коммуникационных систем и создаст положительный пример использования передовых технологий.
В сфере содействия развитию малого предпринимательства ГИСС обеспечит:
- повышение эффективности доведения до малых предприятий содержания функционирующих в сфере поддержки предпринимательства информационных ресурсов;
- продвижение в сферу малого предпринимательства современных информационно-коммуникационных технологий;
- содействие практической информатизации бизнес-процессов субъектов малого предпринимательства;
- расширение базы информационно-справочного обеспечения малых предприятий;
- продвижение товаров и услуг малых предприятий;
- создание на базе справочно-информационных центров инфраструктуры финансово-информационного обслуживания малых предприятий, оказывающей широкий перечень услуг малым предприятиям (информационно-справочное обслуживание, банковское, страховое, юридическое обслуживание).
Важную роль призвана сыграть ГИСС в развитии массового туризма. Сеть стационарных объектов ГИСС, оснащенных ориентированной на туристов справочной информацией, сделает пребывание туристов в городе более комфортным.
В сфере социальной защиты населения ГИСС позволит реализовать эффективную систему информирования москвичей об их правах на получение льгот, а также использование социальной карты москвича для получения услуг и участия в дисконтных программах ГИСС.
Сеть справочных объектов ГИСС и их "шаговая" доступность окажет содействие работе городских органов социальной защиты с населением.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства ГИСС организует прием жилищно-коммунальных платежей от населения путем взаимодействия с платежными системами и ЕИРЦ.
В сфере культурной жизни ГИСС обеспечит широкое освещение культурной жизни столицы как среди москвичей, так и среди туристов.
ГИСС предоставит широкий доступ пользователей к произведениям отечественной и мировой культуры и искусства музеев Москвы для всех социальных слоев.
ГИСС обеспечит демонстрацию презентаций учреждений культуры.
В сфере здравоохранения ГИСС обеспечит доступ москвичей к информации о лечебных учреждениях, о наличии и стоимости лекарственных препаратах в аптеках города, о заболеваниях, методах профилактики, а также к единой регистратуре.
Информационные возможности ГИСС могут использоваться при проведении органами здравоохранения рекламно-информационных компаний по пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний.
В сфере обеспечения общественной безопасности ГИСС предоставит возможность городским правоохранительным органам использовать размещаемые на объектах ГИСС "тревожную кнопку" и web-камеру, для обеспечения оперативного мониторинга обстановки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.