Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 21 июня 2006 г. N 195
Отчет
о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2005 году, результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях
Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2005 году, результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях (далее - Отчет) подготовлен в соответствии с требованиями статьи 38 Закона города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы".
План работы Контрольно-счетной палаты Москвы (далее - КСП Москвы, Палата) на 2005 год был сформирован на основе поручений Московской городской Думы и Мэра Москвы по проведению контрольных мероприятий и с учетом обеспечения системного контроля использования средств бюджета города Москвы, городской собственности, обслуживания и погашения государственного долга. При планировании контрольной деятельности также учитывались результаты проведенных в предыдущие годы проверок и обследований по наиболее значимым вопросам и проблемам и необходимость осуществления текущего контроля за ходом реализации предложений и рекомендаций Палаты по итогам ранее проведенных контрольных мероприятий.
Всего в 2005 году проведено 120 контрольных мероприятий, в том числе 61 проверка, 26 обследований и 33 экспертизы. Проверено 396 объектов, в том числе камерально - 194 объекта. План работы на 2005 год выполнен в полном объеме. В 2005 году 43 контрольных мероприятия проведено по поручениям Московской городской Думы, 30 - по поручениям Мэра Москвы, 2 - по обращению Счетной палаты Российской Федерации, 1 - по обращению Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Перечень контрольных мероприятий, проведенных КСП Москвы в 2005 году, содержится в приложении 1 к настоящему Отчету.
Органами государственной власти города Москвы в 2005 году с учетом результатов контрольных мероприятий КСП Москвы принято 39 правовых актов(1), из них: 5 законов города Москвы, 26 постановлений Правительства Москвы, 8 распоряжений Правительства Москвы. Перечень правовых актов содержится в приложении 2 к настоящему Отчету.
Контрольная деятельность
Контрольные мероприятия проводились в 2005 году как в общегородском масштабе, так и в разрезе комплексов городского управления и отраслей городского хозяйства, а также в рамках отдельных бюджетополучателей (последние в основном по поручениям Мэра Москвы и Московской городской Думы). В Комплексе экономической политики и развития города Москвы проведено 16 проверок и обследований; в Комплексе архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы - 5; в Комплексе социальной сферы города Москвы - 6; в Комплексе городского хозяйства города Москвы - 2; в органах исполнительной власти, не входящих в состав комплексов городского управления, и других организациях - 56. Кроме того, было проведено 6 комплексных контрольных мероприятий, включая внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета за 2004 год, которыми охватили все сферы городского хозяйства.
Объем бюджетных и иных средств, являющихся предметом контрольных мероприятий, составил 600 793 665,8 тыс. рублей, из них средства городского бюджета - 424 100 612,4 тыс. рублей(2), внебюджетные средства - 176 693 053,4 тыс. рублей, в том числе средства Московского городского фонда обязательного медицинского страхования - 173 302 721,1 тыс. рублей.
По итогам проведенных контрольных мероприятий выявлено более 100 фактов нарушений законодательства, в общей сложности на сумму 9 022 257,8 тыс. рублей, в том числе 6 случаев нецелевого использования бюджетных средств на сумму 134 507,6 тыс. рублей. Основные виды указанных нарушений:
Вид нарушения | Сумма (тыс. рублей) |
Нецелевое использование средств бюджета города Москвы Несвоевременное доведение лимитов бюджетных обязательств Неправомерное принятие обязательств, исполняемых за счет города Неправомерное расходование средств бюджета города на фи- нансирование федеральных структур и объектов Нарушения правил осуществления закупок для нужд города Сверхнормативные расходы, переплаты и неположенные выпла- ты Расходы без подтверждения оправдательными документами Нарушения правил осуществления благотворительной деятель- ности, правил финансирования выборов Нарушение порядка бюджетного учета и отчетности Нарушение бухгалтерского учета и отчетности Нарушение порядка зачисления средств в бюджет города Москвы Нарушения норм, правил, требований осуществления хозяйст- венной деятельности государственными организациями Расходы на цели, не относящиеся к полномочиям муниципаль- ных образований Иные нарушения |
134507,6 842750,0 890457,5(3) 1930226,2 972415,0(4) 474,8 3988,7(5) 1384,7 786186,7 2778878,2 18818,8 654989,3 3911,3 3269,0 |
Итого | 9022257,8 |
В результате контрольной деятельности в 2005 году были выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств на сумму 583 024,5 тыс. рублей(6), из них: избыточные расходы бюджетных средств (в том числе за счет завышения объемов и стоимости работ) на общую сумму 200 810,6 тыс. рублей(7), безрезультатные расходы бюджетных средств на общую сумму 379 526,6 тыс. рублей(8) (основная часть средств - по причине невовлечения в хозяйственный оборот результатов НИОКР), непроизводительные расходы бюджетных средств - 2 687,25 тыс. рублей(9), а также 2 случая длительного неиспользования бюджетных средств (более 2 лет) на общую сумму 49 049,3 тыс. рублей.
Также в ходе контрольных мероприятий, проведенных в 2005 году, выявлено недопоступление средств в бюджет города и неправомерное возмещение средств из бюджета города в сумме более 10273008,4 тыс. рублей.
По итогам контроля было направлено 60 представлений и 4 предписания, 113 писем в Московскую городскую Думу, 111 писем Мэру Москвы, а также 59 информационных писем в органы исполнительной власти города Москвы и иные организации. Материалы по 4 контрольным мероприятиям направлены в правоохранительные органы:
обследование выполнения рекомендаций, данных КСП Москвы по результатам проверки правильности и эффективности расходования бюджетных средств ГУП МосНПО "Радон" за 1998-2000 годы;
проверка законности и целевого использования бюджетных средств города Москвы, выделенных в виде субвенций ОАО "ГТК "ТВ-Столица" на оплату транспортных услуг, аренду оборудования и приобретение прав на показ телепродукции за период с 1 января 2001 года по 31 декабря 2004 года;
проверка эффективности и целевого использования средств бюджета муниципального образования, а также средств бюджета города Москвы, выделенных в форме межбюджетных трансфертов муниципальному образованию Савеловское в 2004 году;
проверка правильности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных в 2004 году ОАО "Концерн "Радио-Центр".
Одними из важных направлений деятельности КСП Москвы являлись контроль за полнотой и своевременностью поступления налоговых доходов в бюджет города, экспертиза проектов нормативных правовых актов бюджетного и налогового законодательства города Москвы. В течение года в этом направлении проведены 2 проверки, 5 обследований, 6 экспертиз.
Основное внимание уделялось вопросам определения экономического потенциала города, оценки параметров социально-экономического развития и рисков неисполнения доходной части бюджета в части налоговых доходов, факторного анализа налогового потенциала по отдельным налогам (налог на имущество организаций, земельный налог, налог на игорный бизнес), а также выявлению объемов недопоступления средств в бюджет города, связанных с предоставлением налоговых льгот, несвоевременной уплатой налогов и сокрытием налоговой базы (теневой оборот алкогольной продукции, незаконная деятельность игорных заведений).
Наиболее значимыми контрольными мероприятиями являлись:
проверка в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной налоговой службе и ее территориальных органах, органах исполнительной власти, организациях Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северная Осетия-Алания, Московской области и города Москвы исполнения поручений Правительства Российской Федерации в связи с обращением Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверок в 2003-2004 годах вопросов эффективности действующей системы взимания акцизов на алкогольную продукцию, развития налоговой базы, полноты и своевременности поступления акцизов на алкогольную продукцию;
обследование объемов отвлечения средств из бюджета города Москвы в связи с предоставлением налоговых льгот в 2004 году;
обследование динамики поступления налога на имущество организаций в 2004-2005 годах и формирование прогноза поступления доходов по этому источнику в 2006 году;
обследование порядка и условий налогообложения в сфере игорного бизнеса в городе Москве с учетом опыта России и зарубежных стран.
В ходе проверки эффективности действующей системы взимания акцизов на алкогольную продукцию, развития налоговой базы, полноты и своевременности поступления акцизов на алкогольную продукцию, проведенной совместно со Счетной палатой Российской Федерации, выявлено, что бюджет города Москвы несет значительные потери в результате существенных недостатков в регулировании производства, оборота и реализации алкогольной продукции. Годовые потери бюджета города Москвы от неучтенной алкогольной продукции составили более 10 000 000,0 тыс. рублей.
Обследованием объемов отвлечения средств из бюджета города Москвы в связи с предоставлением налоговых льгот в 2004 году выявлено, что сумма средств, недопоступивших в бюджет города в связи с предоставлением указанных льгот, составила не менее 21 903 000,0 тыс. рублей.
Обследованием динамики поступления налога на имущество организаций в 2004-2005 годах установлено отсутствие достоверных данных о фактической стоимости, движении и структуре основных средств, что исключает возможность определения налогового потенциала по налогу на имущество организаций. Изменения, внесенные в действующее законодательство, исключившие из объектов налогообложения стоимость имущества, учитываемого по счетам бухгалтерского учета 03 "Доходные вложения в материальные ценности" и 08 "Вложения во внеоборотные активы", предоставили возможность налогоплательщикам минимизировать налоговую базу, что приводит к потерям бюджета в связи с недопоступлением средств от уплаты налога на имущество.
Обследованием влияния изменений законодательства, принятых в 2004 году в части земельного налога, установлено, что низкие темпы работы Департамента земельных ресурсов города Москвы по актуализации сведений государственного земельного кадастра в части оформления прав землепользователей приводят к потерям бюджета по платежам за землю.
Проверкой результатов создания и внедрения системы АИС "Налог 2 Москва" и использования ее возможностей Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве по формированию и предоставлению необходимой информации заинтересованным организациям установлено, что автоматизированная информационная система учета налогоплательщиков и контроля за поступлением налоговых сборов (АИС "Налог 2 Москва") в сроки, установленные распоряжением Мэра Москвы, не создана и не внедрена.
Обследование порядка и условий налогообложения в сфере игорного бизнеса в городе Москве с учетом опыта России и зарубежных стран показало, что несовершенство действующего законодательства в сфере игорного бизнеса привело к невозможности обеспечить сбалансированность социальных и экономических интересов общества, к возможности сокрытия налоговой базы и потерям бюджета.
С учетом контрольных мероприятий по вопросам полноты и своевременности поступления налоговых доходов в бюджет города в 2005 году были приняты следующие меры:
постановлением Правительства Москвы от 16 августа 2005 года N 622-ПП "О списании безнадежной задолженности" утверждено Положение о порядке принятия решений о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням и суммам налоговых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах по региональным и местным налогам и сборам в части задолженности перед бюджетом города Москвы, а также по арендным платежам за землю и нежилые помещения;
письмом ФНС России от 31 августа 2005 года N ШТ-6-07/719@ "О контроле РСМ" до конца 2005 года предусмотрено осуществление дополнительных мероприятий, направленных на усиление со стороны налоговых органов оперативного контроля за учетом движения региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, используемых организациями, осуществляющими реализацию алкогольной продукции с акцизных складов.
При рассмотрении проекта закона города Москвы "О внесении изменений в статью 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" учтены предложения КСП Москвы в части конкретизации перечня организаций, освобождаемых от уплаты налога на имущество организаций, и приведения указанного законопроекта в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В отчетном году КСП Москвы традиционно большое внимание уделяла контролю за доходами от использования имущества, находящегося в собственности города Москвы. Наиболее важными вопросами контроля в данном направлении являлись:
анализ условий формирования доходной части бюджета города Москвы, в том числе практика установления льготных ставок платы за аренду объектов городской собственности; деятельность окружных органов по вопросам имущественно-земельных отношений и градостроительства; реализация программы реновации объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы;
анализ деятельности органов исполнительной власти по реформированию государственного сектора экономики в части государственных унитарных предприятий города Москвы;
анализ обоснованности выделения бюджетных средств и городской собственности на участие города Москвы в уставных капиталах коммерческих организаций;
оценка имеющегося потенциала и путей увеличения поступлений по основным источникам неналоговых доходов бюджета города Москвы.
В 2005 году по этому направлению проведено 11 контрольных мероприятий, в том числе 4 проверки и 7 обследований.
Анализ, проведенный в ходе проверки Департамента имущества города Москвы по вопросу эффективности и обоснованности установления арендной платы в особом порядке арендаторам объектов нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, свидетельствует о наличии пользователей, имеющих еще более низкую ставку арендной платы, установленную распорядительными документами Правительства Москвы, по сравнению с категориями арендаторов, арендная ставка которым устанавливается в особом порядке. Указанный факт противоречит требованиям Положения об установлении в особом порядке арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 августа 2001 года N 778-ПП.
По оценке КСП Москвы, недопоступление средств в бюджет города в связи с предоставлением льгот составило в 2004 году около 4 526 500,0 тыс. рублей, из которых 693 000,0 тыс. рублей - персональные льготы, предоставленные отдельным арендаторам на основании распорядительных документов Правительства Москвы. При этом темпы роста объема доходов, недопоступивших в результате предоставления льгот в 2002-2004 годах, несопоставимо выше, чем темпы роста начислений по арендной плате.
Как показало обследование Департамента земельных ресурсов города Москвы по вопросу полноты поступления в бюджет доходов от арендной платы за землю, существенное влияние на полноту поступлений в городской бюджет оказывает также наличие значительной группы арендаторов, имеющих льготы по плате за землю. В 2004 году в результате установления понижающих коэффициентов к ставкам арендной платы за землю в бюджет города недопоступили средства в объеме 8 602 271 тыс. рублей.
Проверки деятельности префектур Южного и Восточного административных округов города Москвы по участию в формировании доходной базы городского бюджета показали, что на сегодняшний день сохраняются весьма длительные сроки оформления земельно-правовых отношений города с землепользователями, что негативно сказывается на объемах поступлений земельных платежей в городской бюджет. С момента обращения землепользователя в территориальное отделение регулирования землепользования Департамента земельных ресурсов города Москвы по вопросу оформления земельно-правовых отношений до заключения договора аренды земельного участка проходит в среднем до полутора лет. Вместе с тем нормативный срок, установленный постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2004 года N 929-ПП, в течение которого должен быть заключен договор аренды земли, составляет 105 рабочих дней.
Также отмечается длительность оформления актов разрешенного использования участков территории градостроительных объектов для осуществления строительства (реконструкции). По мнению КСП Москвы, это явилось одной из причин фактического срыва реализации программы реновации. Так, например, по Восточному административному округу города Москвы до настоящего времени ни на один объект реновации не оформлен акт разрешенного использования участка, при этом за 2004 год и 9 месяцев 2005 года на финансирование мероприятий по реновации израсходовано 26 418,2 тыс. рублей.
Негативные последствия для города и городского бюджета имеют и нарушения со стороны инвесторов, выражающиеся в несоблюдении ими условий заключаемых с Правительством Москвы инвестиционных контрактов на жилищное строительство. В первую очередь речь идет о нарушении прав частных соинвесторов (физических лиц) и города, несущего потери в виде недополучения площади в жилых помещениях и финансирующего непредвиденные расходы, связанные с необходимостью достроя и ввода в эксплуатацию объектов по незавершенным инвестиционным контрактам.
Результаты контроля, как и за предыдущий период, свидетельствуют о том, что по-прежнему затягивается процесс реформирования государственного сектора экономики города Москвы, связанный с реорганизацией, приватизацией и ликвидацией государственных унитарных предприятий. Причем это происходит как на уровне города, так и на уровне отраслевых органов исполнительной власти и префектур. На текущий момент отсутствуют четкие целевые установки и принципы (критерии) реформирования государственных унитарных предприятий города Москвы, единая стратегия их дальнейшего развития, не разработана среднесрочная программа повышения эффективности работы государственного сектора экономики города Москвы на 2005-2007 гг., предусмотренная пунктом 26.2 постановления Правительства Москвы от 29 марта 2005 года N 174-ПП.
Также следует отметить, что программа приватизации государственного имущества города Москвы на 2005-2007 годы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 2 августа 2005 года N 578-ПП, фактически не реализуется. Между тем, как показала проверка префектуры Южного административного округа города Москвы, финансовое состояние ряда предприятий (шесть ГУП РЭУ), включенных в программу приватизации, на сегодняшний день таково, что префектура вынуждена инициировать в отношении этих предприятий процедуру ликвидации.
Результаты проверки Департамента имущества города Москвы по вопросу выделения в 2004 году бюджетных средств и городской собственности на участие города Москвы в уставных капиталах коммерческих организаций свидетельствуют об отсутствии четкой системы при принятии решений по участию города в уставных капиталах коммерческих организаций. При этом совокупные вложения города в уставные капиталы (фонды) хозяйственных обществ оцениваются за 2004 год в 7 650 928,2 тыс. рублей.
По итогам проверок и обследований, проведенных в Департаменте имущества города Москвы, Департаменте земельных ресурсов города Москвы, Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, предложено увеличить прогнозные проектировки, представленные ими в рамках формирования проекта бюджета города Москвы на 2006 год, в общей сложности на 7 814 975 тыс. рублей. Редактором законопроекта "О бюджете города Москвы на 2006 год" были приняты поправки на сумму 347 659 тыс. рублей.
С учетом рекомендаций, высказанных по итогам проведенных контрольных мероприятий по данному направлению деятельности КСП Москвы, принято 6 постановлений и 1 распоряжение Правительства Москвы.
Контроль за расходованием средств в социальной сфере, как и в предыдущие годы, являлся одним из приоритетных направлений деятельности КСП Москвы. В ходе 19 контрольных мероприятий (10 проверок, 3 обследований и 6 экспертиз) было проверено и обследовано 49 объектов.
К наиболее значимым контрольным мероприятиям 2005 года следует отнести аудит эффективности использования городских ресурсов на оказание гражданам города Москвы бесплатной медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с требованиями статьи 41 Конституции Российской Федерации. Палатой впервые было проведено контрольное мероприятие в форме аудита эффективности, потребовавшее освоения целого ряда новых подходов.
При объективно высоком уровне реализации Программы обеспечения медицинской помощью населения города Москвы были выявлены серьезные нарушения, недостатки и проблемы отрасли:
отсутствие территориальных нормативов объемов различных видов медицинской помощи, откорректированных с учетом демографических особенностей, уровня и структуры заболеваемости населения города Москвы, подушевых нормативов финансирования здравоохранения и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи; отсутствие предусмотренных законодательством заданий, устанавливаемых лечебно-профилактическим учреждениям, по обеспечению государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи жителям города Москвы;
существенные различия в уровнях подушевого финансирования расходов на оказание бесплатной медицинской помощи и фактического финансирования стоимости врачебного посещения в различных административных округах города, а в рамках одного административного округа (на примере Северо-Западного административного округа города Москвы) - в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Это свидетельствует о неравных условиях функционирования лечебно-профилактических учреждений при оказании бесплатной медицинской помощи жителям города Москвы;
необеспеченность достижения установленного федерального норматива по числу дней лечения в стационарах дневного пребывания в амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях города;
превышение в 1,5-2 раза нормативного ресурса эксплуатации практически всех видов медицинской техники. При этом приобретение медицинского оборудования, как правило, осуществлялось без проведения анализа реальной потребности и уровня обеспеченности медицинской техникой с учетом ее износа (на примере Северо-Западного административного округа города Москвы).
При проверках отдельных бюджетных учреждений и благотворительных организаций выявлены также:
необоснованные выплаты за счет бюджета сотрудникам спортивных школ;
низкая эффективность функционировавшей в Москве в 2003 и 2004 годах параллельной системы предоставления помощи социально незащищенным категориям населения через благотворительные организации за счет средств бюджета города по сравнению с государственной.
Вместе с тем результаты проверок и рекомендации, сформулированные КСП Москвы, учитывались органами исполнительной власти только в части устранения отдельных недостатков в проверенных учреждениях и организациях и не использовались в работе с другими подведомственными организациями. Необходимо обратить особое внимание на развитие ведомственного контроля, а также совершенствование методической работы.
В результате проверки правильности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных ОАО "Концерн "Радио-Центр" в 2004 году, было установлено, что общая сумма расходов на приобретение радиопередач составила в 2004 году 46 838,3 тыс. рублей, или 41,3 процента от объема предоставленных субвенций. Несмотря на значительный объем средств, направляемых на покупку радиопрограмм, конкурсный отбор исполнителей не проводился. Радиоматериалы приобретались у ЗАО "Говорит Столица", ЗАО "Радио СПОРТ" и ОАО "Радиосеть "ОРР". На момент проведения проверки концерн являлся держателем 100 процентов акций ЗАО "Говорит Столица" и ОАО "Радиосеть "ОРР" и 35 процентов акций ЗАО "Радио СПОРТ".
В ходе проверки было обращено внимание на незначительную оснащенность ЗАО "Говорит Столица", ОАО "Радиосеть "ОРР" и ЗАО "Радио СПОРТ" собственными основными средствами, на базе которых должно было создаваться более 50 процентов всех транслируемых концерном радиопередач. В ходе контрольного мероприятия при осмотре производственных помещений концерна выявлено производство радиопередач, которые должны были приобретаться у ЗАО "Говорит Столица" и ЗАО "Радио СПОРТ". С учетом низкой оснащенности ЗАО "Говорит Столица", ЗАО "Радио СПОРТ" и ОАО "Радиосеть "ОРР" собственными и арендуемыми основными средствами возможен вывод о создании покупных радиопередач на производственной базе самого концерна, а значит, о безосновательном расходовании им 46 838,3 тыс. рублей.
Кроме того, в ходе проверки выявлено осуществление незапланированных расходов по оплате телекоммуникационных и консультационных услуг, аудиторской проверки, обучения и повышения квалификации, оформления подписки на периодические издания.
По итогам проверки концерну предложено возместить в городской бюджет необоснованно израсходованные денежные средства в размере 6 102,96 тыс. рублей, большую часть из которых составляют средства, израсходованные на оплату невыполненного объема работ по производству радиопередач.
В рамках направления "Государственная поддержка отраслей экономики. Социальная политика" в 2005 году проведены мероприятия по контролю за расходами на продовольственное обеспечение города, прикладные научные исследования в области национальной экономики, развитие коллективного садоводства для москвичей, развитие и поддержку малого предпринимательства, проведение целевых мероприятий межрегионального характера и другие. Всего проведено 19 контрольных мероприятий, в том числе 10 проверок, 2 обследования и 7 экспертиз.
Проверка полноты вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, созданных в результате выполнения НИОКР в 2003 году за счет средств городского бюджета, выявила неэффективное использование средств бюджета в сумме 23 300,0 тыс. рублей, израсходованных ГП НИПТИ "Агропромпрогресс" на выполнение 7 НИОКР, результаты которых не применяются в городском хозяйстве. Заявления об оформлении охранных документов на результаты работ в Роспатент не подавались.
Кроме того, проверка показала, что действующая система финансирования и учета НИОКР не позволяет в целом оценить эффективность расходов городского бюджета на реализацию Городской программы развития науки и технологий города Москвы на 2002-2004 годы.
Проверкой эффективности расходования бюджетных средств, выделенных Московскому фонду поддержки малого предпринимательства (далее - Фонд), выявлено неэффективное использование бюджетных средств на сумму 40 000 тыс. рублей, перечисленных в ноябре 2001 года на счет Фонда в целях реализации проекта "Восстановление и развитие Общегородского центра поддержки малого предпринимательства". Для достижения указанных целей по заключенным Фондом договорам фактически было израсходовано 7 395 тыс. рублей.
При проверке законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2004 году государственному учреждению города Москвы "Межрегиональный информационно-деловой центр", выявлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 750 тыс. рублей. Установлено, что аренда указанной организацией дополнительного помещения осуществлялась по ставкам, в 5 раз превышающим ставки Департамента имущества города Москвы (при обеспеченности сотрудников служебными помещениями в пределах установленных норм).
Факты нарушения норм законодательства на общую сумму 24349,7 тыс. рублей выявлены при проверке эффективности и целевого характера использования бюджетных средств целевого бюджетного фонда рекламы и городской информации в 2004 году. Имела место передача Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы отдельных функций и полномочий коммерческим структурам на платной основе. На сумму 7 062,7 тыс. рублей были осуществлены работы по рекламно-информационной поддержке городских мероприятий, определенных нормативными правовыми актами Правительства Москвы, не предусматривающими финансирование мероприятий за счет средств указанного фонда.
В ходе проверки выявлены противоречия в нормативных правовых документах, регламентирующих производство и размещение рекламы в городе Москве, в части размещения социальной рекламы и иной социально значимой информации, определения источников формирования средств фонда, задач, функций и прав Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы по управлению средствами фонда.
Несмотря на ряд рекомендаций по итогам проверки эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие коллективного садоводства для москвичей за 2002-2003 годы ГУП развития Московского региона города Москвы, до настоящего времени не взыскана с указанной организации недоплата за 2002-2003 годы за пользование имуществом города в сумме 1402,4 тыс. рублей.
В ходе контроля выявлено также, что основными повторяющимися нарушениями, не устраненными по результатам ранее данных рекомендаций КСП Москвы, являлись нарушения законодательства в части:
своевременности и полноты возврата бюджетных кредитов, предоставленных главными распорядителями бюджетных средств юридическим лицам (в течение 2004 года образовалась просроченная задолженность по основному долгу в общей сумме 139 067 тыс. рублей);
надлежащего контроля со стороны главных распорядителей бюджетных средств за использованием и возвратом бюджетных средств;
соблюдения требований действующих нормативных правовых актов при составлении и утверждении проектов городских целевых программ;
заключения договоров на размещение и выполнение городского государственного заказа без проведения конкурса, а также без включения условий о выплате неустойки и штрафных санкций;
приобретения прав города на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет средств городского бюджета, нарушения учета результатов научно-технической деятельности, отсутствия информации об использовании результатов НИОКР.
По результатам контрольной деятельности в данной сфере направлялись предложения и рекомендации по соблюдению требований нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, а также по повышению эффективности использования бюджетных средств и городского имущества. Указанные рекомендации учтены в 13 нормативных правовых актах, в том числе в одном законе города Москвы, 9 постановлениях Правительства Москвы и 3 распоряжениях Правительства Москвы.
Приоритетными направлениями деятельности КСП Москвы в 2005 году являлись контроль за исполнением бюджета города в таких значимых для города отраслях, как жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ), транспорт и экология, а также анализ формирования и обоснованности тарифов на предоставление услуг населению в сфере ЖКХ и транспорта, в рамках которых было проведено 13 мероприятий (6 проверок, 6 обследований и 1 экспертиза).
Наиболее значимыми контрольными мероприятиями являлись: проверка обоснованности планирования и эффективности расходования средств, выделяемых из бюджета города Москвы на эксплуатацию жилищного фонда, а также платежей населения за наем и техническое обслуживание (ГУП ДЕЗ районов Бутырский и Останкинский); проверка эффективности и целевого использования средств целевого бюджетного фонда развития территории Северо-Восточного административного округа города Москвы; обследование рациональности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на озеленительные работы, проводимые в городе Москве в 2003-2004 годах, по разделу 0900 "Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия", статьям "Восстановительный ремонт зеленых насаждений" и "Содержание зеленых насаждений".
Характерным недостатком, выявленным в ходе контрольных мероприятий в сфере ЖКХ, является неэффективная деятельность государственных унитарных предприятий города Москвы. Например, по итогам проверки обоснованности планирования и эффективности расходования средств, выделяемых из бюджета города Москвы на эксплуатацию жилищного фонда, а также платежей населения за наем и техническое обслуживание (ГУП ДЕЗ районов Бутырский и Останкинский) установлена неэффективная и нерациональная деятельность данных государственных унитарных предприятий города Москвы. Упущенная выгода выявлена в размере 179 400,1 тыс. рублей. В частности, в ходе указанной проверки установлено, что вследствие невозврата предприятиям - балансодержателям помещений доли средств, получаемых по договорам аренды, упущенная выгода ГУП "ДЕЗ района Бутырский" (расчетно) составляет 42 000 тыс. рублей, ГУП "ДЕЗ района Останкинский" - 67 800 тыс. рублей. Из-за несвоевременной реализации и распределения жилой и нежилой площади предприятия несут убытки в виде расходов по эксплуатации и отоплению, которые подлежат возмещению (ГУП "ДЕЗ района Бутырский" - 145,0 тыс. рублей, ГУП "ДЕЗ района Останкинский" - 94,6 тыс. рублей). Выплата вознаграждения предприятиям за содействие в сбыте тепловой энергии по договорам с теплоснабжающими организациями ГУП ДЕЗ районов не установлена, упущенная выгода расчетно составляет: ГУП "ДЕЗ района Бутырский" - 4 395 тыс. рублей, ГУП "ДЕЗ района Останкинский" - 4 373,6 тыс. рублей. При заключении договоров с собственниками и арендаторами нежилых помещений ГУП ДЕЗ районов Бутырский и Останкинский применяли рассчитанные самостоятельно ставки оплаты эксплуатационных услуг, которые не компенсировали их расходы по содержанию и эксплуатации помещений. Недополученная в доходах сумма эксплуатационных сборов по нежилым помещениям расчетно составила: по ГУП "ДЕЗ района Бутырский" - 23 451 тыс. рублей, ГУП "ДЕЗ района Останкинский" - 25 868 тыс. рублей.
При осуществлении контроля за рациональностью и эффективностью расходования бюджетных средств, выделяемых на охрану окружающей природной среды, выявлены следующие факты: заключение государственных контрактов на закупку товаров, работ, услуг без проведения конкурсов при отсутствии правовых оснований; несвоевременное доведение лимитов бюджетных обязательств; неправомерное принятие обязательств, исполняемых за счет бюджета города. Установлены случаи неэффективного расходования бюджетных средств (определение стоимости договора без учета конкурсного снижения, завышение цены контракта по отношению к стартовой цене) на сумму 3 409,3 тыс. рублей.
В области контроля за исполнением расходов городского бюджета в инвестиционной сфере в 2005 году проведено 11 контрольных мероприятий, в том числе 7 проверок, 2 обследования, 2 экспертизы. Наиболее значимые из них:
проверки эффективности и целевого характера расходования средств целевого бюджетного территориального дорожного фонда в 2004 году и средств целевого бюджетного инвестиционного фонда в 2003-2004 годах;
проверки реализации инвестиционных контрактов по строительству жилого здания по адресу: ул. Ферсмана, д. 1 в Юго-Западном административном округе города Москвы, а также инвестиционного контракта на строительство жилищно-административного комплекса на Андреевской набережной, уч. 3, 4, заключенного между Правительством Москвы и ОАО "Семонтек".
При проверке эффективности и целевого характера расходования средств целевого бюджетного территориального дорожного фонда в 2004 году установлено неправильное применение расценок на строительные и монтажные работы по реконструкции Киевского шоссе от МКАД до аэропорта "Внуково", что привело к завышению стоимости работ на сумму 1 849,97 тыс. рублей. По результатам проверки указанная сумма удержана с подрядных организаций.
Установлено завышение стоимости работ по контракту на строительство "Участка Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова", вызванное уточнением стоимости незавершенного строительства. В целях предотвращения неэффективного использования бюджетных средств ООО "Организатор" по результатам проверки уменьшена стоимость работ по контракту на сумму 46750,51 тыс. рублей.
В ходе проверки выявлено завышение стоимости работ на возведение временных зданий и сооружений при строительстве в сумме 10 771,60 тыс. рублей. С подрядчика (ОАО "Мосметрострой") указанная сумма удержана.
Проведение строительных работ по ряду объектов выполнялось без утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации (из 43 объектов по состоянию на 1 января 2004 года проектно-сметная документация была утверждена только по 36).
При проверке реализации инвестиционного контракта на строительство жилищно-административного комплекса на Андреевской набережной, уч. 3, 4, заключенного между Правительством Москвы и ОАО "Семонтек", установлено, что при обмене доли города по жилой площади на объекте до фактических обмеров МосгорБТИ образовалась разница между фактически построенной и обмененной площадями, которая составила 211,1 кв. метра недополученной городом площади. В результате городом не получена компенсация за возникшую после обмеров МосгорБТИ разницу в сумме 30 375,1 тыс. рублей (по расчетам, произведенным Городской комиссией по приватизации и управлению жилищным фондом в городе Москве). По результатам проверки Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы направлено обращение ООО "Юниформстрой" соинвестору ОАО "Семонтек" об обязательной оплате указанной суммы.
На заседании Городской межведомственной комиссии по инвестиционным контрактам (договорам) при строительстве, реконструкции и комплексном капитальном ремонте жилья 16 февраля 2006 года ООО "Юниформстрой" предложило вариант компенсации задолженности путем передачи в долю города однокомнатной квартиры общей площадью 226,3 кв. метра по адресу: Андреевская набережная, вл. 3, уч. 3, 4. В настоящее время ведется работа по передаче указанной квартиры.
Помимо указанного факта, в рамках проверки установлено недополучение платы с 4 ноября 1994 года за аренду земельного участка площадью 46,2 га в зоне площади Гагарина от арендатора ОАО "Семонтек", а также невзыскание предусмотренных условиями контракта штрафных санкций к виновным за нарушение его условий.
В ходе проверки исполнения инвестиционного контракта по строительству жилого здания по адресу: ул. Ферсмана, д. 1 установлено неприменение Департаментом земельных ресурсов города Москвы штрафных санкций к ОАО "ПИК" в сумме 404 тыс. рублей за срыв сроков оплаты права долгосрочной аренды земли за 1999-2003 годы. По результатам проверки указанная сумма была взыскана с ОАО "ПИК" в полном объеме. По результатам проверки Департаментом экономической политики и развития города Москвы рассчитана дополнительная компенсация городу за социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру по причине превышения жилой площади объекта над первоначально планируемыми объемами строительства (795 кв. метров). Размер указанной компенсации составил 912 826,9 доллара США и подлежит перечислению ОАО "ПИК" единовременным платежом в бюджет города.
В ходе обследования возмещения городу затрат на создание социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры при реализации инвестиционных контрактов на строительство жилых домов в городе Москве установлены факты подбора инвесторов на внеконкурсной основе.
В ходе проверки целевого и эффективного расходования бюджетных средств в Юго-Восточном административном округе города Москвы установлены факты неэффективного использования бюджетных средств в общей сумме 69 тыс. рублей в связи с отсутствием реализации в договорах достигнутого тендерного снижения стоимости работ в размере 3 процентов.
В результате проведенных в 2005 году проверок целевого использования привлеченных кредитных средств, направленных на финансирование закупок оборудования для озонаторных установок городского водоснабжения и оборудования для мусоросжигательного завода N 2, выявлены нарушения условий заключенных кредитных договоров органами исполнительной власти города Москвы, выразившиеся в систематическом несоблюдении сроков погашения и обслуживания долговых обязательств в 1994-2000 годах, что привело к уплате штрафов из городского бюджета на общую сумму 2006,2 тыс. рублей.
В ходе проверки перехода на казначейский метод исполнения бюджета города Москвы и дальнейшего развития Московского городского казначейства был выявлен ряд нарушений, большей частью касающихся условий заключения государственных контрактов. Установлено, что в ряде случаев государственные контракты не заключались или заключались без проведения конкурсов, конкурсы проводились с нарушением законодательства, по заключенным контрактам существенно расширялся объем работ без проведения конкурсов.
По-прежнему важнейшим направлением работы КСП Москвы оставался контроль за расходами в сфере общегосударственных вопросов, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, межбюджетных трансфертов и бюджетов муниципальных образований (проведено 15 проверок).
В отчетном периоде проведены проверки законности и целевого использования бюджетных средств города Москвы, выделенных в 2004 году в качестве финансовой помощи 12 муниципальным образованиям. Установлены нарушения законодательства при использовании бюджетных средств на общую сумму 5 259,5 тыс. рублей, в том числе 3 911,3 тыс. рублей - отнесение произведенных расходов на цели, не отнесенные к предметам ведения муниципального образования. Необходимо также отметить, что утвержденные законом города Москвы объемы финансовой помощи доводились в полных объемах независимо от состояния доходной части бюджетов внутригородских муниципальных образований. В результате чего на конец 2004 года остатки неиспользованных средств местных бюджетов составили 32,2 процента от общего объема финансовой помощи.
Наибольший удельный вес в расходах муниципальных образований (в среднем - 80,1 процента) составляли расходы на функционирование органов местного самоуправления. В трех муниципальных образованиях указанные расходы составили более 90 процентов (Косино-Ухтомское - 94,4 процента, Нижегородское - 96,4 процента и Молжаниновское - 98,4 процента).
При проверке целевого использования бюджетных средств города Москвы, выделенных ГУВД города Москвы на содержание милиции общественной безопасности в 2004 году, установлено, что органами исполнительной власти города Москвы не разработан и не согласован с Министерством внутренних дел Российской Федерации порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, а также не определены структура и численность подразделений, финансируемых за счет средств бюджета города.
В результате проверки выявлено, что за счет средств бюджета города Москвы в 2004 году содержалось 27 подразделений ГУВД города Москвы, не входящих в структуру милиции общественной безопасности. Затраты городского бюджета на содержание указанных подразделений составили 1 593 923,5 тыс. рублей. Кроме того, ГУВД города Москвы за счет средств городского бюджета в рамках Комплексной городской целевой программы борьбы с преступностью в городе Москве на 2003-2005 годы приобретено оборудование на сумму 81 259,2 тыс. рублей и передано подразделениям, финансируемым за счет средств федерального бюджета. Также выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств в сумме 1 348,8 тыс. рублей.
В ходе проверки законности и целевого использования бюджетных средств города Москвы, выделенных в виде субвенций ОАО "ГТК "ТВ-Столица" на оплату транспортных услуг, аренду оборудования и приобретение прав на показ телепродукции за период с 1 января 2001 года по 31 декабря 2004 года, выявлены нарушения норм Гражданского кодекса Российской Федерации при оплате транспортных услуг и аренде оборудования в размере 141 594,1 тыс. рублей (в договорах отсутствуют сведения об имуществе, подлежащем передаче арендатору в качестве объекта аренды). Также установлены нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в части оформления и ведения главных книг, отражения результатов финансовой деятельности в регистрах бухгалтерского учета, проведения инвентаризации и др., по результатам проверки составлен акт об отсутствии (запущенности) бухгалтерского учета на проверяемом объекте.
В 2005 году проведено 6 комплексных контрольных мероприятий, в том числе по наиболее актуальным проблемам городского хозяйства: проверка в трех административных округах города Москвы (выборочно) плановых заданий по исполнению бюджета города Москвы и организации кассового обслуживания бюджетов внутригородских муниципальных образований; обследование соблюдения требований действующего законодательства и нормативно-правовых систем города Москвы в процессе предоставления бюджетных кредитов.
Особо следует отметить проверку отчета Правительства Москвы о ходе выполнения городских целевых программ за 2004 год, обследование бюджетной обеспеченности мероприятий городских целевых программ в 2004 и 2005 годах и подготовку рекомендаций по отмене конкретных программ, не обеспеченных финансированием в 2006 году. В ходе проверок был выявлен повторяющийся из года в год ряд нарушений бюджетного законодательства и недостатков при исполнении бюджета города в части расходов, предусмотренных на финансирование городских целевых программ.
Правительством Москвы одновременно с проектом закона города Москвы "Об исполнении бюджета города Москвы за 2004 год" не был представлен в Московскую городскую Думу отчет о ходе выполнения городских целевых программ за 2004 год. Данные отчеты не представлялись и за 2002, 2003 годы. Кроме того, представленный в составе проекта закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год" перечень расходов, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2006 год на финансирование городских целевых программ, не содержит:
перечень мероприятий городских целевых программ, предлагаемых к реализации в 2006 году;
объемы финансирования каждой городской целевой программы в предшествующие годы и предполагаемые объемы финансирования на последующие финансовые годы.
В документах и материалах, представленных с проектом закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год", не указаны причины прекращения финансирования и объемы средств, затраченных на выполнение в предшествующие годы Программы развития реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы на 2002-2007 гг. и Программы строительства и реконструкции объектов ритуального назначения на период 2001-2010 гг.
При этом органы исполнительной власти города Москвы не обладают сводной информацией обо всех источниках финансирования как отдельных программ, так и их совокупности, а также информацией о фактически реализованных мероприятиях (в натуральных показателях) по каждой программе за весь период ее действия в сравнении с запланированными.
Существующая система отчетности по выполнению городских целевых программ не позволяет произвести оценку результативности расходования бюджетных средств, выделенных на программные мероприятия, а также оперативно влиять на ход их реализации.
При проведении обследования бюджетной обеспеченности мероприятий городских целевых программ в 2004 и 2005 годах и подготовки рекомендаций по отмене конкретных программ, не обеспеченных финансированием в 2006 году, установлено, что в обследуемом периоде имела место практика утверждения целевых программ, фактически являющихся среднесрочными планами финансирования отраслей городского хозяйства. Так, Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2005-2007 гг.)", утвержденная постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2005 года N 180-ПП, не включена в Перечень расходов, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2005 год на финансирование городских целевых программ. Расходы на реализацию мероприятий данной программы предусмотрены в текущих расходах на финансирование отрасли, а в части капитальных вложений - в Адресной инвестиционной программе. В перечень расходов, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2006 год на финансирование городских целевых программ, данная программа включена только в части капитальных вложений, а финансирование текущих расходов по-прежнему предусмотрено в соответствующем разделе функциональной классификации расходов бюджета города Москвы.
Аналогичные подходы применялись и в отношении Городской комплексной целевой программы "Спорт Москвы" (2004-2006 гг.), утвержденной постановлением Правительства Москвы от 9 декабря 2003 года N 1015-ПП. В соответствии с указанным постановлением финансирование мероприятий данной программы осуществлялось в рамках текущих расходов и капитальных вложений, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2004 год на развитие отрасли "Физическая культура и спорт". В 2005-2006 годах бюджетное финансирование расходов по реализации данной программы предусмотрено исключительно в части капитальных вложений.
В течение 2004-2005 годов лишь в 4 городские целевые программы внесены корректировки программных мероприятий и объемов финансовых ресурсов по результатам реализации программ за отчетные годы, позволяющие определить их обеспеченность бюджетным финансированием (Московская городская программа регулирования миграции на 2002-2004 годы; Программа содействия занятости населения города Москвы на 2002-2005 годы; Комплексная целевая программа развития Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы; Городская целевая программа развития туризма в городе Москве на 2005-2007 годы).
Как следствие, объемы бюджетного финансирования большей части городских целевых программ на очередной финансовый год не соответствуют объемам финансирования, предусмотренным нормативными правовыми актами города Москвы, в соответствии с которыми они реализуются. Основными причинами данного несоответствия являются:
отсутствие сбалансированности бюджетных средств и финансовых ресурсов, необходимых для реализации программных мероприятий;
невнесение в программы государственными заказчиками (заказчиками-координаторами) корректировок на основе анализа актуальности и финансовой обеспеченности мероприятий, предусмотренных утвержденными целевыми программами, по результатам их реализации за отчетные годы;
принятие городских целевых программ без учета соответствия запрашиваемых финансовых ресурсов перспективному финансовому плану города.
Анализ информации, поступившей из Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента финансов города Москвы, по итогам рассмотрения материалов контрольных мероприятий, касающихся реализации и бюджетной обеспеченности городских целевых программ, показывает, что органами исполнительной власти города Москвы не приняты исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений и недостатков. Корректировка городских целевых программ в сроки, установленные пунктом 3.3 постановления Правительства Москвы от 11 января 2005 года N 3-ПП "О совершенствовании практики разработки и реализации городских целевых программ в городе Москве", в полном объеме не произведена.
Вместе с тем результаты проведенных контрольных мероприятий по вопросам реализации и бюджетной обеспеченности городских целевых программ были учтены при подготовке постановления Правительства Москвы от 17 января 2006 года N 33-ПП "О Порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве". В соответствии с указанным постановлением проекты городских целевых программ до внесения на утверждение Правительства Москвы в обязательном порядке должны направляться в КСП Москвы для проведения экспертизы, что позволит выявлять и предлагать к устранению существующие в настоящее время нарушения и недостатки. Кроме того, Департаменту экономической политики и развития города Москвы поручено разработать в I квартале 2006 года проект закона города Москвы "О внесении изменений в Закон города Москвы от 11 июля 2001 года N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве".
Особое внимание КСП Москвы уделяла контролю за реализацией Городской целевой программы "Электронная Москва" (далее - Программа), учитывая ее масштабность и значимость для социально-экономического развития города. В ходе проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию Программы в 2003-2005 годах, установлены значительные недостатки в планировании реализации Программы, как в части состава мероприятий, так и в части ее финансирования. Соответствующие годовые планы мероприятий Программы: в 2003 году утверждены в мае, в 2004 и 2005 годах - в августе. Самые большие корректировки объемов бюджетного финансирования Программы приходятся на последний месяц финансового года. При этом основная часть бюджетных ассигнований (от 57,2 до 93,6 процента) приходилась на конец года. Бюджетная обеспеченность Программы за три года ее реализации составила 39 процентов от объемов, предусмотренных Законом города Москвы от 9 июля 2003 года N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва".
Нарушение порядка применения бюджетной классификации, а также действующая система отчетности и контроля затрудняют получение полной и достоверной информации о плановых и фактических показателях исполнения Программы за счет бюджетных и внебюджетных средств. Управление информатизации города Москвы, являющееся государственным заказчиком - координатором Программы, не участвовало в привлечении инвестиций, а также не располагает информацией об объемах, способах привлечения и направлениях расходования внебюджетных средств. Выборочной проверкой отчетности государственных заказчиков мероприятий Программы за период 2004-2005 годов установлены факты финансирования работ, не включенных в утвержденный перечень мероприятий Программы. Отчеты не содержат информацию о достигнутых результатах реализации мероприятий Программы.
Проверкой установлены нарушения порядка реализации проекта "Создание системы обеспечения безопасности города" (далее - СОБГ), общий объем финансирования работ по которому по итогам 2005 года превысил 50 процентов общего бюджета Программы. Целью и назначением СОБГ являются объединение территориально распределенных информационных ресурсов, технических систем Комплекса городского хозяйства для обеспечения безопасных условий жизни и здоровья граждан, а также обеспечение подразделениям Правительства Москвы и органам государственной власти города Москвы возможности оперативного получения информации для поддержки принятия решений по реагированию на различные события (криминогенного, техногенного, экологического и т.п. характера). По состоянию на март 2006 года органы исполнительной власти города Москвы не являлись пользователями СОБГ, фактически единственным пользователем СОБГ является ГУВД города Москвы.
Анализ технической документации показал, что отсутствуют технические решения для ряда критически важных объектов, не реализованы требования технического задания к автоматизированным рабочим местам операторов по отображению на электронной карте Москвы места вызова экстренных служб. За период реализации Программы в 2003-2005 годах не разработано правовое обеспечение системы ценообразования городского государственного заказа на создание информационных систем и ресурсов.
В ходе проверки установлены многочисленные факты нарушения законодательства и неэффективного расходования бюджетных средств. Наиболее значимыми нарушениями являются:
принятие обязательств, исполняемых за счет бюджета города, в отсутствие утвержденных лимитов бюджетного финансирования или с их превышением, выявленное на общую сумму 478 277,7 тыс. рублей;
осуществление закупок для нужд города на неконкурсной основе - 14 664,5 тыс. рублей;
заключение государственных контрактов без условия выплаты неустойки при невыполнении обязательств исполнителем - 225 186,3 тыс. рублей;
расходы без подтверждения актом приемки работ - 3 000 тыс. рублей.
Избыточные, безрезультатные и непроизводительные расходы бюджетных средств выявлены на общую сумму 361 811,2 тыс. рублей.
Одним из главных контрольных мероприятий, проведенных КСП Москвы в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, являлась внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города Москвы за отчетный финансовый год и подготовка соответствующего заключения, представляемого в Московскую городскую Думу. В заключении на проект закона города Москвы "Об исполнении бюджета города Москвы за 2004 год" обращалось внимание на:
упорядочение деятельности Департамента земельных ресурсов города Москвы по формированию достоверной информации о налоговой базе по земельному налогу, а также данных о площади земель, освобожденных от уплаты земельного налога. По оценке КСП Москвы, в бюджет города недопоступило средств от уплаты земельного налога в сумме не менее 556 315,0 тыс. рублей;
своевременное принятие органами исполнительной власти мер по обеспечению полноты поступления доходов в бюджет города за счет снижения задолженности прошлых лет и недопущения возникновения задолженности по текущим платежам (объем задолженности по налоговым платежам за 2004 год увеличился на 356 393,0 тыс. рублей и на 1 января 2005 года составил 12 299 347 тыс. рублей, задолженность по уплате пеней и штрафов возросла на 862758 тыс. рублей и на 1 января 2005 года составила 21 180 227,0 тыс. рублей);
соблюдение установленного порядка зачисления средств от возврата ранее выданных займов (не переоформленных в установленном порядке в бюджетные кредиты), а также временной финансовой помощи в доход бюджета. В 2004 году имели место факты отражения возврата указанных средств в объеме 294 100 тыс. рублей в расходах бюджета со знаком "минус".
Также в заключении указывалось на:
несоответствие поквартального исполнения бюджета назначениям сводной бюджетной росписи, что свидетельствует о необходимости реформирования системы планирования и исполнения расходов бюджета;
отдельные факты финансирования расходов, не предусмотренных сводной бюджетной росписью, или в объемах, превышающих ассигнования, предусмотренные сводной бюджетной росписью. В 2004 году с указанными нарушениями были профинансированы расходы в объеме 11 727,7 тыс. рублей;
нарушения при внесении изменений в сводную бюджетную роспись (общий объем внесенных изменений в бюджетные показатели по функциональной классификации расходов бюджета города Москвы 0705 превысил на 3,6 процента законодательно установленный предел перемещений; в нарушение статьи 224 Бюджетного кодекса Российской Федерации было допущено изменение лимитов бюджетных обязательств после истечения половины срока их действия: не соблюдались принятые Правительством Москвы ограничения по порядку и периодичности внесения изменений);
продолжающуюся практику использования средств резервного фонда, как дополнительного источника финансирования расходов, носящих плановый характер, что не соответствует требованиям статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По оценке КСП Москвы, на непредвиденные расходы направлено лишь 58,5 процента от общей суммы расходов фонда;
неупорядоченность практики финансирования федеральных структур. Объем средств, направленных в 2004 году из бюджета города на финансирование федеральных структур, составил 9 129 551 тыс. рублей, из которых 87,2 процента было израсходовано на финансирование ГУВД города Москвы, где выявлены системные нарушения в расходовании бюджетных средств.
По результатам экспертизы проекта закона города Москвы "Об исполнении бюджета города Москвы за 2004 год" учтены следующие предложения КСП Москвы относительно корректировки данных приложения 3 к законопроекту:
по целевой статье "Главное управление внутренних дел города Москвы" сумма в размере 1949 тыс. рублей перемещена из капитальных расходов в текущие;
по целевой статье "Капитальные вложения" сумма в размере 93 603 807 тыс. рублей перемещена из текущих расходов в капитальные;
по целевой статье "Программа "Электронная Москва" сумма в размере 8 642 тыс. рублей перемещена из капитальных расходов в текущие.
Отдельным направлением деятельности КСП Москвы являлось осуществление оперативного контроля в ходе исполнения бюджета города Москвы, включающего в себя как подготовку ежеквартальных отчетов о ходе исполнения городского бюджета, так и экспертизу проектов нормативных правовых актов бюджетного и налогового законодательства города Москвы.
Ежеквартальные отчеты о ходе исполнения городского бюджета, подготовленные по форме, утвержденной постановлением Московской городской Думы от 25 февраля 1998 года N 19 "О форме квартального отчета Контрольно-счетной палаты о ходе исполнения бюджета города Москвы", направлялись в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы. Ежеквартальные отчеты позволяли представить оперативную информацию, получаемую в ходе осуществления текущего контроля за исполнением городского бюджета.
Среди проведенных в течение 2005 года экспертиз проектов нормативных правовых актов, прежде всего, необходимо выделить экспертизу проекта закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год". По итогам экспертизы данного законопроекта в части доходов и источников финансирования дефицита бюджета города Москвы на 2006 год КСП Москвы на основании соответствующих расчетов было рекомендовано увеличить доходы бюджета. Также было рекомендовано дополнить перечень источников формирования доходной части бюджета единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности и земельным налогом. В части расходов бюджета города Москвы на 2006 год обращалось внимание на наличие в указанном законопроекте как показателей, не обеспечивающих в полном объеме реализацию всех принятых расходных обязательств города Москвы, так и показателей, объемы планируемого бюджетного обеспечения которых превышают необходимый уровень.
Отрицательное влияние на обоснованность бюджетных проектировок оказывают не устраненные до настоящего времени недостатки в области нормирования бюджетных расходов и тарифного регулирования (на стадии формирования законопроекта тарифы на жилищно-коммунальные и транспортные услуги на 2006 год не были установлены; показатели законопроекта формировались в условиях отсутствия заключения уполномоченных органов о необходимости, экономической обоснованности и целесообразности повышения тарифов на перевозку пассажиров городским общественным транспортом). Недостатки и нарушения, допущенные при формировании, утверждении и реализации городских целевых программ, а также при составлении законопроекта, не позволяют рационально оценить обоснованность его программной части.
По результатам экспертизы проекта закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год" при принятии закона был учтен ряд предложений и замечаний КСП Москвы.
Относительно корректировки доходной части бюджета города Москвы:
увеличение суммы налога на прибыль организаций на 2 721 923 тыс. рублей;
увеличение суммы единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения на 340 956 тыс. рублей;
уменьшение суммы налога на имущество физических лиц на 105 336 тыс. рублей;
отражение в бюджете доходов от размещения временно свободных средств бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 250 000 тыс. рублей;
исключение доходов от реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции в сумме 452 600 тыс. рублей.
Частично учтены предложения КСП Москвы по вопросам:
увеличения суммы налога на имущество организаций на сумму 1960485 тыс. рублей (предлагалось - на 3313230 тыс. рублей);
увеличения прочих поступлений от использования имущества и прав, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, на сумму 184 000 тыс. рублей (предлагалось - на 186 730 тыс. рублей);
увеличения доходов от размещения наружной рекламы на сумму 127395 тыс. рублей (предлагалось - на 281 043 тыс. рублей).
Также учтено предложение о дополнении перечня источников формирования доходной части бюджета единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности и земельным налогом.
Относительно корректировки расходной части бюджета города Москвы:
увеличение расходов целевого бюджетного территориального дорожного фонда на сумму 500 000 тыс. рублей;
увеличение ежемесячных денежных компенсаций труженикам тыла и реабилитированным гражданам на сумму 7 907 тыс. рублей и 1 924 тыс. рублей соответственно.
Частично учтены предложения КСП Москвы в части:
увеличения расходов на ветеринарию на сумму 20 000 тыс. рублей (предлагалось - на 66 011 тыс. рублей);
увеличения расходов на санаторно-курортное лечение и оплату проезда к месту лечения и обратно на сумму 18 750 тыс. рублей (предлагалось - на 49 100 тыс. рублей);
увеличения ежемесячных денежных компенсаций ветеранам труда на сумму 77 769 тыс. рублей (предлагалось - на 77 807 тыс. рублей);
увеличения субсидий на строительство или приобретение жилых помещений на сумму 218 963 тыс. рублей (предлагалось - на 610 000 тыс. рублей).
Также учтено предложение о включении городской целевой программы развития образования "Столичное образование - 4" на 2005-2007 годы в расходы бюджета города Москвы на 2006 год на финансирование целевых программ.
КСП Москвы на протяжении ряда лет в ходе предварительного, оперативного и последующего контроля отмечает существенные недостатки в планировании бюджета, являющиеся основной причиной значительного отклонения показателей исполнения бюджета города от первоначально утвержденных законодателями (данные за три года приведены в приложении 3).
Информационная и иная деятельность
Палата подготовила и выпустила очередные номера информационного бюллетеня КСП Москвы - с N 13 по N 17. Постоянно обновлялась информация на WEB-сайте Палаты о наиболее актуальных аспектах ее деятельности.
В 2005 году были продолжены работы по разработке специального прикладного инструментария для выполнения задач, поставленных перед КСП Москвы. Как и в предыдущие годы, проводилась работа по созданию инструментария для оценки плана социально-экономического развития города и проекта бюджета города Москвы в части налоговых доходов. С этой целью были выполнены такие научно-исследовательские работы, как построение систем анализа и моделирования динамики бюджета в городе Москве, консолидированных счетов производства, распределения и использования валового регионального продукта города, а также перспективных расчетов доходной и расходной частей бюджета города; построение модели формирования уровня и структуры затрат на производство продукции и услуг в разрезе основных отраслей экономики города; разработка методики проведения прогнозных расчетов и формирования базы экзогенных переменных и параметров модели прогнозирования доходной и расходной частей бюджета города.
Продолжилось формирование и совершенствование программно-аппаратного комплекса Палаты на основе данных, поступающих из Московской городской Думы, Департамента финансов города Москвы, Мосгоркомстата, из Управления ФНС России по городу Москве. Разрабатывались и внедрялись новые процедуры ввода и обработки информации, новые аналитические представления данных, проводились мероприятия по защите информации.
В 2005 году Палатой проведена значительная работа по дальнейшему развитию и углублению сотрудничества и взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации и иными контрольно-счетными органами. Взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации укреплялось как в рамках работы Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, так и на основе двусторонних соглашений. Сотрудники КСП Москвы приняли активное участие в мероприятиях межрегионального характера (семинары, конференции), в том числе в работе семинаров "Аудит эффективности расходования средств бюджета, выделенных на нужды дорожного хозяйства" и "Аудит эффективности государственных расходов на реализацию региональных инвестиционных программ".
В рамках работы Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации КСП Москвы подготовлены предложения по проведению в 2006 году совместно со Счетной палатой Российской Федерации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, рассмотрены и представлены предложения по проектам устава Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, модельного закона "О контрольно-счетных органах субъекта Российской Федерации" и Положения о системе добровольной сертификации контрольно-счетных органов Российской Федерации.
Осуществлялось взаимодействие с представителями органов государственного финансового контроля города Москвы и других субъектов Российской Федерации по координации работы и обмену опытом.
Усилия КСП Москвы в 2005 году были также направлены на дальнейшее повышение эффективности и результативности двустороннего и многостороннего международного сотрудничества с высшими органами государственного и независимого финансового контроля иностранных государств. КСП Москвы приняла участие в англо-российском семинаре "Новые подходы и методы аудита государственных финансов на современном этапе" и в германо-российском семинаре "Проблемы административной реформы и задачи государственного аудита". В 2005 году в целях обмена опытом КСП Москвы принимала делегации контрольных органов Венесуэлы, Германии, Узбекистана, автономной Республики Крым.
В целях совершенствования методического и информационного обеспечения деятельности КСП Москвы в 2005 году продолжил работу Редакционно-методический совет. Были разработаны и утверждены два методических документа: проведение экспертизы проектов городских целевых программ, а также проверка исполнения бюджетов внутригородскими муниципальными образованиями, получающими денежные средства из бюджета города Москвы в форме межбюджетных трансфертов. КСП Москвы начата работа по внедрению методологических основ и принципов организации внешней проверки исполнения бюджета города Москвы и Классификатора нарушений, недостатков и их последствий, выявляемых Контрольно-счетной палатой Москвы.
В 2005 году продолжалась целенаправленная работа по профессиональной переподготовке и повышению квалификации сотрудников КСП Москвы. Свою квалификацию повысили 20 сотрудников, еще 2 сотрудника проходят профессиональную переподготовку. Проведены семинары на темы: "Особенности организации бюджетного процесса в городе Москве в 2005 году в условиях бюджетной реформы" и "Практика проведения аудита эффективности в Счетной палате Российской Федерации". В соответствии с требованиями законодательства города Москвы о государственной гражданской службе города Москвы в КСП Москвы аттестован 41 сотрудник, сдали квалификационный экзамен 20 сотрудников.
В настоящее время КСП Москвы трудятся: заслуженный экономист Российской Федерации, 11 кандидатов наук, 12 сотрудников обучаются в аспирантуре.
Выводы
По итогам работы Палаты в 2005 году можно сделать следующие выводы:
1. В условиях внедрения среднесрочного бюджетного планирования и перехода к практике сокращения изменений бюджетных назначений в ходе исполнения бюджета необходимо существенное повышение качества планирования бюджетных показателей.
Качество планирования расходов бюджета может быть повышено в том числе за счет изменения процедур формирования тарифов на услуги и обеспечения завершения формирования значимых для расходов бюджета тарифов до завершения подготовки проекта бюджета города на очередной финансовый год и представления его на рассмотрение Московской городской Думы.
2. Имеются существенные неиспользуемые резервы повышения налоговых доходов бюджета города. Выявленные КСП Москвы потери города при исполнении городского бюджета по доходам существенно превышают потери при осуществлении расходования бюджетных средств.
3. В деятельности отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города по управлению и распоряжению городской собственностью, а также в существующей системе взаимодействия указанных органов установлены недостатки, оказывающие существенное негативное влияние на поступление неналоговых доходов города.
Фактически сорванной оказалась программа реновации объектов нежилого фонда, а задача получения дополнительных доходов от сдачи в аренду помещений после их обновления - нереализованной. До настоящего времени не разработана среднесрочная программа повышения эффективности работы государственного сектора экономики города Москвы на 2005-2007 годы, предусмотренная постановлением Правительства Москвы от 29 марта 2005 года N 174-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 15 декабря 2004 года N 85 "О бюджете города Москвы на 2005 год".
4. В связи с реформированием бюджетного процесса и внедрением бюджетирования, ориентированного на результат, особое значение приобретают осуществляемые в настоящее время программно-целевое планирование и реализация городских целевых программ. Но из 34 городских целевых программ, предусмотренных к финансированию в бюджете города Москвы на 2005 год, в полной мере являются целевыми программами (с четко определенными целями, задачами и показателями оценки достижения требуемых конечных результатов) только 12 (данные приведены в приложении 4).
5. По-прежнему отмечается значительное число нарушений законодательства Российской Федерации и города Москвы при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для нужд города, составляющих существенную часть расходов бюджета города. В первую очередь это случаи закупок без проведения конкурсов, а также случаи проведения конкурсов с нарушением установленной процедуры, неправомерного увеличения цены контракта, нарушения порядка использования средств, сэкономленных при размещении городского заказа.
Кроме того, в целом ряде случаев проведение конкурсов не обеспечивает получение результатов требуемого качества при экономии бюджетных средств, а приводит только к потерям времени и затратам на их организацию.
6. В целом в сфере расходования бюджетных средств сохраняется тенденция снижения количества и объема нарушений, на первое место выходят проблемы эффективности использования государственных средств. Но в отсутствие утвержденных стандартов и нормативов оказания государственных услуг, требований к результатам деятельности государственных учреждений и организаций, оценка эффективности использования средств города может осуществляться только применительно к отдельным операциям. Это значительно сужает возможности выявления существующих резервов в деятельности городских органов и служб и повышения ее результативности, экономности и производительности
7. В значительной части случаев при проведении проверок выявляются нарушения бухгалтерского учета. Распространенность таких нарушений требует принятия специальных мер главными распорядителями средств бюджета города, так как без нормализации учета бюджетных средств невозможно обеспечить достоверность информации об исполнении бюджета и, следовательно, принять в полной мере обоснованные решения по управлению средствами города.
8. Объем финансовой помощи из бюджета города бюджетам муниципальных образований на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не в полной мере учитывает их задачи и функции, перечисление средств осуществляется без учета исполнения местных бюджетов по доходам, что приводит к образованию значительных остатков средств.
9. Выделение средств бюджета города на содержание милиции общественной безопасности ГУВД города Москвы при отсутствии утвержденных структуры и предельной численности приводит к тому, что средства города направляются на содержание подразделений, подлежащих финансированию из федерального бюджета.
Предложения и рекомендации
1. Для осуществления внешнего государственного финансового контроля исполнения бюджета города по налоговым доходам целесообразно продолжить практику проведения совместных проверок Счетной палатой Российской Федерации и Контрольно-счетной палатой Москвы по вопросам полноты поступления налоговых доходов в бюджет города Москвы.
2. В целях обеспечения эффективности использования бюджетных средств необходимо разработать и утвердить минимальные социальные нормативы, обеспечивающие реализацию установленных Конституцией Российской Федерации и Уставом города Москвы прав граждан города на получение услуг, предоставляемых городскими учреждениями и организациями.
3. При рассмотрении проекта бюджета города Москвы на 2007 год предлагается предусматривать к финансированию только городские целевые программы, содержащие четко определенные цели, задачи и показатели оценки достижения конечных результатов.
4. Правительству Москвы предлагается:
1) разработать порядок согласования и принятия решений относительно тарифов на услуги, значимые для бюджета города, и планирования объемов соответствующих расходов бюджета. При этом установить, что подача заявок на увеличение тарифов на очередной финансовый год и рассмотрение их регулирующим органом осуществляются в мае-июне текущего года;
2) провести комплексный анализ утвержденных городских целевых программ и итогов их реализации, откорректировать программы, в том числе уточнить их цели и задачи, а также показатели оценки выполнения;
3) подвести предварительные итоги программы реновации объектов нежилого фонда города Москвы на 2004-2006 годы в целях исключения неэффективного (безрезультатного) расходования бюджетных средств, выделяемых на реновацию;
4) разработать порядок установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы;
5) определить по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств бюджета города Москвы;
6) обеспечить передачу жилищного фонда организациям, уполномоченным выполнять функции заказчика на эксплуатацию жилищного фонда, в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы;
7) в целях обеспечения качественного исследования рынка для закупок товаров, работ и услуг для нужд города Москвы и экономии бюджетных средств рассмотреть вопрос о целесообразности создания в городе специализированной организации, осуществляющей на постоянной основе мониторинг цен на товары, работы, услуги, закупаемые государственными органами и организациями города Москвы, или о заключении соглашения о выполнении соответствующих работ с Мосгоркомстатом;
8) принять меры по развитию систем внутриведомственного контроля, совершенствованию методической работы с руководителями и работниками бухгалтерий подведомственных учреждений и предприятий, разработке и принятию мер, способствующих полному устранению выявленных нарушений и недостатков на объектах проверок, а также предотвращению нарушений и недостатков такого рода во всех подведомственных организациях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.