Екатеринбург |
|
02 июля 2014 г. |
Дело N А76-12208/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Жаворонкова Д.В., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Челябинской области (далее - военный комиссариат) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2013 по делу N А76-12208/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество " Уральская кузница" (далее - общество
"Уральская кузница") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к военному комиссариату о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 26 074 руб. 18 коп. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 23.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федерального казначейства по Челябинской области, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.
Решением суда от 20.12.2013 (судья Тиунова Т.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 (судьи Деева Г.А., Мальцева Т.В., Ширяева Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе военный комиссариат просит указанные судебные акты отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, поскольку он не является в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) страхователем по отношению к привлеченным гражданам, обязанность по оплате страховых взносов на него не может быть возложена. Заявитель жалобы полагает, что у военного комиссариата отсутствуют основания для возмещения обществу "Уральская кузница" расходов, связанных с привлечением работников для участия в мероприятиях по реализации положений Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ) с учетом страховых взносов, а у общества "Уральская кузница" отсутствуют основания требовать компенсации расходов с учетом таковых.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, общество "Уральская кузница" обратилось в военный комиссариат с требованием о компенсации понесенных расходов по уплате страховых взносов, исчисленных и уплаченных с выплаты среднего заработка работникам Мингажеву А.И., Зайцеву Я.М., Уткову М.А., Фарленкову А.В., Кочкину Е.А., Балдину А.Е., Золотову В.В., Юменскому В.С. в период исполнения воинской обязанности за 2011 - 2012 гг. в сумме 26 074 руб. 18 коп.
Обществом "Уральская кузница" в адрес военного комиссариата направлена претензия от 29.04.2013 N 22 исх/2514 об уплате задолженности по страховым взносам в указанной сумме.
В ответе на претензию от 22.05.2013 N 1069/1 военный комиссариат не согласился с требованиями общества "Уральская кузница" и предложил разрешить данный спор в судебном порядке.
За взысканием задолженности общество "Уральская кузница" обратилось с иском в арбитражный в суд.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением названного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В подпункте "а" п. 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333, предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление расходов, указанных в подп. "а" п. 25 названного Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила от 01.12.2004 N 704).
Из подпункта 5 п. 2 Правил от 01.12.2004 N 704 следует, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Согласно п. 3 Правил от 01.12.2004 N 704 компенсация расходов, указанных в п. 2 названных Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
В силу ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п.1 ч.1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в ст. 9 указанного закона. Средний заработок, сохраняемый в период прохождения работающим гражданином медицинского освидетельствования для решения вопроса о постановке на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, в указанном перечне не поименован.
Исходя из системного толкования перечисленных норм в период прохождения указанного медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
Таким образом, учитывая, что истцом произведены расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), суды пришли к верному выводу о том, что расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации ответчиком.
Судами установлено, что факт исполнения воинской обязанности в рамках Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ работниками общества "Уральская кузница" Мингажевым А.И., Зайцевым Я.М., Утковым М.А., Фарленковым А.В., Кочкиным Е.А., Балдинм А.Е, Золотовым В.В., Юменским В.С. за период с 2011 по 2012 гг. подтверждается справками военного комиссариата от 29.03.2011 N 054, 18.05.2011 N 087, 19.09.2011 N 170, 11.11.2011 N 236, от 03.11.2011 N 231, 28.03.2012 N 312, 31.10.2012 N 216, 12.05.2012 N 94, 02.05.2012 N 87, 25.09.2012 N 182, 18.09.2012 N 177.
Факт наличия задолженности подтверждается выставленными на оплату счетами от 17.05.2012 N 9 на сумму 14 619 руб. 46 коп., от 18.07.2012 N 11 на сумму 2 868 руб. 44 коп., от 20.08.2012 N 13 на сумму 1 833 руб. 51 коп., от 17.12.2012 N 20 на сумму 1 720 руб. 23 коп., от 11.10.2012 N 15, а также письмами от 17.05.2012 N 14/06, 11.10.2012 N 14/06-12-91, 18.07.2012 N 14/06-12-58, 20.08.2012 N 14/06-70, 17.12.2012 N 14/06-13-04.
Доказательства уплаты задолженности ответчиком не представлены.
Таким образом, заявленные требования удовлетворены обоснованно.
Основания для переоценки выводов судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Довод заявителя жалобы о том, что поскольку военный комиссариат не является страхователем по отношению к привлеченным гражданам, обязанность по оплате страховых взносов на него не может быть возложена, является несостоятельным. На основании п. 7 ст. 1, п. 2 ст. 6 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, п. 1 ст. 7, ст. 9 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, п. 2, 3 Правил от 01.12.2004 N 704 военный комиссариат обязан компенсировать работодателю расходы, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2013 по делу N А76-12208/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Анненкова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что факт исполнения воинской обязанности в рамках Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ работниками общества "Уральская кузница" Мингажевым А.И., Зайцевым Я.М., Утковым М.А., Фарленковым А.В., Кочкиным Е.А., Балдинм А.Е, Золотовым В.В., Юменским В.С. за период с 2011 по 2012 гг. подтверждается справками военного комиссариата от 29.03.2011 N 054, 18.05.2011 N 087, 19.09.2011 N 170, 11.11.2011 N 236, от 03.11.2011 N 231, 28.03.2012 N 312, 31.10.2012 N 216, 12.05.2012 N 94, 02.05.2012 N 87, 25.09.2012 N 182, 18.09.2012 N 177.
...
Довод заявителя жалобы о том, что поскольку военный комиссариат не является страхователем по отношению к привлеченным гражданам, обязанность по оплате страховых взносов на него не может быть возложена, является несостоятельным. На основании п. 7 ст. 1, п. 2 ст. 6 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, п. 1 ст. 7, ст. 9 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, п. 2, 3 Правил от 01.12.2004 N 704 военный комиссариат обязан компенсировать работодателю расходы, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 июля 2014 г. N Ф09-3640/14 по делу N А76-12208/2013