Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 марта 2011 г. N Ф09-832/2011
Екатеринбург
10 марта 2011 г. |
N Ф09-832/11-С1 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Василенко С.Н., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.2010 по делу N А60-22322/2010-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Крашенинников С.С. (доверенность от 25.10.2010), Волков С.Н. (доверенность от 08.09.2010);
общества с ограниченной ответственностью "Белая башня - Здоровье" (далее - общество) - Рыбальченко А.В. (доверенность от 22.07.2010), Рыбальченко В.А. (доверенность от 22.07.2010).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения управления от 09.04.2010 N 52 в части п. 1 - 4, 8.
К участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное учреждение "Центральная городская больница N 3" (далее - больница N 3), муниципальное учреждение "Центральная городская больница N 7" (далее - больница N 7), федеральное государственное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Главного управления внутренних дел по Свердловской области", федеральное государственное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Уральского завода транспортного машиностроения" (далее - медсанчасть завода Трансмаш), Министерство здравоохранения Свердловской области (далее - министерство), Управление Федеральной миграционной службы по Свердловской области (далее - управление ФМС).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.2010 (судья Киселев Ю.К.) заявленные требования удовлетворены частично. Решение управления от 09.04.2010 N 52 признано недействительным в части п. 4 и частично п. 8 (в части, касающейся общества). В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2010 (судьи Риб Л.Х., Щеклеина Л.Ю., Варакса Н.В.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный орган просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. При этом заявитель указывает на то, что на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" на проведение медицинских освидетельствований уполномочены следующие лечебно-профилактические учреждения: медсанчасть ГУВД, больница N 3, больница N 7, федеральное государственное унитарное предприятие "Уральский завод транспортного машиностроения", следовательно, названные учреждения являются субъектами, указанными в ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Кроме того, в рамках оказания государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, разрешения на временное проживание в Российской Федерации или разрешения на работу на территории Свердловской области при проведении медицинского освидетельствования не возникает страхового случая, медицинское страхование не требуется. По мнению управления, действия общества и медицинских учреждений по медицинскому страхованию иностранных граждан носят согласованный характер, направленный на получение вознаграждения в рамках оказания государственной услуги при медицинском освидетельствовании иностранных граждан.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением Общественно-консультативного совета при Управлении ФМС от 03.06.2009, в котором содержалась информация о нарушении медицинскими учреждениями прав иностранных граждан и лиц без гражданства при проведении медицинского освидетельствования в порядке, установленном приказом министерства от 31.12.2008 N 2431-П "Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу на территории Свердловской области", 24.07.2009 административным органом возбуждено дело N 52 по признакам нарушения: Правительством Свердловской области и министерством - ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ; медицинскими учреждениями и обществом - п. 5 ч. 1 ст. 11, ст. 16 Закона N 135-ФЗ.
По результатам рассмотрения дела управлением вынесено решение от 09.04.2010, которым в действиях медицинских учреждений, уполномоченных проводить медицинское освидетельствование иностранных граждан и лиц без гражданства на заболевания, представляющие опасность для окружающих, в связи с получением ими разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу на территории Свердловской области, установлен факт нарушения положений ст. 16 Закона N 135-ФЗ, выразившийся в осуществлении при оказании соответствующих государственных (муниципальных) услуг согласованных с обществом действий, приводящих к повышению цен (тарифов) на такие услуги путем осуществления освидетельствования в рамках добровольного медицинского страхования (п. 1 - 3 резолютивной части названного решения).
Пунктом 4 резолютивной части оспариваемого решения управление признало в действиях общества факт нарушения положений ст. 16 Закона N 135-ФЗ, выразившийся в осуществлении согласованных с вышеперечисленными медицинскими учреждениями при оказании ими услуг по медицинскому освидетельствованию иностранных граждан и лиц без гражданства на заболевания, представляющие опасность для окружающих, в связи с получением ими разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу на территории Свердловской области, действий, приводящих к повышению цен (тарифов) на такие услуги в рамках добровольного медицинского страхования.
Полагая, что решение административного органа незаконно в части установления факта нарушения антимонопольного законодательства, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Признавая недействительным обжалуемое решение управления в части, касающейся общества, суды исходили из недоказанности административным органом фактов существования в Свердловской области государственного (муниципального) задания на проведение медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства в рассматриваемых целях, финансового обеспечения его выполнения, а также из отсутствия оснований для применения положений ст. 16 Закона N 135-ФЗ к рассматриваемым правоотношениям, возникшим между обществом и медицинскими учреждениями.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и основаны на действующем законодательстве.
Согласно ст. 16 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 N 789 утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 N 794 утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, в соответствии с которыми разрешение на временное проживание и вид на жительство выдаются иностранному гражданину (лицу без гражданства) территориальным органом Федеральной миграционной службы. При подаче заявления иностранный гражданин (лицо без гражданства) представляет, в частности, сертификат об отсутствии у него (членов его семьи) ВИЧ-инфекции, а также документ, подтверждающий, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Для получения разрешения на временное проживание такой документ выдается полномочным органом иностранного государства либо полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, а для получения вида на жительство - только полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.12.2007 N 86 "Об организации медицинского освидетельствования иностранных лиц и лиц без гражданства" руководителям органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке прохождение медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства.
Постановлением правительства Свердловской области от 15.09.2008 N 980-ПП "Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства в Свердловской области" министерству поручено обеспечить организацию процедуры осуществления медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства в строгом соответствии с действующим законодательством; определить перечень государственных и муниципальных медицинских учреждений здравоохранения, имеющих право проводить медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию иностранных граждан и лиц без гражданства, и медицинских учреждений, имеющих право проводить медицинское освидетельствование указанных граждан на туберкулез, сифилис, хламидийную лимфогранулему, шанкроид, а также выявление среди них лиц, потребляющих наркотические и психотропные препараты, при наличии лицензии на соответствующие виды медицинской деятельности и осуществлять выдачу гражданам и лицам без гражданства соответствующих медицинских документов по результатам медицинского освидетельствования.
Приказом министерства от 31.12.2008 N 2431-П "Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу на территории Свердловской области" утверждены: Положение о порядке проведения медицинского освидетельствования иностранных граждан для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство и разрешения на работу на территории Российской Федерации; Перечень государственных, муниципальных и других лечебно-профилактических учреждений, уполномоченных проводить медицинское освидетельствование иностранных граждан и лиц без гражданства на заболевания, представляющие опасность для окружающих, в связи с получением ими разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу на территории Свердловской области, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 N 188; на территории г. Екатеринбурга на проведение медицинских освидетельствований иностранных граждан и лиц без гражданства уполномочены: медсанчасть ГУВД, больница N 3, больница N 7, федеральное государственное унитарное предприятие "Уральский завод транспортного машиностроения".
Вышеуказанные нормативные акты - постановление правительства Свердловской области от 15.09.2008 N 980-ПП "Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства в Свердловской области" и приказ министерства от 31.12.2008 N 2431-П "Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу на территории Свердловской области" в части установления перечня медицинских учреждений, участвующих в медицинском освидетельствовании иностранных граждан и лиц без гражданства признаны недействующими, как не соответствующие п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.11.2010 по объединенным в одно производство делам N А60-31795/2010-С9 и А60-31802/2010-С9. Решение суда оставлено без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.02.2011 N Ф09-11660/10-С1. Принимая такое решение, суды исходили из того, что оспариваемые нормативные акты (в указанной части) ограничивают выбор хозяйствующих субъектов, имеющих право проводить медицинское освидетельствование иностранных граждан и лиц без гражданства и выдавать документы в целях получения разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу в Российской Федерации, и, тем самым, ограничивают конкуренцию на рынке медицинских услуг.
При таких обстоятельствах, суды, руководствуясь положениями Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.12.2007 N 86 "Об организации медицинского освидетельствования иностранных лиц и лиц без гражданства", ст. 6, 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления правительства Свердловской области от 15.09.2008 N 980-ПП "Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства в Свердловской области", сделали обоснованный вывод о том, что факт существования в Свердловской области государственного (муниципального) задания на проведение медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства, его финансирования материалами деле не подтвержден.
Поскольку управлением не доказан факт выполнения медицинскими учреждениями именно государственных функций по оказанию услуг медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства, к спорным правоотношениям неприменимы положения ст. 16 Закона N 135-ФЗ.
Таким образом, судами правомерно на основании действующего законодательства решение управления от 09.04.2010 N 52 признано недействительным в части п. 4 и частично п. 8 (в части, касающейся общества).
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.2010 по делу N А60-22322/2010-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом министерства от 31.12.2008 N 2431-П "Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу на территории Свердловской области" утверждены: Положение о порядке проведения медицинского освидетельствования иностранных граждан для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство и разрешения на работу на территории Российской Федерации; Перечень государственных, муниципальных и других лечебно-профилактических учреждений, уполномоченных проводить медицинское освидетельствование иностранных граждан и лиц без гражданства на заболевания, представляющие опасность для окружающих, в связи с получением ими разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу на территории Свердловской области, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 N 188; на территории г. Екатеринбурга на проведение медицинских освидетельствований иностранных граждан и лиц без гражданства уполномочены: медсанчасть ГУВД, больница N 3, больница N 7, федеральное государственное унитарное предприятие "Уральский завод транспортного машиностроения".
Вышеуказанные нормативные акты - постановление правительства Свердловской области от 15.09.2008 N 980-ПП "Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства в Свердловской области" и приказ министерства от 31.12.2008 N 2431-П "Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу на территории Свердловской области" в части установления перечня медицинских учреждений, участвующих в медицинском освидетельствовании иностранных граждан и лиц без гражданства признаны недействующими, как не соответствующие п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.11.2010 по объединенным в одно производство делам N А60-31795/2010-С9 и А60-31802/2010-С9. Решение суда оставлено без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.02.2011 N Ф09-11660/10-С1. Принимая такое решение, суды исходили из того, что оспариваемые нормативные акты (в указанной части) ограничивают выбор хозяйствующих субъектов, имеющих право проводить медицинское освидетельствование иностранных граждан и лиц без гражданства и выдавать документы в целях получения разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу в Российской Федерации, и, тем самым, ограничивают конкуренцию на рынке медицинских услуг.
При таких обстоятельствах, суды, руководствуясь положениями Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.12.2007 N 86 "Об организации медицинского освидетельствования иностранных лиц и лиц без гражданства", ст. 6, 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления правительства Свердловской области от 15.09.2008 N 980-ПП "Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства в Свердловской области", сделали обоснованный вывод о том, что факт существования в Свердловской области государственного (муниципального) задания на проведение медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства, его финансирования материалами деле не подтвержден.
Поскольку управлением не доказан факт выполнения медицинскими учреждениями именно государственных функций по оказанию услуг медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства, к спорным правоотношениям неприменимы положения ст. 16 Закона N 135-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 марта 2011 г. N Ф09-832/2011 по делу N А60-22322/2010
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-832/11-С1
24.11.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10791/2010
24.11.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10791/10
18.11.2010 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10791/10