Екатеринбург |
|
06 августа 2014 г. |
Дело N А76-29435/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Гавриленко О.Л., Анненковой Г.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области (далее - Инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2014 по делу N А76-29435/13 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Челябинский радиозавод "Полет" (далее - Общество, налогоплательщик) - Фомина А.Б. (доверенность от 16.09.2013 N 1413);
Инспекции - Порцина Т.А. (доверенность от 09.01.2014 N 03-08/7).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции о признании незаконными действий по отказу в списании с него реструктурированной задолженности по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами в размере 56 455 145 руб. 22 коп., выраженному в письме от 24.12.2013 N 06-24/18548 и обязании налоговой инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем списания с него реструктурированной задолженности по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами в размере 56 455 145 руб. 22 коп. (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 18.02.2014 (судья Попова Т.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 (судьи Баканов В.В., Арямов А.А., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит указанные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
По мнению Инспекции, ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 N 730 "О реструктуризации задолженности открытого акционерного общества "Челябинский радиозавод "Полет" по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами" (далее - постановление N 730) и от 18.10.2005 N 646-40 "О порядке проведения реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических предприятий и организаций по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами" (далее - постановление N 646-40), регулирующих вопросы реструктуризации задолженности по налогам, не содержат понятия "текущие налоговые платежи". Спорная задолженность в размере 370 857 руб. 98 коп. относится к текущим платежам, поскольку разнесена в карточке расчетов с бюджетом (далее - КРСБ) в текущем налоговом периоде на основании решения выездной налоговой проверки от 29.12.2012 N 43, обязанность по уплате начисленных налоговым органом сумм возникла также в текущем периоде. Бездействие Общества в погашении суммы задолженности препятствует Инспекции в принятии решения о списании задолженности по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами по заявлению налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, принятым в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" постановлением N 646-40 утвержден порядок проведения реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических предприятий и организаций по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами.
Пунктом 1 постановления N 730 установлено, что реструктуризации подлежит задолженность Общества по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами, исчисленная по данным учета налоговых органов: в части задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом и по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами по состоянию на 01.01.2005, но не более размера задолженности по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности (первая часть задолженности); в части задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (вторая часть задолженности) по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности.
Пунктом 2 постановления N 730 утвержден график погашения реструктурируемой задолженности, п. 5-6 установлено, что Общество имеет право произвести досрочное погашение первой части задолженности, при этом списание второй части задолженности производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 постановления N 730 установлены случаи, при наступлении которых Общество утрачивает право на реструктуризацию задолженности, к числу которых относится неуплата платежей в соответствии с графиком, предусмотренным п. 2 настоящего постановления, и (или) наличие на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих налоговых платежей в федеральный бюджет, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц.
Во исполнение постановления N 730 принято постановление Правительства Челябинской области от 25.04.2007 N 109-П "О реструктуризации задолженности ОАО "ЧРЗ "Полет" по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом".
Решением Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска "Об утверждении графика погашения задолженности по налогами и сборам, а также начисленным пеням и штрафам ОАО "Челябинский радиозавод "Полет" утвержден график погашения задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами сроком на 41 квартал (с 4 квартала 2006 года по 4 квартал 2016 года включительно) по налогам, зачисляемым в федеральный бюджет, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами (первая часть) в сумме 96 980 204 руб. 79 коп., а также по пеням и штрафам, зачисляемым в федеральный бюджет (вторая часть) в сумме 62 372 431 руб. 83 коп.
Обществом 14.05.2013 произведено досрочное погашение задолженности по налогам и сборам, реструктурированной в соответствии с постановлением N 730 в размере 50 935 751 руб. по платежным поручениям N 217-222.
Налогоплательщик 28.11.2013 обратился в налоговый орган с заявлением о списании задолженности по пеням и штрафам перед Федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами в размере 56 455 145 руб. 22 коп. (письмо от 28.11.2013 исх. N 82/12093).
Письмом от 24.12.2013 исх. N 06-24/18548 Инспекция отказала Обществу в списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами. В обоснование отказа в проведении реструктуризации задолженности налоговый орган указал на то, что по состоянию на 01.04.2013 задолженность Общества перед федеральным бюджетом составила 370 857 руб. 98 коп., которая выявлена в результате выездной налоговой проверки и отражена в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.12.2012 N 43, в результате чего Обществом не выполнено условие - своевременная уплата текущих налоговых платежей в федеральный бюджет.
Полагая, что действия налогового органа, выраженные в письме от 24.12.2013 исх. N 06-24/18548 не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что выявленная задолженность по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость начислена Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки за период 2009-2010 годов, следовательно, выявленная недоимка по указанным налогам относится не к текущим платежам, а к прошлым налоговым периодам. Кроме того, на дату рассмотрения дела в суде заявителем уплачена доначисленная по выездной налоговой проверке, включая пени и штрафы сумма 370 857 руб. 98 коп., что подтверждается платежными поручениями от 29.01.2014 N 12497, от 29.01.2014 N 12496, от 08.04.2013 N 879, от 29.01.2014 N 12498, от 08.04.2013 N 878, от 29.012014 N 12495.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела и действующем законодательстве.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 постановления N 646-40 установлено, что решение о реструктуризации задолженности организации может быть принято при условии полного внесения организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в течение последних 3 месяцев до 1-го числа месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности, а также полного внесения организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленных с 1-го числа месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию до 1-го числа месяца принятия решения.
Согласно подп. "а" п. 7 постановления N 730 организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих - налоговых платежей в Федеральный бюджет, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц.
Аналогичное положение содержится в п. 7 постановления N 646-40.
Из содержания п. 1 постановлений N 730 и 646-40 следует, что текущие платежи - это платежи, обязанность по уплате которых возникла в хронологической последовательности за текущий налоговый (отчетный) период на основании налоговых деклараций, представленных налогоплательщиком и срок уплаты по которым не истек.
При этом, как верно указано судами, постановление N 730 выделяет отдельно понятие "текущие налоговые платежи" и "задолженность" организации, как образовавшиеся при разных обстоятельствах.
Из обстоятельств дела следует, что задолженность по налогам в размере 370 857 руб. 98 руб. начислена Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки за период 2009-2010 годов.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что спорная задолженность не может быть квалифицирована в качестве текущих налоговых платежей по смыслу постановления N 730.
Более того, как установлено судами и подтверждено материалами дела, действие решения налогового органа от 29.12.2012 N 43 приостановлено определением Арбитражного суда Челябинской области от 04.04.2013, принятого в рамках рассмотрения дела N А76-5657/2013 по заявлению Общества к Инспекции о признании недействительным указанного решения.
Также в настоящее время в отношении Общества Правительством Российской Федерации, как уполномоченным органом, решение о прекращении реструктуризации задолженности не принято.
Как обоснованно указано судами, с даты принятия решения о реструктуризации задолженности Общества по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами налогоплательщик своевременно производил уплату текущих налоговых платежей в федеральный бюджет, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами, нарушений по невыполнению условий реструктуризации со стороны Общества не было.
Судами установлено, что актом совместной сверки Инспекции и Общества от 27.11.2013 подтверждается досрочное полное погашение реструктурированной задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами (первой части), отсутствие задолженности Общества по уплате процентов, начисленных в соответствии с постановлением N 730.
Довод налогового органа о том, что спорная задолженность в размере 370 857 руб. 98 коп. относится к текущим платежам, поскольку разнесена в КРСБ в текущем налоговом периоде на основании решения выездной налоговой проверки от 29.12.2012 N 43 обоснованно отклонен апелляционным судом, поскольку КРСБ являются информационным ресурсом, предназначенным для учета налоговыми органами правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов налогоплательщиками и представляют собой форму внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимок и задолженности по пеням и штрафам.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что налогоплательщиком выполнены все условия, необходимые для восстановления права на реструктуризацию задолженности, Инспекцией неправомерно принято решение об отказе в списании с Общества реструктурированной задолженности по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами в размере 56 455 145 руб. 22 коп., выраженное в письме от 24.12.2013. N 06-24/18548.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования.
При рассмотрении дела судами установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судов и установленных ими фактов, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2014 по делу N А76-29435/13 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Лимонов |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.