Екатеринбург |
|
05 августа 2014 г. |
Дело N А50-22602/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Татариновой И.А., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми (ОГРН 1065904122460, ИНН 770616118; далее - управление, фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Пермского края от 05.02.2014 по делу N А50-22602/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей N 2" (ОГРН 1025900507577, ИНН 5902290434; далее - учреждение, заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения управления от 19.09.2013 N 95 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент образования администрации города Перми.
Решением суда от 05.02.2014 (судья Байдина И.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным оспариваемое решение управления как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в части выводов о занижении базы для начисления страховых взносов на сумму единовременного пособия, выплаченного в 2010 году молодому специалисту, и ежемесячных денежных выплат в 2011 и 2012 гг. лицам, имеющим ученую степень кандидата наук, начисления соответствующих сумм страховых взносов, пеней и применения ответственности в виде штрафа и финансовой санкции; начисления штрафа по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, превышающего 10 000 руб., по эпизоду, связанному с применением пониженного тарифа, финансовой санкции по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), превышающей 10 000 руб., по эпизоду, связанному с применением пониженного тарифа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 (судьи Гулякова Г.Н., Васева Е.Е., Полевщикова С.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты в части удовлетворения требований заявителя о признании недействительным оспариваемого решения фонда в части выводов о занижении базы для начисления страховых взносов на сумму ежемесячных денежных выплат в 2011 и 2012 гг. лицам, имеющим ученую степень кандидата наук, начисления соответствующих сумм страховых взносов, пеней и штрафа, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Управление полагает, что выплаты, произведенные учреждением в пользу работников, имеющих ученую степень кандидата наук, не являются государственными пособиями и не носят компенсационный характер, соответственно, не подпадают под действие ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Кроме того, по мнению фонда, указанные выплаты произведены учреждением в рамках трудовых отношений с работниками, следовательно, спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях.
По мнению учреждения, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, судебные акты в обжалуемой части являются законными и обоснованными, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Учреждение просит оставить кассационную жалобу фонда без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной в отношении учреждения выездной проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, оформленной актом от 16.08.2013 N 117, фондом вынесено оспариваемое решение.
Учреждение, полагая, что указанное решение фонда является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев спор, и удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным оспариваемого решения фонда относительно выводов управления о занижении базы для начисления страховых взносов на сумму ежемесячных денежных выплат, произведенных страхователем в 2011 и 2012 гг. лицам, имеющим ученую степень кандидата наук, начисления соответствующих сумм страховых взносов, пеней и штрафа, суды обеих инстанций исходили из того, что выплаты, осуществляемые в пользу работников, имеющих ученую степень кандидата наук, имели характер государственного пособия, поскольку производились вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, в соответствии с Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края" и за счет субвенций бюджета Пермского края, вследствие чего не подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов.
Не согласившись с принятыми судебными актами в указанной части, управление обратилось с кассационной жалобой.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в части доводов, указанных в кассационной жалобе (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в обжалуемой части.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ указанный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2011 г.) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 рассматриваемого Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края" (далее - Закон Пермского края N 729-ПК) установлены дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий лиц, имеющих ученую степень кандидата наук, доктора наук, работающих в государственных, муниципальных или негосударственных образовательных учреждениях на территории Пермского края, за счет средств бюджета Пермского края (ст. 1 Закона Пермского края N 729-ПК).
В соответствии со ст. 7 Закона Пермского края N 729-ПК расходное обязательство по предоставлению ежемесячных денежных выплат получателям, установленным данным законом, является расходным обязательством Пермского края. Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты получателям утверждается нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В целях реализации Закона N 729-ПК Правительством Пермского края постановлением от 23.11.2011 N 937-п утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края (далее - Порядок).
В силу п. 3.2. Порядка финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края для исполнения государственных полномочий по предоставлению выплаты, предусматриваются законом о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период в составе регионального фонда компенсаций и передаются в бюджеты муниципальных районов (городских округов) Пермского края в виде субвенций.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что учреждением в период 2011-2012 гг. производились ежемесячные денежные выплаты своим сотрудникам, имеющим ученые степени кандидата и доктора наук.
Исследовав и оценив по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, правильно применив вышеназванные правовые нормы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерным выводам о том, что выплаты лицам, имеющим ученую степень, производились страхователем вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности, не входят в заработную плату педагогических работников, следовательно, не входят в базовую часть, компенсационную и стимулирующую выплаты; в трудовых договорах с работниками пособие не включено в оплату труда.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что спорные выплаты являются государственными пособиями и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов в силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ; произведены образовательным учреждением в соответствии с Законом Пермского края N 729-ПК и за счет субвенций бюджета Пермского края.
На основании вышеизложенного суды правомерно удовлетворили в указанной части заявленные учреждением требования, признав недействительным оспариваемое решение управления в части выводов фонда о занижении базы для начисления страховых взносов на сумму ежемесячных денежных выплат, произведенных страхователем в 2011 и 2012 гг. лицам, имеющим ученую степень кандидата наук, начисления соответствующих сумм страховых взносов, пеней и штрафа.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. По существу указанные доводы повторяют позицию управления по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и основаны на неверном толковании положений действующего законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления апелляционного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 05.02.2014 по делу N А50-22602/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 рассматриваемого Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
...
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что спорные выплаты являются государственными пособиями и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов в силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ; произведены образовательным учреждением в соответствии с Законом Пермского края N 729-ПК и за счет субвенций бюджета Пермского края."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 августа 2014 г. N Ф09-3745/14 по делу N А50-22602/2013