Екатеринбург |
|
21 августа 2014 г. |
Дело N А34-5949/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области (далее - управление; ИНН 4501109380, ОГРН 1044500013975) на решение Арбитражного суда Курганской области от 28.02.2014 по делу N А34-5949/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От управления поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его полномочного представителя. Данное ходатайство удовлетворено судом на основании норм ст. 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - департамент; ИНН 4501125382, ОГРН 1064501179610) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к управлению о признании незаконным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 28.06.2013 N 43-04-29/1424.
Решением суда от 28.02.2014 (судья Деревенко Л.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 (судьи Тимохин О.Б., Малышева И.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. По мнению управления, сам факт вынесения представления не нарушает права и законные интересы департамента в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как в соответствии с п. 5.14, 5.14.7 Положения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности управление имеет право направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации и их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений. Кроме того, управление полагает незаконным восстановление департаменту процессуального срока для обращения департамента с заявлением в суд о признании недействительным ненормативного акта.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
При исследовании материалов дела судами установлено, что управлением на основании приказа от 20.05.2013 N 106 проведена проверка департамента по вопросам соблюдения в 2012 г. бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также исполнения консолидированных бюджетов Российской Федерации в части предоставленных из федерального бюджета субвенций, субсидий и иных межбюджетных трасфертов, имеющих целевое назначение.
Результаты проверки отражены в акте от 25.06.2013.
По итогам проверки департаменту выдано представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 28.06.2013 N 43-04-29/1424, которым предложено принять меры по недопущению в дальнейшем выявленных нарушений, рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц, а также указано на возможность привлечения к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае невыполнения данного представления в установленный срок.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что оспариваемое представление не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы департамента.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нарушение бюджетного законодательства - это неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации влечет применение к нарушителю мер принуждения.
В силу ст. 282 БК РФ к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В ст. 283 БК РФ определены основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Перечень оснований является открытым и допускает иные основания в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно ст. 166.2 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора обладает бюджетными полномочиями, установленными настоящим Кодексом и Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 284 БК РФ руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных ст. 283 названого кодекса: принимают решения о списании (взыскании) в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями; выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств; привлекают к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 198 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278 утверждено Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, согласно которому данная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (п. 5.1); за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право: проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий; направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств (п. 5.14).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н в целях реализации Постановления N 198 утверждено Положение о Территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, согласно которому территориальные управления наделены теми же полномочиями в финансово-бюджетной сфере.
По результатам ревизии (проверки), в ходе которой выявлены нарушения требований бюджетного законодательства Российской Федерации, руководитель управления применяет меры, предусмотренные БК РФ, КоАП РФ, Постановлением N 278, Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
По результатам ревизии (проверки) руководитель управления выносит обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджета.
В представлении руководителя управления должны быть указаны: фамилия, имя, отчество руководителя организации - главного распорядителя, распорядителя, которому подведомственна проверенная организация, либо фамилия, имя, отчество руководителя организации - получателя бюджетных средств; перечисляются факты выявленных ревизией (проверкой) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, с указанием содержания нарушения, суммы нарушения, нормативного правового акта, положения которого нарушены; предложение о рассмотрении представления; предложение о применении мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации; срок для рассмотрения, представления и принятия соответствующих мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации; срок извещения должностного лица, вынесшего представление, о принятии мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в ходе проверки управлением выявлены нефинансовые нарушения, а именно не достигнуты целевые прогнозные показатели, отраженные в отчете формы N 1 - полномочия "Отчет о достижении целевых прогнозных показателей за 2012 год", что является нарушением п. 2 приказа Федерального лесного хозяйства от 05.10.2011 N 425 "О порядке проведения бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий в области лесных отношений на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов".
Согласно п. 2 указанного Приказа в целях согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства целевых прогнозных показателей и основных параметров бюджета в области охраны, защиты и воспроизводства лесов, разработанных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 г. необходимо утвердить График вызова уполномоченных представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, согласно приложению; временный регламент защиты бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий в области лесных отношений, и утверждения плановых показателей поступления в бюджетную систему Российской Федерации платы за использование лесов на очередной финансовый год и плановый период, согласно Приложению N 2; альбом форм для защиты бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий в области лесных отношений, и утверждения плановых показателей поступления в бюджетную систему Российской Федерации платы за использование лесов на очередной финансовый год и плановый период, согласно приложению N 3.
Проанализировав содержание данного приказа, суды верно указали, что Приказ от 05.10.2011 N 425 "О порядке проведения бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий в области лесных отношений на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" не регулирует бюджетные правоотношения, а лишь утверждает определенные формы.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что данные прогнозных показателей, отраженных в отчете формы N 1 - полномочия "Отчет о достижении целевых прогнозных показателей за 2012 год" не свидетельствуют о нарушении департаментом условий предоставления субвенций и не привели к нецелевому, неправомерному и неэффективному использованию средств бюджета, в связи с чем оспариваемое представление, предполагающее при его неисполнении применение мер принуждения, обоснованно признано судами не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы департамента.
Довод управления со ссылкой на ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пропуске департаментом срока на подачу заявления в арбитражный суд, подлежит судом кассационной инстанции отклонению, поскольку право оценки обстоятельств, заявленных управлением в качестве послуживших препятствием для своевременного оформления соответствующего заявления в арбитражный суд в установленный законом срок, принадлежит в данном случае суду первой инстанции, которым восстановлен пропущенный срок, о чем отмечено в обжалуемом судебном акте.
Таким образом, довод управления об отсутствии у суда первой инстанции оснований для восстановления пропущенного департаментом срока на подачу заявления в арбитражный суд направлен на переоценку установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и принятых судом доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иным доводам управления, изложенным в кассационной жалобе, дана надлежащая правовая оценка. Аргументы заявителя жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении данного дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кроме того, приведенные в кассационной жалобе доводы проверялись судами первой и апелляционной инстанций и были отклонены с указанием в судебных актах мотивов их отклонения.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 28.02.2014 по делу N А34-5949/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Поротникова |
Судьи |
Н.Н.Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.