Екатеринбург |
|
22 августа 2014 г. |
Дело N А60-44310/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Смирнова А.Ю., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - орган кадастрового учета) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.01.2014 по делу N А60-44310/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Уральский завод тяжелого машиностроения" (далее - общество) - Фатахутдинова О.Р. (доверенность от 18.11.2013).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения органа кадастрового учета от 10.10.2013 N 66/13- 179431 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Решением суда первой инстанции от 31.01.2014 (судья Биндер А.Г.) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 (судьи Дюкин В.Ю., Гладких Е.О., Голубцова Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе орган кадастрового учета просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение положений ст. 1, 4, п. 11 ч. 2 ст. 7, ст. 15, ч. 3 ст. 16, ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), п. 8, 57, 58 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок). Заявитель полагает, что в соответствии с действующим законодательством государственный кадастр недвижимости может содержать только один размер кадастровой стоимости, внесенный по результатам новой, утвержденной на более позднюю дату государственной кадастровой оценки. Поскольку на момент обращения общества с заявлением о внесении сведений о кадастровой стоимости, установленной решением суда по делу N А60-8292/2013 по состоянию на 01.01.2010, в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новой кадастровой стоимости, утвержденной приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 (далее - Приказ от 15.01.2013 N 32) по состоянию на 15.11.2012, и кроме того, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0110019:232 прекратил свое существование после снятия его с кадастрового учета в связи с разделением, заявитель считает решение суда по указанному делу неисполнимым. Как полагает заявитель, действующим законодательством не предусмотрена возможность изменять сведения о кадастровой стоимости, имеющие архивный статус. Орган кадастрового учета ссылается на то, что записи, вносимые в кадастр недвижимости, имеют учетный характер, не порождают и не прекращают гражданских прав и обязанностей, в связи с чем оспариваемым решением о приостановлении осуществления кадастрового учета права и законные интересы общества не нарушены.
В отзыве на кассационную жалобу общество ссылается на несостоятельность доводов заявителя, считает выводы судов законными и обоснованными, просит оставить судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0110019:232 площадью 2 585 826 кв. м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, пл. Первой Пятилетки.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.06.2013 по делу N А60-8292/2013 по иску общества кадастровая стоимость данного земельного участка признана равной его рыночной стоимости 2 275 526 880 руб. по состоянию на 01.01.2010. В связи с разделением земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110019:232 в 2012 году на 72 земельных участка судом принято решение применить при определении кадастровой стоимости вновь созданных земельных участков, имеющих кадастровые номера с 66:41:0110019:1031 по 66:41:0110019:1102 включительно, удельные показатели кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110019:232 в размере 880 руб.
Общество обратилось в орган кадастрового учета для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Органом кадастрового учета принято решение от 10.10.2013 N 66/13-179431 о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В обоснование приостановления кадастрового учета изменений в сведения о земельных участках орган кадастрового учета указал на то, что необходимые для государственного кадастрового учета документы по содержанию не соответствуют требованиям названного закона, а также то, что решением суда установлена кадастровая стоимость земельных участков, равная рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2010, тогда как 29.03.2013 г. в государственный кадастр недвижимости были внесены результаты иной государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом 15.01.2013 N 32, в связи с чем предыдущим сведениям о кадастровой стоимости, внесенным на основании постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, присвоен статус "архивных", и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков равной рыночной, определенной по состоянию на 01.01.2010, не представляется возможным, так как в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Кроме того, обратил внимание, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0110019:232 был снят с государственного кадастрового учета 14.01.2013 г.
Общество, полагая, что данное решение является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в кадастр недвижимости), орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям названного Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть восстановлены лишь внесением изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный п. 1 ст. 4 Закона о кадастре.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ).
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 названного закона).
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
При этом согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 57 названного Порядка при внесении в реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости со статусом "архивные".
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 05.06.2013 по делу N А60-8292/2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110019:232 признана равной его рыночной стоимости 2 275 526 880 руб. по состоянию на 01.01.2010. В результате разделения вышеназванного земельного участка в 2012 году были образованы 72 земельных участка с кадастровыми номерами с 66:41:0110019:1031 по 66:41:0110019:1102 включительно. В связи с этим судом решено применить при определении кадастровой стоимости вновь созданных земельных участков удельные показатели кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110019:232 в размере 880 руб.
Согласно п. 1-1 постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения органа кадастрового учета; далее - постановление N 695-ПП) таблица 41 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Свердловской области", установленная по состоянию на 01.01.2010, признается утратившей силу с 01 января 2014 года.
По смыслу положений Закона о кадастре сведения государственного кадастра должны содержать информацию обо всех изменениях в структуре записей о земельном участке, произведенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе данных о его кадастровой стоимости.
Поскольку на момент вступления решения суда в законную силу по делу N А60-8292/2013 и на момент обращения общества в орган кадастрового учета с заявлением о внесении в кадастр сведений о стоимости земельного участка, сведения о кадастровой стоимости, утвержденные постановлением N 695-ПП по состоянию на 01.01.2010, являлись действующими и применимыми, а имеющиеся в кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости участка, внесенные на основании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, утвержденных Приказом от 15.01.2013 N 32, подлежали применению лишь с 01.01.2014, суды пришли к правомерному выводу о том, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной судебным актом, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, и приняв во внимание отсутствие доказательств, наличие которых могло бы свидетельствовать о несоответствии представленных обществом документов положениям Закона о кадастре, признали безосновательным приостановление кадастрового учета изменений в сведения о земельных участках.
То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0110019:232 прекратил свое существование в результате его разделения, также не могло служить основанием для приостановления кадастрового учета спорных изменений в порядке п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре. Кроме того, решением суда по делу N А60-8292/2013 факт разделения названного земельного участка был учтен, и кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков подлежала определению исходя из удельного показателя кадастровой стоимости ранее существовавшего земельного участка установленного судом по указанному делу.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась применимой в спорный период, и неисполнение органом кадастрового учета решения суда, которое направлено на восстановление прав общества обоснованно признано судами нарушающим права названного общества и противоречащим ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Также судами правомерно отклонена ссылка органа кадастрового учета на п. 57 Порядка.
В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о кадастре недвижимости в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено указанным Федеральным законом.
Таким образом, внесение в государственный кадастр недвижимости новой записи не означает исключение (удаление) предыдущих сведений об объекте недвижимости из государственного кадастра недвижимости.
Ни названным Порядком, ни Законом о кадастре запрета на изменение сведений со статусом "архивные" (но подлежащих применению) не предусмотрено.
На отсутствие технической возможности внесения таких сведений орган кадастрового учета не ссылается, что, однако, также не может быть основанием для отказа в совершении действий по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.01.2014 по делу N А60-44310/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.