Екатеринбург |
|
27 августа 2014 г. |
Дело N А60-28269/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Семеновой З.Г., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.02.2014 по делу N А60-28269/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
муниципального образования "город Екатеринбург" в лице Департамента по управлению муниципальным имуществом - Давыдова Е.В. (доверенность от 09.01.2014 N 3/05/02.06.1-04);
управления - Сологуб Л.В. (доверенность от 17.06.2014 N 141/4-5587).
Департамент по управлению муниципальным имуществом обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия управления, выразившегося в непредставлении согласования проекта постановления администрации города Екатеринбурга "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: ул. Окраинная, д. 41".
Определением суда от 03.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Определением суда от 30.10.2013 Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации привлечена к участию в деле в качестве ответчика.
На основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непредставлении согласования проекта постановления администрации г. Екатеринбурга "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: ул. Окраинная, д. 41"; признать незаконным бездействие управления, выразившееся в неисполнении своих обязанностей согласно уставу, а именно деятельности в сфере учета, управления и распоряжения имуществом, предоставленным в постоянное (бессрочное) пользование; обязать ответчиков согласовать проект постановления администрации города Екатеринбурга "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: ул. Окраинная, д. 41".
Решением суда от 12.02.2014 (судья Микушина Н.В.) заявление удовлетворено в части требований, предъявленных к управлению. В удовлетворении заявления в отношении Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 (судьи Зеленина Т.Л., Виноградова Л.Ф., Дюкин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Департамента по управлению муниципальным имуществом, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель указывает на отсутствие государственной регистрации его права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком и, соответственно, права на распоряжение этим земельным участком (ст. 209, 260, п. 3 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации). Кроме того, ответчик считает, что в соответствии с п. 19, 20 Устава Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Министром обороны Российской Федерации 25.05.2012, предпринял все меры, направленные на получение указаний Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, незаконного бездействия им не допущено. Ответчик настаивает на пропуске Департаментом по управлению муниципальным имуществом трехмесячного срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для подачи заявления о признания незаконным бездействий государственных органов. Кроме того, управление полагает, что в результате согласования проекта постановления администрации г. Екатеринбурга об утверждении границ земельного участка произойдет уменьшение площади земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что муниципальному образованию "Город Екатеринбург" на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью 165,6 кв. м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0504026:004 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Окраинная, д. 41.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.10.2012 по делу N А60-32288/2012 признано незаконным бездействие Департамента по управлению муниципальным имуществом по реализации индивидуальным предпринимателем Лобановым Эдуардом Викторовичем преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого муниципального нежилого помещения. Суд обязал Департамент по управлению муниципальным имуществом исполнить в отношении арендуемого Лобановым Э.В. пристроенного помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Окраинная, д. 41, литера А, общей площадью 164,1 кв. м, требования п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Во исполнение указанного решения администрацией города Екатеринбурга подготовлен проект постановления "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: ул. Окраинная, д. 41".
Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений 18.03.2013 обратился в управление с заявлением о согласовании проекта указанного постановления и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (в целях совершения последующих необходимых действий по передаче указанного земельного участка в муниципальную собственность).
Управление 22.04.2013 направило в адрес Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации письмо N 141/4-6482, в котором просило дать указания о дальнейших действиях в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0504026:004 в связи с названным обращением Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений.
Письмом от 04.10.2013 N 141/4-12035 управление сообщило Департаменту архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений, что не имеет возражений относительно сформированных границ образуемого земельного участка в соответствии с постановлением администрации города Екатеринбурга от 10.09.2013 N 3185 и согласовывает схему расположения земельного участка.
Однако проект постановления администрации г. Екатеринбурга "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: ул. Окраинная, д. 41" в согласованном виде возвращен не был.
Письмом от 22.10.2013 N 141/4-12643 управление сообщило Департаменту архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений, что не возражает против установления границ земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка N 81210 из земель населенных пунктов площадью 775 кв. м на кадастровом плане территории (кадастровый квартал N 66:41:0504026) по адресу: г. Екатеринбург, ул. Окраинная, 41. Управление также указало, что окончательное решение по данному вопросу может быть принято только Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Полагая, что ответчиками допущено незаконное бездействие по рассмотрению его заявления о согласовании проекта постановления, Департамент по управлению муниципальным имуществом обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0504026:004, на котором расположено здание, принадлежащее заявителю, является собственностью Российской Федерации. Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08.01.2009 N 31 данный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному казенному учреждению "Широкореченская квартирно-эксплуатационная часть".
Данное учреждение прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к управлению.
Согласно передаточному акту от 01.01.2011, утвержденному Министром обороны Российской Федерации и согласованному руководителем Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, управление является правопреемником федерального государственного казенного учреждения "Широкореченская квартирно-эксплуатационная часть" по всем активам и указанным в названном акте обязательствам.
Согласно п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в п. 6 названной статьи.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Изучив содержание Устава Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Министром обороны Российской Федерации 25.05.2012, суды установили, что управление является уполномоченным органом, реализующим полномочия Министерства обороны Российской Федерации в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил.
Таким образом, оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что управление является органом, уполномоченным на принятие решения о согласовании постановления администрации г. Екатеринбурга "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: ул. Окраинная, д. 41".
С учетом изложенного суды правомерно указали на то, что управлением допущено незаконное бездействие, противоречащее требованиям п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающее права и охраняемые законом интересы Департамента по управлению муниципальным имуществом, и удовлетворили требования заявителя в отношении управления.
Ссылка управления на уменьшение площади земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в результате согласования проекта постановления администрации г. Екатеринбурга об утверждении границ спорного земельного участка, подлежит отклонению, так как такое согласование не является актом отчуждения земельного участка и не свидетельствует о его выбытии из федеральной собственности.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.02.2014 по делу N А60-28269/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
З.Г. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.