Екатеринбург |
|
26 августа 2014 г. |
Дело N А47-2660/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Анненковой Г.В., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Парнас" (далее - ответчик, общество "Парнас") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.02.2014 по делу N А47-2660/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу "Парнас" о взыскании 465 520 руб.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Счетная палата Оренбургской области (далее- счетная палата), Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - министерство), Муниципальное унитарное предприятие "Пассажирские автотранспортные перевозки" (далее - предприятие).
Решением суда от 25.02.2014 (судья Миллер И.Э.) исковые требования удовлетворены полностью.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 (судьи Карпусенко С.А., Серкова З.Н., Хоренко М.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Парнас" просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает необоснованными выводы судов о непредставлении обществом "Парнас" надлежащих доказательств относительно суммы расходов на горюче - смазочные материалы (далее -ГСМ), непредставление документальных доказательств протяженности пути от автобазы общества "Парнас" до начального пункта маршрута N 157-Т; утверждение суда об отсутствии у ответчика раздельного учета не соответствует действительности. Судами, по мнению общества "Парнас", не дана соответствующая оценка имеющимся противоречиям в представленном документе счетной палаты (акт) и дополнительных документов ответчика (стоимость нормативного расхода бензина, документы о заработной плате работников, уплаченные налоги).
Таким образом, ответчик полагает, что им не допущено нарушений условий субсидирования, влекущих возврат субсидий в порядке ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Кроме того, общество "Парнас" считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку не является участником спорных бюджетных правоотношений.
В отзыве на кассационную жалобу счетная палата просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, между администрацией и предприятием 21.01.2011 заключен договор N 1 на транспортное обслуживание населения в пригородном сообщении (далее - договор), согласно которому одним из маршрутов, обслуживаемых предприятием, является маршрут "Оренбург-Нежинка" (приложение 1 к договору).
Дотирование перевозок администрацией осуществляется в пределах средств, поступающих из областного бюджета в бюджет муниципального образования на погашение убытков. (п.1.4. договора).
Между предприятием (доверитель) и обществом "Парнас" (поверенный) 31.12.2010 заключен договор поручения N 8 (далее - договор N8), согласно которому поверенный обязался в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 от имени и за счет доверителя осуществлять пригородные перевозки по маршруту N 157 Оренбург- Нежинка Оренбургского района в части осуществления перевозки по маршруту N 157 "Оренбург- Нежинка" и выполнить 48 180 рейсов, доверитель обязался оплатить поверенному выделенную субсидию (п.1.1., 1.2 договора N8, Приложению N1).
Выделенные субсидии на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок в размере 465 500 руб., перечислены предприятием во исполнение условий договора N 8 обществу "Парнас".
Счетной палатой в период с 15.11.2012 г. по 21.12.2012 г. проведена проверка администрации по вопросам использования средств областного бюджета, выделенных на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок. Согласно результатам проверки, изложенным в отчете от 22.01.2013 N 33-17/2, перечисленные средства на возмещение расходов, связанных с осуществлением обществом "Парнас" пригородных пассажирских перевозок, в размере 465 520 руб., (за счет областного бюджета - 418 900 руб., за счет местного бюджета 46 620 руб.) получены ответчиком в нарушение условий и порядка предоставления субсидий.
Руководствуясь ст.75 Кодекса администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно ст. 78 Кодекса, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии названным лицам предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 78 Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Правила распределения и предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом утверждены Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.06.2009 г. N 337-п.
Согласно п. 3 Постановления администрации N 2612-п от 04.05.2011 г. субсидии предоставляются перевозчикам при условии: предоставления выписки из утвержденного реестра регулярных муниципальных маршрутов; наличие заключенных договоров на право осуществления пассажирских перевозок на пригородных маршрутах; обеспечения перевозок населения на пригородных маршрутах по тарифам, утвержденным в установленном законодательством порядке; ведения перевозчиками раздельного учета доходов и расходов по видам перевозок.
Согласно п. 11 данного постановления администрации автотранспортные организации несут ответственность за недостоверность представляемых отчетов. В случае нарушения условий предоставления субсидий, соответствующие средства подлежат возврату в областной бюджет.
Администрацией постановлением от 04.05.2011 N 2612-п утвержден порядок распределения и предоставления субсидий на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, за счет средств областного и местного бюджетов (далее - Порядок N 2612-п).
Согласно п. 10 Порядка N 2612-п объем субсидий, выделенных перевозчикам, не должен превышать объема убытков автотранспортных организаций, осуществляющих пассажирские перевозки населения на пригородных маршрутах по тарифам, не превышающим предельного тарифа, утвержденного Правительством Оренбургской области. В случае нарушения условий предоставления субсидий, соответствующие средства подлежат возврату.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, ответчик во исполнение договора N 8
от имени и за счет предприятия в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 обязался осуществлять пригородные перевозки по маршруту N 157 "Оренбург - Нежинка" Оренбургского района в части перевозок по маршруту N 157 "Оренбург- Нежинка".
Вместе с тем, как верно отмечено судами, общество "Парнас" в спорный период внесено в Областной реестр регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов (по семи маршрутам); утвержден и согласован паспорт автобусного маршрута "Оренбург (Армада) - Нежинка" N 157 (пригородный). В то же время документов об осуществлении пассажирских перевозок обществом "Парнас" по вышеназванному маршруту последним не представлено.
Суды, оценив представленные в материалы дела договор N 8, паспорт автобусного маршрута N 157 "Оренбург-Нежинка"(пригородный), путевые листы, акт проверки от 19.12.2012, отчет о результатах проверки от 22.01.2013, товарные чеки от 03.10.2011, 02.11.2011, 02.12.2011, схемы маршрутов, аналитические справки, представленные счетной палатой, установили, что обществом "Парнас" при исполнении договора N8 (осуществление пассажирских перевозок от имени и за счет предприятия по маршруту N157 Т "Оренбург- Нежинка") одновременно и по той же схеме движения автотранспорта осуществлялись пассажирские перевозки по автобусному маршруту "Оренбург (Армада) - Нежинка" N 157 Т.
При этом движение автобусов по маршруту N 157 Т "Оренбург (Армада) - Нежинка" согласно графику, указанному в паспорте автобусного маршрута, имеет иную протяженность (более длительную) и фактически поглощает маршрут предприятия - 157 Т "Оренбург-Нежинка". Указанные пригородные маршруты имеют одинаковую конечную остановку (село Нежинка) и далее продолжают движение в одном направлении по одним и тем же улицам г.Оренбурга. Соответственно ответчиком фактически был изменен маршрутный график автобусов относительно паспорта маршрута предприятия "Оренбург-Нежинка" (пригородный). Доказательств согласования указанных изменений с истцом не представлено, как и не представлено доказательств ведения раздельного учета доходов и расходов по видам перевозок, а также надлежащих доказательств того, что расходы ответчика возникли именно с исполнением договора N8 при осуществлении пассажирских перевозок.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии у общества "Парнас" права на получение субсидий является обоснованным ввиду того, что факт получения убытков от рассматриваемого вида деятельности как основание для субсидирования, ответчиком не доказан.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы относительно принятых по делу судебных актов по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.02.2014 по делу N А47-2660/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Парнас" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Кравцова |
Судьи |
Г.В.Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.