Екатеринбург |
|
04 сентября 2014 г. |
Дело N А60-35728/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026604952252, ИНН 6660013279; далее - учреждение, отделение фонда) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу N А60-35728/2013 Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие НТМК" (ОГРН 1076623006646, ИНН 6623042786; процессуальный правопреемник общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-Механический Комплекс НТМК"; далее - общество, страхователь, заявитель) - Скороходов В.В. (доверенность от 01.01.2014 N 09-14).
Представители отделения фонда, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о возврате излишне взысканных страховых взносов в сумме 39 671 руб. 22 коп., пеней и штрафа в сумме 6334 руб. 01 коп.
Решением суда от 04.02.2014 (судья Савина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 (судьи Савельева Н.М., Голубцов В.Г., Полевщикова С.Н.) решение суда первой инстанции отменено. Апелляционный суд обязал учреждение возвратить обществу излишне взысканные страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 31 630 руб. 05 коп., пени в сумме 1677 руб. 06 коп., штраф в сумме 6326 руб. 01 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе отделение фонда просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а также на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Учреждение указывает на отсутствие у отделения фонда обязанности по возврату заявителю спорных сумм страховых взносов, пеней и штрафов, поскольку доказательства излишнего взыскания с общества страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также доказательства нарушения прав заявителя обществом не представлены. Учреждение также отмечает, что заявителем не обжаловались вынесенные отделением фонда по результатам проверки ненормативные акты: - решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 08.05.2013 N 145 н/с (исх. N 2341 от 08.05.2013), которым страхователю предложено перечислить в добровольном порядке доначисленные страховые взносы в сумме 16 276 руб. 84 коп., уплатить пени в сумме 1 329 руб. 86 коп. и 3255 руб. 37 коп. штрафа; - решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 08.05.2013 N 145 (исх. N 2340 от 08.05.2013), в соответствии с которым страхователю предложено перечислить в добровольном порядке доначисленные страховые взносы в сумме 15 514 руб. 47 коп., уплатить пени в сумме 393 руб. 12 коп. и 3102 руб. 89 коп. штрафа; заявления о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов от общества в отделение фонда не поступали.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу отделения фонда, в котором просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу учреждения - без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение апелляционным судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и отсутствие нарушений процессуальных норм.
Проверив законность обжалуемого постановления, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены следующие фактические обстоятельств дела.
В ходе проведенной учреждением в период с 25.03.2013 по 04.04.2013 документальной выездной проверки общества по вопросам начисления, уплаты и расходования страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 проверяющими были выявлены нарушения ст. 17, 20.1, 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, ст. 7, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), что привело, по мнению учреждения, к занижению страхователем облагаемой базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование.
По итогам рассмотрения материалов проверки и представленных страхователем возражений отделением фонда вынесены следующие акты:
- решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 08.05.2013 N 145 н/с (исх. N 2341 от 08.05.2013), которым страхователю предложено перечислить в добровольном порядке доначисленные страховые взносы в сумме 16 276 руб. 84 коп., уплатить пени в сумме 1 329 руб. 86 коп. и 3255 руб. 37 коп. штрафа;
- решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 08.05.2013 N 145 (исх. N 2340 от 08.05.2013), в соответствии с которым страхователю предложено перечислить в добровольном порядке доначисленные страховые взносы в сумме 15 514 руб. 47 коп., уплатить пени в сумме 393 руб. 12 коп. и 3102 руб. 89 коп. штрафа;;
- решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 08.05.2013 N 145 (исх. 2339 от 08.05.2013), которым страхователю предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в размере 1333 руб. 93 коп.
На основании перечисленных решений отделением фонда (филиал N 3) 29.05.2013 страхователю направлены:
- требование N 145 н/с об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей;
- требование N 145 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;
- требование о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету.
Данные требования исполнены обществом добровольно; указанные в требованиях суммы перечислены страхователем в соответствующие бюджеты.
Полагая, что уплаченные обществом суммы начислены отделением фонда необоснованно, то есть имеет место излишнее взыскание денежных средств, в результате чего у общества образовалась подлежащая возврату переплата страховых взносов, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о недоказанности заявителем фактов излишней уплаты либо излишнего взыскания с него спорных сумм страховых взносов, а также указав на несоблюдение обществом порядка возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, предусмотренного Законом N 212-ФЗ, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные обществом требования в вышеназванной части, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
Пунктом 65 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении исков налогоплательщиков, в том числе о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, судам необходимо исходить из того, что положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поэтому указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям, в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа.
Таким образом, принимая во внимание изложенную позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, учитывая, что настоящий спор возник по поводу возврата (возмещения) излишне уплаченных (взысканных) сумм, апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что налогоплательщик (в рассматриваемом случае - страхователь) вправе заявить в арбитражный суд имущественное требование, независимо от оспаривания ненормативного правового акта налогового органа (в данном случае - отделения фонда), без соблюдения досудебной процедуры урегулирования такого спора и по основаниям, в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней и штрафов.
Исходя из анализа положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что защита нарушенных прав в арбитражных судах обеспечивается путем административного и искового судопроизводства.
Заявитель (истец) вправе обратиться в арбитражный суд как с требованием неимущественного характера - об оспаривании решения, действия (бездействия) органа власти в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так и с требованием имущественного характера - о возврате излишне взысканных сумм с учетом положений гл. 22 названного кодекса. При этом реализация права заявителя на предъявление требования имущественного характера не ставиться в зависимость от заявления требования неимущественного характера.
Выбор способа защиты прав, как и формирование (формулирование) требований заявления (искового заявления) относится к исключительной компетенции истца (заявителя), и должны осуществляться с таким учетом, что удовлетворение судом именно предъявленных требований приведет к наиболее быстрому и эффективному восстановлению нарушенных (оспариваемых) прав или защите интересов.
На основании вышеизложенного апелляционный суд правомерно указал на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что общество не имеет права обращаться в арбитражный суд с заявлением о взыскании излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов до обращения с соответствующим заявлением в фонд страхования; доначисленные по результатам проверки суммы страховых взносов, пеней и штрафов не являются излишне взысканными, поскольку обществом не заявлялось требование о признании решений отделения фонда незаконными.
В связи с тем, что рассмотрение заявления о возврате излишне взысканных сборов находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности их доначисления, апелляционный суд правомерно в рамках данного дела рассмотрел вопрос о законности и обоснованности доначисления таких сумм.
Как установлено судом апелляционной инстанции, основанием для доначисления обществу страховых взносов в сумме 31 630 руб. 05 коп., пеней в сумме 1677 руб. 06 коп и 6326 руб. 01 коп. штрафа явились выводы отделения фонда о занижении обществом облагаемой базы для начисления страховых взносов на суммы оплаты выходных дней, предоставляемых родителям для ухода за детьми - инвалидами.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ указанный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Закона.
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
На основании п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются, в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Исследовав и оценив по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Выводы апелляционного суда являются правильными, согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10.
Таким образом, апелляционный суд обоснованно заключил, что рассматриваемые выплаты не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов, в связи с чем доначисление обществу по данному основанию страховых взносов в сумме 31 630 руб. 05 коп., пеней в сумме 1 677 руб. 06 коп., штрафа в сумме 6 326 руб. 01 коп. является незаконным, а взысканные по результатам проверки денежные суммы как излишне уплаченные подлежат возврату.
Как установил апелляционный суд, оставшаяся сумма страховых взносов, пеней и штрафов законно и обоснованно доначислена отделением фонда в связи с не включением обществом в базу среднего заработка за время призыва работников на военные сборы, то есть не является излишне взысканной.
В связи с изложенным апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции, удовлетворив заявленные обществом по настоящему делу требования в части возврата излишне взысканных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 31 630 руб. 05 коп., пеней в сумме 1677 руб. 06 коп. и штрафа в сумме 6326 руб. 01 коп.
Фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме.
Доводы отделения фонда, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права и по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных апелляционным судом на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу N А60-35728/2013 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.