Екатеринбург |
|
03 сентября 2014 г. |
Дело N А76-5209/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Поротниковой Е.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦФР-Доминанта" (далее - общество "ЦФР-Доминанта") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.04.2014 по делу N А76-5209/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "ЦФР-Доминанта" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Центральному банку России Главного управления по Челябинской области (далее - ЦБ РФ, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 25.02.2014 по делу N 62-14-40/ап о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), вынесенного заместителем начальника Главного управления Центрального Банка России по Челябинской области Фединой Е.Н.
Решением суда первой инстанции от 21.04.2014 (судья Зайцев С.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 (судьи Арямов А.А., Баканов В.В., Малышев М.Б.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ЦФР-Доминанта" просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что общество исключено из реестра микрофинансовых организаций 25.10.2013, следовательно, общество "ЦФР-Доминанта" не является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом и действие Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) на общество "ЦФР-Доминанта" не распространяется.
Кроме того, общество "ЦФР-Доминанта" ссылается на то, что договоры микрозайма с обществом с ограниченной ответственностью "Легион-С" (далее - общество "Легион-С") и обществом с ограниченной ответственностью "Выбор-Инвест" (далее - общество "Выбор-Инвест") не заключало. В связи с этим по мнению заявителя кассационной жалобы, у общества "ЦФР-Доминанта" не возникло установленной Федеральным законом N 115-ФЗ обязанности по направлению в ЦБ РФ сведений о сделках, совершенных при осуществлении своей хозяйственной деятельности, то есть общество "ЦФР-Доминанта" полагает, что на него не распространялось действие требований ст. 6, 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, общество "ЦФР-Доминанта" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1117447008733 и в период с 07.06.2012 по 25.10.2013 осуществляло деятельность микрофинансовой организации на основании свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций от 07.06.2012 N 0002595. С 25.10.2013 сведения об обществе "ЦФР-Доминанта" из указанного реестра исключены на основании заявления.
В соответствии с приказом от 18.10.2013 N 62-13-20/пз и планом выездных проверок микрофинансовых организаций на четвертый квартал 2013 года территориальными подразделениями Службы Банка России по финансовым рынкам, утвержденного приказом Службы Банка России по финансовым рынкам от 03.10.2013 N 13-22/пз-ДСП, должностными лицами ЦБ РФ проведена проверка заявителя по вопросу соблюдения требований Федерального закона N 115-ФЗ и иных нормативных правовых актов в сфере законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.
В ходе проверки установлено, что обществом "ЦФР-Доминанта" осуществляется деятельность с нарушением требований, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ, а именно подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ об обязанности фиксирования и представления в уполномоченный орган в трехдневный срок в уполномоченный орган сведений по пяти подлежащим обязательному контролю операциям, связанным с предоставлением обществом "ЦФР-Доминанта" беспроцентных займов юридическим лицам - обществу "Легион-С" и обществу "Выбор-Инвест": о предоставлении беспроцентного займа по договору займа от 01.03.2013 N Д-ЛС/06, заключенному с обществом "Легион-С" (срок сообщения - не позднее 06.03.2013); о предоставлении беспроцентного займа 01.07.2013 по договору займа от 01.07.2013 N Д-ЛС/07, заключенному с обществом "Легион-С" (срок сообщения - не позднее 04.07.2013); о предоставлении беспроцентного займа 02.08.2013 по договору займа от 01.08.2013 N Д-ЛС/08, заключенному с обществом "Легион-С" (срок сообщения - не позднее 07.08.2013); о предоставлении беспроцентного займа 15.03.2013 по договору займа от 15.03.2013, заключенному с обществом "Выбор-Инвест" (срок сообщения - не позднее 20.03.2013); о предоставлении беспроцентного займа 22.07.2013 по договору займа от 22.07.2013, заключенному с обществом "Выбор-Инвест" (срок сообщения - не позднее 25.07.2013).
По результатам проверки 30.01.2014 составлен протокол об административном правонарушении N 62-14-38/пр-ап по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса, на основании которого вынесено постановление N 75-14-Ю/62-14-40/ап/3110 о привлечении общества "ЦФР-Доминанта" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.27 Кодекса в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Полагая, что названное постановление ЦБ РФ незаконно, общество "ЦФР-Доминанта" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о наличии в действиях общества "ЦФР-Доминанта" состава вменённого ему административного правонарушения, не установив существенных нарушений порядка привлечения общества "ЦФР-Доминанта" к административной ответственности, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно ч. 2 ст. 15.27 Кодекса, неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч рублей до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шести месяцев.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; запрет на информирование клиентов иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Статьей 3 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Организация внутреннего контроля представляет собой совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ установлены требования, в соответствии с которыми на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
На основании подп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ операции по предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также по получению такого займа, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
В силу п. 4 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом N 115-ФЗ, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 05.10.2009 N 245, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ, документально фиксируют и представляют в Росфинмониторинг в соответствии с положениями названной Инструкции информацию, предусмотренную Федеральным законом N 115-ФЗ, не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции, подлежащей обязательному контролю.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществом "ЦФР-Доминанта" в период осуществления деятельности микрофинансовой организации (с 01.03.2013 по 24.10.2013) совершены пять подлежащих обязательному контролю операций с юридическими лицами, являющимися клиентами общества "ЦФР-Доминанта" по смыслу, придаваемому этому понятию ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ. Однако, обязанность по осуществлению мероприятий внутреннего контроля в отношении названных операций обществом "ЦФР-Доминанта" не исполнена, что подтверждено материалами административного дела и обществом "ЦФР-Доминанта" документально не опровергнут.
Судами верно установлено наличие в действиях общества "ЦФР-Доминанта" события административных правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса.
Суды верно указали, что установленные факты правонарушений свидетельствуют о том, что обществом "ЦФР-Доминанта" не исполнены требования закона в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества "ЦФР-Доминанта" в совершении правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества "ЦФР-Доминанта" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса.
Таким образом, судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.04.2014 по делу N А76-5209/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ЦФР-Доминанта" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.