Екатеринбург |
|
09 сентября 2014 г. |
Дело N А71-9981/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Платоновой Е.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Муниципального образования "Завьяловский район" Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.02.2014 по делу N А71-9981/2013.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Кудряшов Андрей Васильевич (далее - предприниматель Кудряшов А.В.) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Завьяловский район" (далее - Администрация) в предоставлении земельного участка, оформленного письмом от 31.07.2013 N 01-18/5548, и о возложении на Администрацию обязанности в месячный срок со дня вступления в силу решения суда утвердить и выдать предпринимателю Кудряшову А.В. схему расположения земельного участка пл. 6 000 кв. м на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, находящегося по адресу: Завьяловский район, д. Хохряки, в 20 м на северо-запад от здания пожарного депо.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.02.2014 (судья Волкова О.Н.) отказ Администрации в предоставлении земельного участка, оформленный письмом от 31.07.2013 N 01-18/5548 признан незаконным; на Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Кудряшова А.В.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 (судьи Дюкин В.Ю., Голубцова Ю.А., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Администрация обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора. Заявитель считает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку правовой режим испрашиваемого земельного участка исключает возможность его использования для целей эксплуатации и обслуживания производственных мастерских для ремонта автомобилей. В нарушение норм процессуального права суд первой инстанции не указал в судебном акте доказательства, на основании которых пришел к неверному выводу о том, что спорный земельный участок не относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило отсутствие необходимых документов, а именно при обращении с соответствующим заявлением, предпринимателем Кудряшовым А.В. не было приложено заключение уполномоченного органа о возможности предоставления земельного участка и схема его расположения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что предпринимателю Кудряшову А.В. на праве собственности принадлежат нежилые помещения здания пожарного депо, площадью 220,55 кв. м, расположенные по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Хохряки, и земельный участок, общей площадью 1 004 кв. м, под размещение производственных мастерских для ремонта автомобилей по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район.
Представитель Кудряшова А.В. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении дополнительного земельного участка примерной площадью 6 000 кв. м для эксплуатации и обслуживания производственных мастерских для ремонта автомобилей, расположенных по адресу: Завьяловский район, д. Хохряки, примерно в 20 м на северо-запад от здания пожарного депо (далее - спорный земельный участок).
Письмом от 31.07.2013 N 01-18/5548 в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка отказано на том основании, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях государственной собственности за границами населенного пункта и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, предприниматель Кудряшов А.В. обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования, обоснованно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно п. 3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка должны быть определены цель его использования, предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 названного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 этого Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что спорный земельный участок на кадастровый учет не поставлен, расположен за пределами границ населенного пункта, для решения вопроса о его предоставлении предпринимателю Кудряшову А.В. необходимо утверждение и выдача схемы расположения этого участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, принимая во внимание, что органом местного самоуправления в предусмотренные п. 4, 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации сроки такая схема не утверждена и предпринимателю Кудряшову А.В. не выдана, решение о предоставлении земельного участка заявителю не принималось, при этом, учитывая отсутствие оснований, препятствующих предоставлению земельного участка заявителю, суды пришли к обоснованному выводу о наличии незаконного бездействия Администрации.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования заявителя о признании незаконным отказа Администрации, изложенного в письме от 31.07.2013 N 01-18/5548, и в соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложили на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Кудряшова А.В..
Довод Администрации о том, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, что исключает возможность его предоставления для целей эксплуатации и обслуживания производственных мастерских для ремонта автомобилей, является необоснованным, опровергается имеющимися в материалах дела документами.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что одним из оснований для принятия обжалуемого решения явилось отсутствие заключения уполномоченного органа о возможности предоставления земельного участка и схемы его расположения, отклоняется судом кассационной инстанции. Как следует из материалов дела, при обращении предпринимателя Кудряшова А.В. в Администрацию в качестве приложения к заявлению от 01.07.2013 была представлена схема расположения испрашиваемого земельного участка. Из содержания письма от 31.07.2013 N 01-18/5548 не следует, что одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка является отсутствие схемы расположения.
Учитывая изложенное, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.02.2014 по делу N А71-9981/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Муниципального образования "Завьяловский район" Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
Е.А. Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.