Екатеринбург |
|
23 сентября 2014 г. |
Дело N А47-16866/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Анненковой Г. В., Лимонова И. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 по делу N А47-16866/2012 Арбитражного суда Оренбургской области.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" (далее - учреждение, налогоплательщик) о взыскании задолженности в размере 12 921 106 руб. 71 коп. (c учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 31.01.2014 (судья Сердюк Т.В.) заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 (судьи Иванова Н.А., Малышева И.А., Толкунов В.М.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано..
В кассационной жалобе инспекция просит постановление суда отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм процессуального права (ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По мнению заявителя жалобы, судом апелляционной инстанции неправомерно признан необоснованным вывод суда первой инстанции о преюдициальном характере выводов, сделанных судами при рассмотрении дела N А47-12117/2012, и применена позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении Президиума от 23.04.2013 N 12527/12.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить жалобу инспекции без удовлетворения, постановление суда - без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, согласно решению инспекции от 29.03.2012 N 10-16/07587 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику за период с 2008 по 2010 годы в том числе, начислены налог на прибыль 10 602 142 руб., соответствующие пени и штраф.
Основанием для вынесения указанного решения послужили выводы налогового органа о неправомерном невключении налогоплательщиком в состав доходной части налоговой базы по налогу на прибыль денежных средств, полученных по возмездным договорам оказания услуг по охране имущества юридических и физических лиц.
Судебными актами по делу N А47-12117/2012 управлению отказано в удовлетворении требований о признании недействительным вышеуказанного решения налогового органа.
Во исполнение названного решения инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением о взыскании доначисленных налога на прибыль и пеней.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции счел, что правомерность доначисления налогоплательщику спорных сумм налога и пеней установлена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А47-12117/2012, имеющими преюдициальное значение при рассмотрении данного спора.
Отменяя решение суда, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд исходил из необходимости учета при рассмотрении настоящего спора правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.04.2013 N 12527/12.
В соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном этой главой.
Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями до 01 января 2011 года были установлены ст. 321.1 Кодекса.
С 01 января 2011 года для бюджетных учреждений, которые являются получателями бюджетных средств, особенности ведения налогового учета определены в ст. 331.1 Кодекса.
Согласно данной статье Кодекса до 01 июля 2012 года указанные организации должны распределять расходы, понесенные за счет доходов от оказания платных услуг и доходов, полученных в рамках целевого финансирования, пропорционально доле доходов от оказания платных услуг в общей сумме доходов. Это необходимо делать при условии, что за счет выделенных бюджетных ассигнований предусмотрено финансовое обеспечение расходов на оплату коммунальных услуг; услуг связи; транспортных расходов на обслуживание административно-управленческого персонала; расходов на все виды ремонта основных средств. Такой порядок учета расходов аналогичен ранее установленному п. 3 ст. 321.1 Кодекса.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в вышеназванном постановлении, налоговый орган должен определять соотношение доходов от оказания услуг по охране в общем объеме полученного отделом вневедомственной охраны финансирования и с учетом положений, предусмотренных абз. 3 п. 1 и п. 4 ст. 321.1 Кодекса, а также принципа пропорционального распределения расходов, закрепленного абз. 4 п. 1 ст. 272 и п. 3 ст. 321.1 Кодекса, определить налоговую базу по налогу на прибыль.
Апелляционным судом установлено, что инспекция не применила указанные положения гл. 25 Кодекса при доначислении налога на прибыль, что повлекло исчисление налоговым органом данного налога на прибыль в сумме, не соответствующей действительному размеру налогового обязательства учреждения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Соответствующие доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании положений ч. 6 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающих обязанность арбитражного суда, рассматривающего спор о взыскании обязательных платежей и санкций, устанавливать основания для взыскания суммы задолженности, а также проверять правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 по делу N А47-16866/2012 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Кравцова |
Судьи |
Г.В.Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.