Екатеринбург |
|
24 сентября 2014 г. |
Дело N А47-10068/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2014 г.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 апреля 2015 г. N 309-ЭС14-6056 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Сулейменовой Т.В., Платоновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копаневой М.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Рассвет" (далее - СНТ "Рассвет") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2014 по делу N А47-10068/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 по тому же делу по иску администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее - Администрация) к СНТ "Рассвет", при участии в деле в качестве третьего лица администрации муниципального образования Южноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - Южноуральский сельсовет), о признании договора аренды недействительным (ничтожным).
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к СНТ "Рассвет" о признании договора аренды земельного участка от 25.04.2011 N 28/12, заключенного между Администрацией и СНТ "Рассвет", недействительным в силу его ничтожности, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания СНТ "Рассвет" возвратить истцу по акту приема-передачи земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 56:21:2802001:506, площадью 75 000 кв.м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:21:2802001 (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Южноуральский сельсовет.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2014 (судья Кофанова Н.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 (судьи Пивоварова Л.В., Богдановская Г.Н., Румянцев А.А.) решение суда отменено, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Договор аренды земельного участка от 25.04.2011 N 28/12, заключенный между Администрацией и СНТ "Рассвет", признан недействительным, применены последствия недействительности сделки.
В кассационной жалобе СНТ "Рассвет" просит судебные акты отменить на основании п. 4 ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ссылаясь на их принятие о правах не привлеченных к участию в деле членов СНТ "Рассвет", которым распределены земельные участки, образованные из земельного участка, предоставленного в аренду по спорному договору, либо решение Арбитражного суда Оренбургской области оставить в силе, постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятое с применением закона, не подлежащего применению (ст. 13, п. 1, 2,3 ст. 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон о садоводческих объединениях), и с неприменением норм ст. 33, 35, 80 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4, 5 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях, подлежащих применению.
Согласно доводам заявителя жалобы, СНТ "Рассвет" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.06.2009 г., СНТ "Рассвет" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении товариществу на платной основе земельного участка для ведения садоводства гражданами - членами СНТ "Рассвет" площадью 7,5 га; в газете "Сельские вести" опубликована информация о возможности предоставления земельного участка в соответствии с Законом о садоводческих объединениях; постановлением Администрации утвержден акт выбора земельного участка для ведения садоводства гражданами - членами СНТ "Рассвет"; заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для проектирования и размещения дачного массива для коллективного садоводства; в настоящее время земельный участок разделен на земельные участки, которые распределены между членами СНТ "Рассвет", о чем было известно судам при принятии судебных актов в отсутствие членов товарищества. По мнению заявителя, в связи с отсутствием заявлений граждан села членов СНТ "Рассвет" как физических лиц, утвержденного списка, необращением Южноуральского сельсовета в Администрацию о предоставлении земельных участков под садоводство гражданам села, не возникало необходимости в соблюдении норм, предусмотренных ст. 13, 14 Закона о садоводческих объединениях при обращении с соответствующим заявлением со стороны СНТ "Рассвет". Как указывает заявитель, поскольку СНТ "Рассвет" создано в соответствии с иным принципом, предоставление ему земельного участка должно производиться в порядке, установленном п. 4 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях в силу прямого указания п. 5 указанной статьи, в связи с чем требования ст. 13, п. 1,2,3 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях к спорным правоотношениям не применимы. Также заявитель полагает не соответствующими материалам дела выводы суда апелляционной инстанции о том, что спорный земельный участок не входит в состав фонда перераспределения земель, поскольку в силу п. 11 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на тот момент в образованных фондах перераспределения земель, следовательно, земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель.
В отзывах на кассационную жалобу Администрация и Южноуральский сельсовет просят оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что СНТ "Рассвет" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.06.2009, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 31.10.2013.
Учредителями при создании СНТ "Рассвет" было 5 человек.
СНТ "Рассвет" в лице председателя Сокаева И.Б. 06.10.2009 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении СНТ "Рассвет" на платной основе земельного участка для ведения садоводства гражданами - членами СНТ "Рассвет" площадью 7,5 га в с. Южный Урал.
Согласно Акту от 09.11.2009 обследован и выбран земельный участок для ведения садоводства членами СНТ "Рассвет" площадью 75 000 кв.м, расположенный примерно в 180 м на юг от с. Южный Урал по правой стороне автодороги Илек-Оренбург с восточной стороны земельного участка общества с ограниченной ответственностью "УралЛесСтрой" и 300 м от существующей АГЗС.
В газете "Сельские вести" 19.12.2009 опубликовано объявление о возможности предоставления в соответствии со ст. 11, 19 Закона о садоводческих объединениях земельного участка площадью 75 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, земельный участок расположен примерно в 180 м на юг от с. Южный Урал, правая сторона автодороги Илек-Оренбург, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства гражданами - членами СНТ "Рассвет".
Постановлением Главы администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 03.02.2010 N 596-п утвержден акт обследования и выбора земельного участка для ведения садоводства гражданами - членами СНТ "Рассвет".
На основании постановления Администрации от 25.04.2011 N 2451-п "О предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 56:21:2802001:506 СНТ "Рассвет" между Администрацией (арендодатель) и СНТ "Рассвет" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 25.04.2011 N 28/12, по условиям которого администрация передаёт СНТ "Рассвет" в аренду земельный участок площадью 75 000 кв. м с кадастровым номером 56:21:2892001:506, из государственных земель, не разграниченных в обороте, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешённым использованием для проектирования и размещения дачного массива для коллективного садоводства, местоположение земельного участка: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:21:2802001 согласно кадастровому паспорту - приложение 1, без ограничения и обременения в пользовании земельным участком. Срок договора аренды определён сторонами с 25.04.2011 г. по 25.04.2016.
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.05.2011.
Земельный участок, переданный по договору аренды, спланирован и разделён на отдельные земельные участки площадью от 919 кв. м до 1 471 кв. м, каждый отдельный земельный участок поставлен на кадастровый учёт, в материалы дела представлены кадастровые паспорта.
Решением общего собрания СНТ "Рассвет" от 24.04.2013 вновь образованные земельные участки распределены за членами СНТ "Рассвет", которых на указанную дату было 51 человек.
Какие-либо договоры в отношении указанных земельных участков с членами СНТ "Рассвет" не заключены.
Истец, ссылаясь на то, что при заключении договора был нарушен установленный законодательством порядок предоставления земельных участков дачным, садоводческим объединениям граждан, что привело к нарушению интересов неопределённого круга лиц - иных граждан, желающих и имеющих право на предоставление им дачных земельных участков, обратился в суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что из норм действующего законодательства не следует, что порядок обращения граждан с заявлениями о выделении земельных участков для садоводства до момента их организации в садовые объединения распространяется и на порядок выделения земельного участка дачному некоммерческому объединению; объединяясь в СНТ "Рассвет", граждане выразили своё желание объединения для реализации задач по ведению садоводства и огородничества, а после объединения юридическое лицо обратилось с заявлением, исходя из пожеланий и потребностей граждан, о выделении конкретного земельного участка; в соответствии с п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом; ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок предоставления земельного участка гражданам и юридическим лицам для строительства на основании заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта; возможность предоставления земель сельскохозяйственного назначения для дачного строительства предусмотрена ч. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем использование земель сельскохозяйственного назначения для дачного строительства является правомерным; ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации установлены общие положения, регулирующие порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством; выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений осуществляется из фонда перераспределения земель. С учетом изложенного суд первой инстанции признал довод истца о нарушении муниципальным органом порядка выделения земельного участка необоснованным. Также суд первой инстанции с учетом положений ст. 15 Закона о садоводческих объединениях отклонил довод истца об особой ценности спорного земельного участка, признав недоказанным установление режима особой охраны спорного земельного участка либо исключения его из оборота, ограничения иными правами на его использование на момент заключения оспариваемой сделки, а также нарушение интересов жителей посёлка Южный Урал Оренбургского района Оренбургской области на момент заключения сделки.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленные требования о признании договора аренды земельного участка от 25.04.2011 N 28/12 недействительным, суд апелляционной инстанции указал, что действующим законодательством (ст.13, п.1,2,3 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях) предусмотрен специальный порядок предоставления земельных участков для размещения садоводческих огороднических и иных объединений, который в рассматриваемом случае был нарушен.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Спорный земельный участок в нарушение п. 2 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях был предоставлен СНТ "Рассвет" не из фонда перераспределения земель. В материалах дела отсутствуют доказательства определения варианта предоставления земельного участка с учетом схемы предварительно проведенного зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, что предполагают нормы главы III Закона о садоводческих объединениях. Южноуральский сельсовет представил информацию об отсутствии фонда перераспределения земельных участков на территории муниципального образования.
В ходе рассмотрения настоящего дела не установлено сведений об учете учредивших СНТ "Рассвет" граждан, а также граждан, перечисленных в представленном ответчиком списке граждан, изъявивших желание на получение земельных участков, в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков Администрацией района (п. 3 ст. 13, п. 1 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях).
Исходя из того, что Законом о садоводческих объединениях не предусмотрено обращение по вопросу предоставления земельного участка в орган местного самоуправления по месту нахождения испрашиваемого земельного участка инициативной группой граждан; такие действия в силу п. 1 ст. 14 названного Закона должны совершаться органом местного самоуправления по месту жительства граждан, с учетом утвержденного списка нуждающихся граждан, суд апелляционной инстанции сделал вывод о решении вопроса о предоставлении спорного земельного участка Южноуральским сельсоветом по заявлению ненадлежащего лица.
Также суд принял во внимание, что заявление о предоставлении СНТ "Рассвет" земельного участка, в нарушение п. 3 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях, не содержит сведений, обосновывающих размер испрашиваемого земельного участка.
Между тем судом апелляционной инстанции не принято во внимание следующее.
Согласно ч. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Закон о садоводческих объединениях садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, указанным законом не установлен запрет на участие граждан в каких-либо некоммерческих объединениях на добровольной основе в целях ведения садоводства, огородничества или дачного строительства и возможность такого объединения после регистрации обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка с целью удовлетворения потребностей всех членов садоводческого, огороднического или дачного товарищества.
Между тем, в случае создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с иным принципом, чем предусмотрен п.1,2 ст. 13, п. 3 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях, не связанным с местом жительства входящих в его состав граждан и с их учетом (регистрацией) в органах местного самоуправления как нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, выбор земельного участка (вариантов его размещения) из фонда перераспределения земель для предоставления его такому некоммерческому объединению в порядке, установленном п. 4 ст. 13, п. 1, 2 ст.14 указанного Закона, с участием органов местного самоуправления по месту жительства нуждающихся граждан, невозможен.
При этом Закон о садоводческих объединениях, закрепляя порядок предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков из фонда перераспределения земель, не исключает применения общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений садоводческих некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан - членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу. Иное толкование ст. 14 Закона о садоводческих объединениях противоречило бы самому смыслу закона, означая невозможность предоставления такому некоммерческому объединению земельных участков для целей садоводства вообще либо в случаях, когда фонд перераспределения земель по каким-либо причинам не сформирован (в т.ч. ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству или которые были принудительно изъяты).
Согласно п.1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящейся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса с определением цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на землю (п. 2 и 3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4, 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращений утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка соответствующим органом принимается решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи.
Исходя из положений ст. 1 Закона о садоводческих объединениях, согласно которым садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения и хозяйственных строений и сооружений); садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, кооператив, партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, цели, для которых предоставляются вышеуказанные земельные участки не связаны с их использованием в целях строительства.
Таким образом, садоводческие некоммерческие товарищества, указанные в п. 5 ст. 14 Закон о садоводческих объединениях, вправе претендовать на предоставление им в аренду земельного участка для удовлетворения потребностей всех членов товарищества в соответствии с общими нормами земельного законодательства.
При этом осуществление в таких случаях выбора земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации для целей предоставления земельного участка под строительство, само по себе не может служить препятствием заключению по его результатам договора аренды земельного участка для ведения коллективного садоводства, поскольку процедура, предусмотренная ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в основном соблюдена.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, установив на основании исследования и оценки в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленных в материалы дела доказательств, что СНТ "Рассвет" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.06.2009 на основе добровольного объединения граждан с целью решения задач по ведению садоводства и огородничества, создано в ином порядке, чем предусмотрено п.1,2 ст. 13, п. 3 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях, за предоставлением земельного участка обратилось после объединения граждан в товарищество, исходя из их пожеланий и потребностей в выделении конкретного земельного участка, обоснованно исходил из того, что порядок обращения граждан с заявлениями о выделении земельных участков для садоводства до момента их организации в садовые объединения не распространяется на порядок выделения земельного участка дачному некоммерческому объединению, иного ни из положений Земельного кодекса Российской Федерации и норм Закона о садоводческих объединениях не следует, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении иска о признании договора аренды земельного участка от 25.04.2011 N 28/12 между Администрацией и СНТ "Рассвет" недействительным, как заключенного не в соответствии с порядком, регламентированным Законом о садоводческих объединениях.
С учетом изложенного, ссылки суда апелляционной инстанции на отсутствие доказательств наличия фонда перераспределения земель, доказательств определения варианта предоставления земельных участков с учетом схемы зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, сведений об учете учредивших СНТ "Рассвет" граждан, а также иных граждан, изъявивших желание на получение земельных участков, в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков Администрацией, а также на решение вопроса о предоставлении спорного земельного участка Администрацией по заявлению ненадлежащего лица, не могут быть приняты в качестве оснований для признания оспариваемой сделки недействительной, поскольку основаны на нормах права, не подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Что касается довода суда апелляционной инстанции об отсутствии в заявлении СНТ "Рассвет" сведений, обосновывающих размер испрашиваемого земельного участка исходя из списочного количества нуждающихся в таких земельных участках граждан, то он также не может быть принят во внимание с учетом того, что нормы предоставления земельных участков, в том числе предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации; на нарушение норм предоставления, установленных нормативными актами в соответствии со ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, как на основание недействительности спорной сделки истец не ссылался, обстоятельств, свидетельствующих о том, что площадь земельного участка по спорному договору не соответствует каким-либо конкретным предельным максимальным или минимальным размерам, в обоснование иска не приводил и доказательств в подтверждение таких обстоятельств не представлял, в связи с чем у судов отсутствовали основания для исследования и оценки таких обстоятельств при рассмотрении иска по заявленным основаниям.
Вместе с тем, довод заявителя кассационной жалобы о принятии судебных актов о правах членов СНТ "Рассвет", не привлеченных к участию в деле, отклонятся судом кассационной инстанции в связи с недоказанностью наличия у них каких-либо прав на спорный земельный участок или на образованные из него земельные участки, иных прав, в том числе из спорного договора аренды. Фактическое владение членами СНТ "Рассвет" указанным имуществом о наличии прав на него не свидетельствует.
В связи с изложенным у арбитражного апелляционного суда отсутствовали установленные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения требований о признании недействительным договора аренды земельного участка от 25.04.2011 N 28/12 по приведенным в иске основаниям.
Поскольку обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции принято с неправильным применением норм материального права (ст. 13, 14 Закона о садоводческих объединениях, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации), кассационная жалоба СНТ "Рассвет" в соответствующей части подлежит удовлетворению, а постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 - отмене на основании ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду кассационной инстанции предоставлено право по результатам рассмотрения кассационной жалобы оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Судом кассационной инстанции не усматривается несоответствия выводов суда первой инстанции материалам дела, а также нарушений норм материального или процессуального права, в связи с чем решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2014 подлежит оставлению в силе.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы СНТ "Рассвет" по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы в сумме 2000 руб. относятся на Администрацию.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 по делу N А47-10068/2013 Арбитражного суда Оренбургской области отменить.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2014 по делу N А47-10068/2013 оставить в силе.
Взыскать с администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области в пользу садоводческого некоммерческого товарищества "Рассвет" судебных расходов по кассационной жалобе в сумме 2000 (две тысячи) руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Что касается довода суда апелляционной инстанции об отсутствии в заявлении СНТ "Рассвет" сведений, обосновывающих размер испрашиваемого земельного участка исходя из списочного количества нуждающихся в таких земельных участках граждан, то он также не может быть принят во внимание с учетом того, что нормы предоставления земельных участков, в том числе предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации; на нарушение норм предоставления, установленных нормативными актами в соответствии со ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, как на основание недействительности спорной сделки истец не ссылался, обстоятельств, свидетельствующих о том, что площадь земельного участка по спорному договору не соответствует каким-либо конкретным предельным максимальным или минимальным размерам, в обоснование иска не приводил и доказательств в подтверждение таких обстоятельств не представлял, в связи с чем у судов отсутствовали основания для исследования и оценки таких обстоятельств при рассмотрении иска по заявленным основаниям.
...
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 по делу N А47-10068/2013 Арбитражного суда Оренбургской области отменить."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 сентября 2014 г. N Ф09-5235/14 по делу N А47-10068/2013
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 367-ПЭК15
28.05.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1191/15
24.09.2014 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5235/14
24.09.2014 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5235/14
26.05.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2602/2014
24.01.2014 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-10068/13