Екатеринбург |
|
26 сентября 2014 г. |
Дело N А60-41747/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Анненковой Г. В., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Акционерного коммерческого банка "Банк развития технологий и сбережения" (закрытое акционерное общество) (далее - банк) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.01.2014 по делу N А60-41747/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 22 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) Венедиктова А.В. (доверенность от 27.12.2013 N 08/2013);
Банк обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 22 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения инспекции от 22.07.2013 N19.
Решением суда Свердловской области от 27.01.2014 (судья Гнездилова Н.В.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 (судьи Савельева Н.М., Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Банк указывает, что не имел подтверждения обоснованности и правомерности запроса инспекции, в связи с чем направил в налоговый орган письмо с просьбой разъяснить, в отношении какой именно организации проводятся указанные в мотивировочной части мероприятия налогового контроля. Заявитель кассационной жалобы также ссылается на то, что не отказывал в предоставлении инспекции запрашиваемой информации, вины банка в совершении вменяемого налогового правонарушения не было.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, 22.04.2013 инспекцией на основании п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) электронно по телекоммуникационным каналам связи без ЭЦП в адрес банка направлен запрос N 16882 N файла ZNO13678783_661220130422_004606.txt о представлении выписки по операциям на счетах организации общества с ограниченной ответственностью "Мабл" N 40702810500000900097, 40702810700001000097, 40702810600001100097, 40702810500001200097.
Указанный запрос получен банком 22.04.2013, протокол приема файла N 124149 от 22.04.2013 имя файла РВ l_ZNO 13678783_661220130422_004606.TXT.
Поскольку запрошенные документы банком в установленный срок (до 25.04.2013) представлены не были, налоговым органом составлен акт N 19 от 19.06.2013, на основании которого 22.07.2013 вынесено решение N19 о привлечении банка к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 руб. на основании ст. 135.1 Кодекса.
Воспользовавшись правом на судебную защиту, банк обратился в арбитражный суд.
В соответствии с п. 2 ст. 86 Кодекса банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных названным пунктом.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Аналогичная обязанность кредитной организации предусмотрена в ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", согласно которой справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
В соответствии с п. 3 ст. 86 Кодекса форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно п. 4 ст. 31 Кодекса формы и форматы предусмотренных Кодексом документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок представления таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен Кодексом.
Статьей 135.1 Кодекса установлена ответственность за непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения.
Состав правонарушения, предусмотренного ст. 135.1 Кодекса, является оконченным по истечении срока, указанного в п. 2 ст. 86 Кодекса.
Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Банком России.
Форматы представления банками в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с п. 1.2 Положения N 365-П "Положение о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде" (утв. Банком России 29.12.2010 N 365-П) (ред. от 27.09.2011) (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 27.01.2011 N19602) поручения и решения налогового органа, а также сведения об остатках получают и направляют, соответственно, в электронном виде через Банк России те банки (филиалы банков), которые заключили с Банком России (в лице его территориального учреждения) соответствующее соглашение согласно Положению N 365-П.
Согласно п. 1.5 указанного Положения правила взаимодействия МИФНС России по ЦОД и уполномоченного подразделения Банка России определяются двусторонним регламентом, в который включаются порядок доведения Банком России до сведения МИФНС России по ЦОД и банков (филиалов банков) форматов сообщений (пакетов сообщений).
В соответствии с Регламентом взаимодействия налоговых органов, организаций Банка России и банков при направлении в банк, учреждение Банка России электронных документов (ВЕРСИЯ 1.1_25.10.2011) налоговый орган, сформировавший электронный документ, направляет его в МИФНС России по ЦОД в случае соответствия статуса банка (филиала банка) условиям, указанным в полученном уведомлении ТУ Банка России, и в уведомлении банка (филиала банка). МИФНС России по ЦОД преобразовывает электронный документ, сформированный налоговым органом, в зашифрованный файл.
Электронный документ формируется в налоговых инспекциях на рабочих станциях, в программном комплексе ЭОД, автоматически путем введения данных организации (ИНН) в отношении которой необходимо направить запрос в банк и выбора наименования основания из предложенных, режим "добавить" в основания наименования организации не предусмотрен.
Данные в электронном виде представляются в виде текстовых файлов в кодировке DOS (866 кодовая страница).
Электронный шаблон разработан Федеральной налоговой службой России совместно с Центральным банком Российской Федерации на основании части первой Кодекса и Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", Положением Банка России от 29.12.2010 N 365-П и является единым на всей территории Российской Федерации.
Судами установлено, что банк, подписывая Соглашение с Банком России о получении запросов в электронном виде, соответственно, принял условия, на которых работает Банк России с налоговыми органами, и не вправе ставить под сомнения электронный формат, установленный между Банком России и Федеральной налоговой службой России.
Суды также установили, что банком от инспекции был получен запрос в электронном формате, установленном между Банком России и Федеральной налоговой службой России.
При этом судами отмечено, что в наименовании "Основание запроса" не предусмотрено указание налогоплательщика, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля, организация указывается лишь далее по форме в графе НаимНП (Наименование организации).
В мотивировочной части запроса от 15.03.2013, направленного в банк, указано: "Основания запроса" - В соответствии с п. 2, 4 ст. 86 Кодекса в связи с проведением у налогоплательщика мероприятий налогового контроля: выездной (повторной выездной) налоговой проверки, камеральной налоговой проверки", что соответствует Приказу Федеральной налоговой службой Российской Федерации от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@.
К установленным обстоятельствам нормы права применены судами правильно, в удовлетворении требований отказано обоснованно. Изложенные в кассационной жалобе доводы о неправильном применении судами норм права в ходе рассмотрения жалобы не подтвердились.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.01.2014 по делу N А60-41747/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Акционерного коммерческого банка "Банк развития технологий и сбережения" (закрытое акционерное общество) - без удовлетворения.
Возвратить Акционерному коммерческому банку "Банк развития технологий и сбережения" (закрытое акционерное общество)из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 27.06.2014 N 190.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Кравцова |
Судьи |
Г.В.Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.