Екатеринбург |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А50-23180/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Смирнова А.Ю., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Перми (далее - Департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 17.03.2014 по делу N А50-23180/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - общество "МРСК Урала") к муниципальному предприятию "Пермводоканал" (далее - предприятие "Пермводоканал"), Департаменту, при участии в деле в качестве третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Росреестр), о признании права собственности и права хозяйственного ведения отсутствующими.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "МРСК Урала" - Шиляева М.В. (доверенность от 24.12.2013 N 59 АА 1237740).
Общество "МРСК Урала" обратилось в арбитражный суд с иском к предприятию "Пермводоканал", Департаменту о признании отсутствующим права собственности муниципального образования "город Пермь" и права хозяйственного ведения предприятия "Пермводоканал" на следующие трансформаторные подстанции:
- N 4357, расположенную по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 51, входящую в электросетевой комплекс "Подстанция 110/6 кВ "Северная" с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами";
- N 2060, расположенную по адресу: г. Пермь, ул. Целинная, 25, входящую в электросетевой комплекс "Подстанция 110/35/6 кВ "Балмошная" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами";
- N 1537, расположенную по адресу: г. Пермь, ул. Закамская, 22; N 1592, расположенную по адресу: г. Пермь, ул. Рыбалко, 89; N 1708, расположенную по адресу: г. Пермь, ул. Автозаводская, 26, входящие в электросетевой комплекс "Подстанция 110/35/6 кВ "ЭПВРЗ" с линиями электропередачи";
- N 1519, расположенную по адресу: г. Пермь, ул. Автозаводская, 3; N 1668, расположенную по адресу: г. Пермь, ул. Автозаводская, 25, входящие в электросетевой комплекс "Подстанция 110/35/6 кВ "Химград" с линиями электропередачи".
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 28.11.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Росреестр.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.03.2014 (судья Богаткина Н.Ю.) иск удовлетворен.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 (судьи Голубцова Ю.А., Виноградова Л.Ф., Гладких Е.О.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит указанные судебные акты отменить. Ответчик полагает, что право муниципальной собственности на спорные объекты у него возникло на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1). Заявитель жалобы полагает, что в соответствии с приложением N 3 к указанному постановлению и разъяснениями, данными в п. 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", спорное имущество относится к объектам инженерной инфраструктуры городов и подлежало передаче в муниципальную собственность. По мнению Департамента, право собственности истца на спорное имущество зарегистрировано на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Пермской области от 13.08.2001 N 556-р, которым распоряжение от 19.06.2001 N 378-р дополнено Приложением N 15 и которое не было включено в первоначальный план приватизации и не принадлежало истцу с 14.12.1992, однако у истца отсутствовали основания для внесения изменений в перечень приватизированного имущества в 2001 году в силу п. 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 (далее - Положение). Поскольку на момент вступления в силу Постановления N 3020-1 акционерного общества открытого типа "Пермэнерго" (далее - АООТ "Пермэнерго") не существовало, по мнению заявителя, спорные объекты не могли принадлежать ему, доказательства включения данного имущества в реестр федеральной собственности и передачи его государственному предприятию в материалах дела отсутствуют. Заявитель также сослался в жалобе на отсутствие надлежащей оценки судами факта внесения в 2001 году в план приватизации спорного оборудования.
В отзыве на кассационную жалобу общество "МРСК Урала" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
От Росреестра поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя с учетом позиции, изложенной в отзыве на иск.
Проверив законность судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании постановления администрации Свердловского района города Перми от 21.12.1992 N 394 зарегистрировано АООТ "Пермэнерго", как созданное путем акционирования государственного производственного объединения энергетики и электрификации "Пермэнерго".
В дальнейшем АООТ "Пермэнерго" было преобразовано в открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Пермэнерго", свидетельство N 1911.
Согласно протоколу N 26 внеочередного общего собрания акционеров открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Пермэнерго" (далее - ОАО "Пермэнерго") принято решение о реорганизации общества в форме присоединения к обществу "МРСК Урала".
На основании договора о присоединении ОАО "Курганэнерго", ОАО "Пермэнерго", ОАО "Свердловэнерго", ОАО "Челябэнерго" к обществу "МРСК Урала" от 04.12.2007, передаточного акта к договору о присоединении от 22.01.2008 15.07.2008 произведена государственная регистрации права собственности истца (правопреемника ОАО "Пермэнерго") на следующее имущество:
- электросетевой комплекс "Подстанция 110/35/6 кВ "Химград" с линиями электропередачи" по состоянию на 20.01.2008, адрес объекта: г. Пермь, ул. Гальперина, 10а, о чем выдано свидетельство 59 БА 0875615;
- электросетевой комплекс "Подстанция 110/35/6 кВ "ЭПВРЗ" с линиями электропередачи, назначение нежилое, инв. N 6985, адрес объекта: Пермский край, г. Пермь, Кировский район, подстанция "ЭПВРЗ", о чем выдано свидетельство 59 БА 0875374;
- электросетевой комплекс "Подстанция 110/35/6 кВ "Балмошная" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, распределительными пунктами в составе по состоянию на 16.07.2002, адрес объекта: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, о чем выдано свидетельство 59 БА 0962778;
- электросетевой комплекс "Подстанция 110/6 кВ "Северная" с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами по состоянию на 12.12.2007, адрес объекта: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, Орджоникидзевский, о чем выдано свидетельство 59 БА 0664105.
Ссылаясь на то, что на принадлежащие истцу на праве собственности объекты 16.10.2012, 17.10.2012 зарегистрировано право собственности муниципального образования "город Пермь" и право хозяйственного ведения предприятия "Пермводоканал", истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (абз. 4, п. 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что на одни и те же объекты электросетевого хозяйства одновременно зарегистрировано право собственности общества "МРСК Урала" и муниципального образования "город Пермь", а также право хозяйственного ведения предприятия "Пермводоканал".
Статей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав названы договоры и иные сделки, предусмотренные законом либо не предусмотренные законом, но не противоречащие ему, а также акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав.
Как установлено судами, основанием государственной регистрации права государственной собственности муниципального образования на указанное имущество явилось Постановление N 3020-1. Распоряжениями "О включении имущества в состав муниципальной казны и его закреплении на праве хозяйственного ведения за предприятием "Пермводоканал" от 05.06.2012 N СЭД-19-10-688, от 25.05.2012 N СЭД-19-10-625 указанное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за предприятием "Пермводоканал".
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
На основании пункта 1 приложения N 3 к постановлению N 3020-1 к объектам муниципальной собственности, в частности, относятся объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).
Пунктом 5 указанного постановления предусмотрено, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 названного постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем судами также установлено, что спорные объекты - трансформаторные подстанции N 4357, входящая в электросетевой комплекс "Подстанция 110/6 кВ "Северная" с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами"; N 2060, входящая в электросетевой комплекс "Подстанция 110/35/6 кВ "Балмошная" с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами"; N 1537, N 1592, входящие в электросетевой комплекс "Подстанция 110/35/6 кВ "ЭПВРЗ" с линиями электропередачи"; N 1519, N 1668, входящие в электросетевой комплекс "Подстанция 110/35/6 кВ "Химград" значатся в приложении к Плану приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Пермэнерго" в перечне объектов недвижимости, находящихся в собственности акционерного общества "Пермэнерго" и учтенных при расчете его уставного капитала по состоянию на 01.07.1992, детализированном и подтвержденном распоряжениями Комитета по управлению государственным имуществом от 19.06.2001 N 378-р (в редакции распоряжения от 13.08.2001 N 556-р). С учетом указанных в приложении индивидуализирующих характеристик объектов, суды пришли к выводу о возможности их идентифицировать.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Акционерное общество, созданное в процессе преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт (абз. 5 п. 11 Постановления N 10/22).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества.
Согласно п. 6 раздела I Положения утвержденный комитетом план приватизации предприятия (подразделения) является решением о его преобразовании в акционерное общество открытого типа.
С момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия (абз. 1 п. 10 Положения). Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки (абз. 2 п. 10 Положения).
Исходя из положений вышеуказанных норм, суды пришли к обоснованному выводу о возникновении права собственности АООТ "Пермэнерго" на спорное имущество, включенное в утвержденный План приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Пермэнерго" и переданное в уставный капитал созданного в процессе преобразования акционерного общества.
Поскольку спорные объекты входили в состав имущества предприятия, в последующем преобразованного в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, суды правильно отклонили доводы ответчика о возникновении права муниципальной собственности на спорные объекты в порядке разграничения государственной собственности, установленном Постановлением N 3020-1.
В силу абз. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 178-ФЗ в случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации федерального имущества также утверждается перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
На основании ч. 1, 2 ст. 30 Закона N 178-ФЗ при приватизации унитарного предприятия в составе имущественного комплекса данного предприятия не могут быть приватизированы объекты инфраструктуры жилого фонда и объекты энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения. Названные объекты коммунально-бытового назначения, не включаемые в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.10.1994 N 2027 "О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" при приватизации государственных предприятий передача отдельных объектов федеральной собственности, не включаемых в состав приватизируемого имущества, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", действовавшего в тот момент и регламентировавшего названный порядок вплоть до 14.07.2006, установлено, что утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Поскольку с учетом положений информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 111 части 1, 2 статьи 30 Закона N 178-ФЗ не регулируют вопросы приватизации названных объектов в случае, когда они, являясь основными производственными фондами специализированного унитарного предприятия, составляют основную часть имущественного комплекса данного предприятия, исходя из специфики акционированного государственного производственного объединения энергетики и электрификации "Пермэнерго" и того, что спорные объекты относились к его основным производственным средствам, обеспечивающим основной вид деятельности предприятия - передачу электрической энергии, суды пришли к правомерному выводу о том, что право муниципальной собственности на спорное имущество не могло возникнуть и в силу вышеуказанных норм.
При этом, суды приняли во внимание и отсутствие в материалах дела доказательств передачи спорных объектов в собственность муниципального образования, как имущества, не подлежащего приватизации.
При таких обстоятельствах суды, установив, что право муниципальной собственности на спорное имущество не возникло, обоснованно указали на отсутствие у муниципального образования "город Пермь" и правомочий на передачу этого имущества в хозяйственное ведение предприятия "Пермводоканал".
Также на основании материалов дела судами установлено, что спорное имущество находится во владении истца, числится на его балансе и эксплуатируется; в процессе всех последующих реорганизаций спорные объекты передавались последующим правопреемникам; право собственности истца на указанные объекты зарегистрировано 12.07.2002.
Учитывая, что государственная регистрация права собственности муниципального образования "город Пермь" и права хозяйственного ведения предприятия "Пермводоканал" на здание трансформаторных подстанций нарушает право истца как собственника указанного имущества и его право не может быть защищено иным способом, исковые требования о признании отсутствующим права собственности муниципального образования и права хозяйственного ведения предприятия "Пермводоканал" направлены на восстановление нарушенного права истца, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы о возникновении права муниципальной собственности на спорные объекты в силу прямого указания закона и неправильном применении судами положений Постановления N 3020-1, основаны на неправильном толковании указанных норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Ссылки заявителя на отсутствие спорных объектов в первоначальном плане приватизации и несогласие, в связи с этим, с выводом суда о возникновении права собственности истца на спорное имущество в порядке приватизации предприятия также не могут быть приняты кассационной инстанцией, поскольку сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 17.03.2014 по делу N А50-23180/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку с учетом положений информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 111 части 1, 2 статьи 30 Закона N 178-ФЗ не регулируют вопросы приватизации названных объектов в случае, когда они, являясь основными производственными фондами специализированного унитарного предприятия, составляют основную часть имущественного комплекса данного предприятия, исходя из специфики акционированного государственного производственного объединения энергетики и электрификации "Пермэнерго" и того, что спорные объекты относились к его основным производственным средствам, обеспечивающим основной вид деятельности предприятия - передачу электрической энергии, суды пришли к правомерному выводу о том, что право муниципальной собственности на спорное имущество не могло возникнуть и в силу вышеуказанных норм.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы о возникновении права муниципальной собственности на спорные объекты в силу прямого указания закона и неправильном применении судами положений Постановления N 3020-1, основаны на неправильном толковании указанных норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2014 г. N Ф09-5178/14 по делу N А50-23180/2013