Екатеринбург |
|
07 октября 2014 г. |
Дело N А76-11993/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Сухановой Н.Н., Ященок Т.П.,
с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.03.2014 по делу N А76-11993/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 по тому же делу.
В судебном заседании суда участвует представитель Министерства - Майер Ю.А. (доверенность от 19.05.2014).
Закрытое акционерное общество "Уральская промышленная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству о признании недействительным распоряжения от 06.03.2013 N 308-Р об отзыве лицензии ЧЕЛ 80029 ТЭ на право пользования участком недр.
Решением суда первой инстанции от 25.03.2014 (судья Мрез И.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 (судьи Арямов А.А., Баканов В.В., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что Министерство, принимая оспариваемое распоряжение, исходили из того, что обществом нарушены существенные условия лицензионного соглашения (в установленный срок геологоразведочные работы не выполнены). По мнению Министерства, непредставление отчетности является отсутствием подтверждения рационального использования недр и, по сути, сокрытием от собственника состояния принадлежности имущества (недр).
Кроме того, заявитель кассационной жалобы полагает, что фактическое устранение нарушения обществом 11.04.2013 уже после принятия оспариваемого распоряжения не может послужить основанием для признания такого распоряжения недействительным.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 23.04.2007 Министерством обществу выдана лицензия серии ЧЕЛ N 80029 вид ТЭ на право пользования недрами для добычи строительного камня на Петровском месторождении диабазов, расположенном в 2,5 км на восток-юго-восток от с. Петровское Нагайбакского муниципального района Челябинской области. Срок окончания действия названной лицензии - до 31.12.2032
Лицензионным соглашением об условиях пользования недрами для добычи строительного камня на Петровском месторождении диабазов, являющимся приложением к указанной лицензии, установлено, что ежегодная информация о выполнении условий соглашения представляется недропользователем в Министерство в срок до 15 декабря отчетного года (п. 8.1), государственная статистическая отчетность, установленная соответствующими органами управления представляется недропользователем по адресам и в сроки, указанные на отчетных формах (п. п. 8.2), копии указанных отчетов в те же сроки представляются в Министерство (п. 8.3). В силу п. 10.3 лицензионного соглашения нарушение п. 8 соглашения отнесено к существенным условиям, нарушение которых может привести к приостановке или прекращению права пользования недрами.
На заседании экспертного совета при Министерстве 29.03.2012 установлен факт нарушения обществом п. 8 лицензионного соглашения ввиду непредставления в установленном порядке государственной статистической отчетности за 2011 и 2012 годы (форма N 5-гр - по сроку представления 5 февраля; форма N 7-тп - по сроку представления 25 января; форма N 71-тп - по сроку представления 25 января; форма N 2-ЛС - по сроку представления 20 января).
В адрес общества направлено уведомление от 06.04.2012 N 63 о выявленном нарушении лицензионных требований, содержащее указание на необходимость устранения этого нарушения, а также предупреждение о том, что в случае неустранения нарушения право пользования недрами может быть приостановлено или досрочно прекращено. Уведомление направлялось Министерством по юридическому адресу общества, получено адресатом 17.04.2012.
Неустранение обществом названного нарушения послужило основанием для вынесения Министерством 17.08.2013 распоряжения N 1264-Р о приостановлении на три календарных месяца права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, по лицензии ЧЕЛ 80029ТЭ. Копия распоряжения направлялась Министерством по юридическому адресу общества, вручена адресату 27.08.2012.
По состоянию на 17.12.2012 Министерством установлен факт нарушения обществом п. 8.1 лицензионного соглашения ввиду непредставления в Министерство в срок до 15.12.2012 ежегодной информации о выполнении условий лицензионного соглашения. В связи с этим в адрес общества направлено уведомление от 23.01.2013 N 108, содержащее требование о необходимости устранения нарушения в течение трех месяцев со дня получения этого уведомления.
Министерством 06.03.2013 на основании рекомендаций экспертного совета по лицензированию пользования участками недр местного значения, расположенных на территории Челябинской области (протокол от 31.01.2013) вынесено распоряжение N 305-Р о досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, по лицензии ЧЕЛ 80029 ТЭ, поскольку обществом в установленный срок не устранены нарушения, выразившиеся в непредставлении в установленном порядке государственной статистической отчетности.
Общество 11.04.2013 представило в Министерство копии государственной статистической отчетности и просило восстановить действие лицензии ЧЕЛ 80029 ТЭ.
Министерство письмом от 10.07.2013 сообщило обществу о то, что решение о досрочном прекращении права пользования недрами принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для его отмены и восстановления права пользования недрами по лицензии отсутствуют.
Полагая, что названное распоряжение Министерства нарушает законные права и интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды установили факты нарушения обществом требований лицензионного соглашения, являющегося основанием для досрочного прекращения права пользования недрами, а также надлежащего исполнения Министерством возложенной на него обязанности по направлению уведомлений и распоряжений в адрес заявителя. Однако, суды, сделав вывод о недоказанности существенного характера допущенного обществом нарушения и с учетом фактического его устранения, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) на недропользователя возложена обязанность обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
В соответствии с п. 2, 8 ч. 2, ч. 3 ст. 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, а также в случае непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах. При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке.
На основании ч. 4 ст. 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных п. 2, 3, 5 ч. 2 ст. 20 названного закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
При досрочном прекращении права пользования недрами по основанию, указанному в п. 8 ч. 2 ст. 20 Закона о недрах подобное условие не предусмотрено.
Судами установлены и материалами дела подтверждены факт нарушения обществом условий п. п. 8.2, 8.3 лицензионного соглашения ввиду непредставления в установленные сроки государственной статистической отчетности, а также факт не устранения обществом этого нарушения после вынесения Министерством уведомления от 06.04.2012 N 63 и распоряжения от 17.08.2013 N 1264-Р о приостановлении на три календарных месяца права пользования участком недр.
Однако судами указано, что буквальное содержание ч. 2 ст. 20 Закона о недрах и п. 10.3 лицензионного соглашения позволяет сделать вывод о том, что подобное нарушение условий лицензионного соглашения образует лишь возможность приостановления или прекращения права пользования недрами. Вопрос о применении подобных мер реагирования должен разрешаться уполномоченным органом в каждом конкретном случае исходя из характера нарушения и возможных последствий его совершения, с учетом необходимости обеспечения баланса частного и публичного интересов. Прекращение права пользования недрами представляет собой государственную меру принудительного характера, которая должна отвечать требованиям справедливости и соразмерности последствиям нарушенного обязательства.
Судами установлено, что в оспариваемом распоряжении Министерства отсутствует обоснование необходимости досрочного прекращения права общества на пользование недрами в соответствии с лицензией ЧЕЛ 80029 ТЭ в связи с допущенным нарушением.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание недоказанность получения обществом уведомления об устранении нарушения и распоряжения о приостановлении права пользования участком недр (результатами судебной экспертизы подтверждено получение уведомления неустановленным лицом), отсутствие у общества реальной возможности своевременно устранить допущенное нарушение, фактическое устранение обществом нарушения 11.04.2013, суды сделали обоснованный вывод об отсутствии достаточных оснований для применения к обществу такой меры, как досрочное прекращение права пользования недрами.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы, указанные в кассационной жалобе Министерства, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного конкретного дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.03.2014 по делу N А76-11993/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.