Екатеринбург |
|
07 октября 2014 г. |
Дело N А50-26350/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.
судей Столярова А.А., Смирнова А.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Атымтаевой А.А., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - общество "МРСК Урала) на решение Арбитражного Суда Пермского края от 01.04.2014 по делу N А50-26350/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Пермского края прибыли представители:
общества "МРСК Урала" - Рожкова С.А. (доверенность от 24.12.2013);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - управление Росреестра) - Горкунова Л.М. (доверенность от 16.12.2013 N 101);
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - управление Росимущества) - Баев А.Н. (доверенность от 09.01.2014 N 05).
Ходатайство Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, изложенное в отзыве на кассационную жалобу, судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "МРСК Урала" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Росреестра о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка N 49/445-юр, а также об обязании провести государственную регистрацию.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство, управление Росимущества.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.04.2014 (судья Батракова Ю.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 (судьи Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А., Гладких Е.О.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "МРСК Урала" просит решение суда первой инстанции постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 7, 8, 9, 69, 83, 92, 93 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 9, 10, 11, 11.2, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, абз. 10 п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 17, ст. 18, п. 1 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее-Закон о государственной регистрации прав N 122-ФЗ). Заявитель, ссылаясь на приказ Министерства, полагает, что поскольку спорный земельный участок является частью земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, право собственности Российской Федерации на спорный лесной участок сохраняется. Общество "МРСК Урала" указывает на наличие у Министерства полномочий на принятие решения об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство поддерживает доводы общества "МРСК Урала", просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе принятые судебные акты.
Как установлено судами, приказом Министерства от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518 "Об образовании земельных (лесных) участков путем раздела земельных (лесных) участков из земель лесного фонда с кадастровыми номерами 59:39:0000000:1, 59:39:0000000:3, 59:34:0000000:3, 59:34:0000000:130" земельный (лесной) участок с кадастровым номером 59:39:0000000:3 площадью 1 729 890 000 кв. м, находящийся в собственности Российской Федерации, разделен на земельный участок с кадастровым номером 59:39:00000000:1801 площадью 1 920 кв. м и земельный участок 59:39:2740701:26 площадью 7 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 59:39:00000000:1801 площадью 1 920 кв. м поставлен на кадастровый учет 23.01.2012, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Между Министерством (арендодатель) и обществом "МРСК Урала" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 08.04.2012 N 49/445-юр, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок с кадастровым номером 59:39:00000000:1801 площадью 1 920 кв. м, находящийся в государственной (федеральной) собственности на период с 14.03.2012 по 13.03.2061 (п. 1, 24 названного договора).
Согласно п. 4 договора лесной участок передается для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов для эксплуатации сооружения ЛЭП ВЛ-110 кВ Ныроб - В. Колва.
Земельный (лесной) участок по акту приема-передачи лесного участка в аренду от 14.03.2012 передан арендатору.
Общество "МРСК Урала" обратилось к Управлению Росреестра с заявлением от 28.05.2013 о государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Согласно расписке от 28.05.2013 на государственную регистрацию обществом "МРСК Урала" представлено заявление о государственной регистрации прав, договор аренды лесного участка от 08.04.2013N 49/445-юр, кадастровый паспорт земельного участка от 23.01.2012, приказ Министерства лесного хозяйства о передаче в аренду лесного участка от 14.03.2012, приказ Министерства об образовании земельных (лесных) участков путем раздела земельных участок из земель лесного фонда от 22.04.2013.
11.06.2013 Управление Росреестра уведомило заявителя о приостановлении государственной регистрации договора аренды лесного участка от 08.04.2013 со ссылкой на принятие решения об образовании земельного участка неуполномоченным органом, а также на отсутствие информации о зарегистрированных правах на спорный земельный (лесной) участок.
Сообщением от 07.10.2013 N 15/021/2013-491 Управление Росреестра отказало заявителю в государственной регистрации договора аренды в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации договора.
Полагая, что отказ Управления Росреестра, является незаконным, общество "МРСК Урала" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 17 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
На основании п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст.17 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В силу п. 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Процесс образования земельных участков предполагает совершение действий по государственной регистрации прав на указанные участки (п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 22.2 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ).
На основании п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом о государственной регистрации прав N 122-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 22.2 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Как установлено судами, на государственную регистрацию обществом "МРСК Урала" представлен, в том числе, приказ Министерства от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518 "Об образовании земельных (лесных) участков путем раздела земельных (лесных) участков из земель лесного фонда с кадастровыми номерами 59:39:0000000:1, 59:39:0000000:3, 59:34:0000000:3, 59:34:0000000:130".
Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу п. 1 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Частью 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субъектам Российской Федерации переданы полномочия по ведению государственного лесного реестра; осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного надзора; организации использования лесов и их охраны; разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда и т.п.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
Из системного толкования указанных норм права следует, что перечень передаваемых субъектам Российской Федерации полномочий устанавливается федеральными законами и расширительному толкованию не подлежит.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что субъектам Российской Федерации переданы лишь те полномочия по управлению и распоряжению земельными участками из состава земель лесного фонда, которые прямо поименованы в норме ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку полномочия по принятию решения об образовании земельных (лесных) участков в составе земель лесного фонда прямо не включены в число законодательно переданных субъектам Российской Федерации, образование земельного участка из состава земель лесного фонда должен осуществлять уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Территориальное управление Росимущества в Пермском крае не согласовывало местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 59:39:00000000:1801, в результате чего спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет без соответствующего согласования уполномоченного органа.
В силу ст. 16 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Полномочия на обращение с заявлением о государственной регистрации прав (их возникновение, прекращение) принадлежат правообладателю имущества, которым в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации является Российская Федерация.
От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации.
Функцию управления федеральным имуществом от имени его собственника согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", приказу Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 выполняет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляющее свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На основании п. 10 ст. 3 Федерального закона о 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 данного закона (участки, право государственной собственности на которые не разграничено), осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если другим федеральным законом не предусмотрено иное.
Без регистрации права государственной собственности возможно распоряжение только земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку земельные (лесные) участки в составе земель лесного фонда находятся в собственности Российской Федерации в силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации и не находятся в неразграниченной государственной собственности, распоряжение такими участками возможно только после регистрации права государственной собственности на них.
С учетом изложенного отказ регистрирующего органа в совершении регистрационных действий не противоречит действующему законодательству и является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Довод заявителя о том, что поскольку спорный земельный участок является частью земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, право собственности Российской Федерации на спорный лесной участок сохраняется, подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 01.04.2014 по делу N А50-26350/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полномочия на обращение с заявлением о государственной регистрации прав (их возникновение, прекращение) принадлежат правообладателю имущества, которым в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации является Российская Федерация.
...
Функцию управления федеральным имуществом от имени его собственника согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", приказу Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 выполняет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляющее свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
...
Поскольку земельные (лесные) участки в составе земель лесного фонда находятся в собственности Российской Федерации в силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации и не находятся в неразграниченной государственной собственности, распоряжение такими участками возможно только после регистрации права государственной собственности на них."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 октября 2014 г. N Ф09-6354/14 по делу N А50-26350/2013