Екатеринбург |
|
10 октября 2014 г. |
Дело N А76-23529/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Анненковой Г.В., Гавриленко О.Л.
при ведении протокола помощником судьи Водолеевой М.Ю., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636; далее - министерство финансов) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.04.2014 по делу N А76-23529/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа в Арбитражный суд Челябинской области прибыли представители:
министерства финансов - Белова Е.Ю. (доверенность от 11.01.2013);
Администрации города Челябинска (далее - администрация, истец) - Черникова И.А. (доверенность от 09.01.2014).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Российской Федерации в лице министерства финансов и Челябинской области в лице Правительства Челябинской области о взыскании убытков в сумме 1 257 000 руб., понесенных в связи с предоставлением жилого помещения Гиниятуллину В.С.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Челябинской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство социальных отношений Челябинской области.
Решением суда от 16.04.2014 (судья Скрыль С.М.) исковые требования удовлетворены: с министерства финансов за счет средств казны Российской Федерации в пользу администрации взысканы убытки в сумме 1 257 000 руб.; в иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 (судьи Столяренко Г.М., Забутырина Л.В., Серкова З.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство финансов просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы полагает, что суды неправомерно взыскали с него стоимость предоставленного администрацией Гиниятуллину В.С. жилого помещения, поскольку указанное лицо поставлено на учет в качестве нуждающегося, а не как инвалид с детства, и в таком случае предоставление жилых помещений является полномочием органов местного самоуправления; в рассматриваемом случае судами не установлена совокупность оснований, необходимая для применения деликтной ответственности: в чем выразилась вина и противоправность действий (бездействия) министерства финансов, наличие причинной связи между действиями ответчика и наступившими для истца последствиями; истцом не представлено доказательств наличия у него убытков в размере стоимости квартиры, так как не доказано приобретение квартиры по рыночной стоимости либо ее строительства за счет средств муниципального бюджета.
Администрацией представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором она просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Гиниятуллин В.С., 1993 года рождения, является инвалидом с детства, страдает тяжелой формой хронического психического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, а также в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Гиниятуллина А.Ф. с сыном Гиниятуллиным В.С. с 31.07.2002 состоят на учете в администрации Тракторозаводского района г. Челябинска в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; Гиниятуллин В.С. включен в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет до 01.01.2005 на получение субсидии.
Тракторозаводским районным судом города Челябинска 10.08.2011 по делу N 2-731/11 по заявлению прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска в интересах недееспособного Гиниятуллина В.С. принято решение, в соответствии с которым на администрацию возложена обязанность предоставить Гиниятуллину В.С. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв. м, соответствующей санитарным и техническим требованиям, в черте города Челябинска. Решение вступило в законную силу 10.10.2011.
Во исполнение указанного судебного решения администрацией принято распоряжение от 08.12.2011 N 7590-к о предоставлении жилого помещения Гиниятуллину В.С.
Между главой администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, действующим от имени муниципального образования "Город Челябинск" (наймодатель), и Гиниятуллиным В.С. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения от 08.02.2012 N 414-д, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности (однокомнатная квартира общей площадью 30,3 кв. м, расположенная в г. Челябинске), для проживания в нем. Квартира передана Гиниятуллину В.С. по акту от 08.02.2012.
Согласно отчету об оценке от 13.06.2012 N 192/06.12, выполненному оценщиком Паюсовым Д.В., рыночная стоимость указанной квартиры по состоянию на 09.06.2012 составляла 1 257 000 руб.
Ссылаясь на то, что расходы в размере рыночной стоимости предоставленного жилого помещения являются для администрации убытками и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, администрация обратилась в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из доказанности факта наличия у администрации убытков, обоснованности их расчета, а также из того, что указанные убытки подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, поскольку право инвалидов на получение бесплатного жилья предусмотрено федеральным законодательством.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела, исследованных с соблюдением требований, установленных ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 названного Закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 28.2 Закона о социальной защите инвалидов Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению названных мер социальной поддержки.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (п. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации).
Из разъяснений, изложенных в п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно п. 18 указанного постановления возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом о социальной защите инвалидов обеспечение инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями является вопросом федерального значения.
Поскольку соответствующая мера социальной поддержки предусмотрена федеральным законодательством, то финансирование расходов муниципального образования, понесенных в связи с ее реализацией, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться из федерального бюджета.
Возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или бюджете муниципального образования.
Судами установлено, что Гиниятуллин В.С., являясь инвалидом с детства, страдающий тяжелой формой хронического психического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, с 31.07.2002 состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии с положениями п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке; администрация во исполнение судебного акта предоставило Гиниятуллину В.С. жилое помещение; согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.04.2014 и 08.04.2014, предоставленная Гиниятуллину В.С. квартира выбыла из собственности муниципального образования, приватизирована владельцем и в последующем продана; в соответствии с отчетом об оценке от 13.06.2012 N 192/06.12 рыночная стоимость квартиры по состоянию на 09.06.2012 составляла 1 257 000 руб.
При таких обстоятельствах, суды, установив, что расходы понесены администрацией в результате исполнения судебного акта, обязывающего предоставить инвалиду с детства отдельное благоустроенное жилое помещение; инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 Закона о социальной защите инвалидов; федеральный орган государственной власти расходы администрации по предоставлению жилого помещения Гиниятуллину В.С. не компенсировал, сделали обоснованный вывод о том, что понесенные администрацией убытки подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Оснований для переоценки вывода, сделанного судами, а также имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы министерства финансов, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.04.2014 по делу N А76-23529/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.