Екатеринбург |
|
22 октября 2014 г. |
Дело N А07-78/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Ященок Т. П., Василенко С. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Республиканской организации Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности (далее - профсоюз, организация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.04.2014 по делу N А07-78/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Уфы Республики Башкортостан (далее - управление) представило в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя управления. Ходатайство судом удовлетворено.
Профсоюз обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными:
решения управления от 03.09.2013 N 002 871 13 РК 0008104 о начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за I квартал 2013 г. в общей сумме 163 753 руб., пеней в общей сумме 11 776 руб. 81 коп., привлечении организации к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), в виде наложения штрафа в сумме 31 340 руб. 23 коп.;
решения управления от 10.12.2013 N 002 871 13 РК 00010582 о начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за первое полугодие 2013 г. в общей сумме 192 640 руб. 98 коп., пеней в общей сумме 8 950 руб. 14 коп., о привлечении организации к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в виде наложения штрафа в сумме 38 528 руб. 19 коп.
Оспариваемые решения вынесены управлением по результатам камеральных проверок, которыми установлены факты необоснованного применения в I квартале 2013 г. и I полугодии 2013 г. пониженного тарифа при исчислении страховых взносов в размере, предусмотренном п. 11 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан.
Решением суда от 16.04.2014 (судья Азаматов А.Д.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 (судьи Кузнецов Ю.А., Тимохин О.Б., Иванова Н.А.), решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе профсоюз просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, возражая против выводов судов о том, что деятельность заявителя не связана с деятельностью, предусмотренной Федеральным законом от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", а также не соглашаясь с мнением судов о том, что профсоюз не входит в перечень учреждений социального обслуживания, содержащийся в ст. 17 названного Закона, а профсоюзная организация в своей деятельности основывается на положениях ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", где добровольное общественное объединение граждан, связано общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности создано в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 N ВАС-3196/13 "О признании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" в части приложения N 7 об утверждении формы требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (форма 5-ПФР) об указании на возможность привлечения плательщика страховых взносов к ответственности, определенной ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, не соответствующим ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и не действующим в указанной части", полагает, что привлечение организации к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, необоснованно, поскольку вина заявителя в совершении вмененного правонарушения не установлена.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Частью 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ при начислении страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяется тариф 26 %.
Частью 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что право на применение пониженных тарифов имеют некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи.
В силу ч. 5.1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ указанные в п. 11 ч. 1 настоящей статьи плательщики страховых взносов применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные ч. 3.4 настоящей статьи, при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным частью 3.4 настоящей статьи, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:
1) доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с п. 11 части 1 настоящей статьи, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с п. 11 ч.1 настоящей статьи и определяемых в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации;
3) доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в подпунктах р - ф, я.4 - я.6 п. 8 ч. 1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 5.2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма доходов определяется плательщиками, указанными в п. 11 ч. 1 настоящей статьи, по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом требований ч. 5.1 настоящей статьи.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ) социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В силу ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. При этом к предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.
В перечне учреждений социального обслуживания, закрепленном в ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ, профсоюзные организации не значатся.
В соответствии ст. 2 Федерального закона N 10-ФЗ от 12.01.1996 "О профсоюзных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Оценивая результаты проверок, проведённых управлением, суды учли положения п. 1.1, ст. 1,2 Устава профсоюза, зарегистрированного 17.07.2002 Главным управлением Министерства юстиции по Республики Башкортостан за N 548, которыми предусмотрено, что профсоюз является общественной организацией, добровольно объединяющей членов профсоюза - работников предприятий, учреждений химических отраслей промышленности, студентов отраслевых высших и учащихся средних специальных учебных заведений, а также работников других предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Республики Башкортостан и за ее пределами, изъявивших желание вступить в нее, а также цель создания профсоюза - представительство и защита социально-трудовых и профессиональных прав и интересов членов профсоюза, а в области коллективных прав и интересов, - указанных прав и интересов работников независимо от членства в профсоюзе, организация осуществляет функции представительства и защиты прав граждан Российской Федерации - членов профсоюза и членов первичных профсоюзных организаций в органах государственной власти, местного самоуправления, судах, в общественных объединениях, органов, представляющих работодателей; профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства в области социально-экономических отношений, профсоюз выступает с обоснованными требованиями к работодателям и органам власти, содействует социальной направленности их экономической политики в вопросах труда, занятости и других социально - экономических вопросах, касающихся уровня и качества жизни членов профсоюза, осуществляет организацию о проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей, осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления и с работодателями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений культуры, отдыха, туризма, обслуживания населения, образования и массовой физической культуры и спорта, суды пришли к выводу о правомерности проведённых начислений, указав, что некоммерческая организация должна осуществлять социальное обслуживание неограниченного круга лиц, то есть любого лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, обратившегося к ней за соответствующей помощью, при этом ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не может быть применима при оказании социальных услуг только определенной группе населения, выбранной по признаку принадлежности к отрасли промышленности
При таких обстоятельствах суды, установив, что организация не осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), обоснованно пришли к выводу о том, что в 2013 г. организация не имела права на применение пониженного тарифа при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований профсоюза о признании решений управления от 03.09.2013 N 002 871 13 РК 0008104 и от 10.12.2013 N 002 871 13 РК 00010582 недействительными.
Фактические обстоятельства дела судами обеих инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы профсоюза, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.04.2014 по делу N А07-78/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Республиканской организации Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности - без удовлетворения.
Возвратить Республиканской организации Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., излишне уплаченную по платёжному поручению от 04.08.2014 N 236.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Т.П.Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.