Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 апреля 2011 г. N Ф09-1342/11
Екатеринбург
01 апреля 2011 г. |
N Ф09-1342/11-С1 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Лимонова И.В., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Салаватнефтеоргсинтез" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.11.2010 по делу N А07-15838/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 по указанному делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - управление) от 16.08.2010 N 03-03/185/ГЭР-4 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 01.11.2010 (судья Сафиуллина Р.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 (судьи Арямов А.А., Костин В.Ю., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение порядка производства по административному делу, на то, что общество не было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения административного дела, на отсутствие события и состава вменяемого административного правонарушения в действиях общества, а также на нарушение правил назначения наказания.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 24.06.2010 N 185 управлением в период с 02.08.2010 по 06.08.2010 проведена плановая выездная проверка общества по вопросу соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на рекультивируемом карьере на площадке "Д".
В ходе проверки управлением установлено, что на территории площадки обнаружены отходы третьего класса опасности для окружающей среды - мешок с тридцатью отработанными автомобильными масляными фильтрами (зафиксировано в протоколе осмотра от 02.08.2010 с составлением фототаблицы). При этом общество не обеспечило соблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно - не обеспечило надлежащий контроль за лицами, ответственными за соблюдение данных требований, а также не обеспечило своевременное обучение лиц, которые осуществляют обращение с опасными отходами.
По итогам проверки управлением составлен протокол от 06.08.2010 N 03-03/ГЭР об административном правонарушении и вынесено постановление от 16.08.2010 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса в вид взыскания штрафа в сумме 250 000 руб.
Полагая, что привлечение к административной ответственности является незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
На основании ст. 8.2 Кодекса несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Частью 3 ст. 39 названного Закона установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Из ч. 1 ст. 22 Закона N 52-ФЗ следует, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
Из ч. 1 ст. 19 Закона N 89-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Судами установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности общества образуются опасные отходы. При этом материалами дела подтверждено, что в нарушение названных норм права обществом допущены лица к обращению с отходами I-IV классов опасности, не имеющие профессиональной подготовки, статистический учет образования отходов в обществе не ведется.
Кроме того, суды с учетом положений ст. 2.1 Кодекса правомерно отметили, что вина общества управлением исследована и материалами дела доказана. Суды верно указали на то, что доказательства, подтверждающие принятие обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации при обращении с отходами, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного вывод судов о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения является правильным.
В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На основании ч. 3 ст. 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Исследовав материалы дела, суды существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности не установили.
Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Общество было надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается извещением от 04.08.2010 N 1922. Протокол об административном правонарушении от 06.08.2010 составлен в присутствии представителя общества Кадырова О.Р., действующего на основании доверенности от 16.07.2010 N 028-202Д, выданной ему на право участия и представления интересов общества по делам об административных правонарушениях в связи с проводимой управлением проверки на основании приказа от 24.06.2010 N 185.
Факт надлежащего извещения общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении подтверждается соответствующей отметкой в протоколе и уведомлением, полученным обществом от 09.08.2010.
Следовательно, доводы общества о ненадлежащем уведомлении его о составлении протокола и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении полно и всесторонне исследованы судебными инстанциями и обоснованно отклонены как несоответствующие материалам дела.
В связи с этим суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки их выводов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.11.2010 по делу N А07-15838/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Салаватнефтеоргсинтез" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
И.В. Лимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности общества образуются опасные отходы. При этом материалами дела подтверждено, что в нарушение названных норм права обществом допущены лица к обращению с отходами I-IV классов опасности, не имеющие профессиональной подготовки, статистический учет образования отходов в обществе не ведется.
Кроме того, суды с учетом положений ст. 2.1 Кодекса правомерно отметили, что вина общества управлением исследована и материалами дела доказана. Суды верно указали на то, что доказательства, подтверждающие принятие обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации при обращении с отходами, в материалах дела отсутствуют.
...
В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На основании ч. 3 ст. 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 апреля 2011 г. N Ф09-1342/11 по делу N А07-15838/2010
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1342/11