Екатеринбург |
|
30 января 2007 г. |
Дело N Ф09-153/07-С2 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Наумовой Н. В.,
судей Беликова М. Б., Сухановой Н. Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - управление, налоговый орган) на решение суда первой инстанции от 09.06.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 20.10.2006 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-3476/06.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Новикова Е. Л. (доверенность от 09.01.2007), Атласкина В. Б. (доверенность от 29.01.2007);
открытого акционерного общества "Кемма" (далее - общество, налогоплательщик) - Дмитриенко А. А. (доверенность от 29.01.2007);
общества с ограниченной ответственностью Управленческая компания "Кемма" (третье лицо) - Чиненов К. В. (доверенность от 26.04.2006).
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Лизинг-Контракт" (третье лицо), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании частично недействительным решения управления от 30.12.2005 N 14-05/1-7. Налоговый орган обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с общества 746 893 руб. 44 коп. налоговых санкций. Определением суда от 06.03.2006 дела были объединены в одно производство.
Решением суда первой инстанции от 09.06.2006 (судья Малышев М. Б.) заявления управления и налогоплательщика были удовлетворены частично.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.10.2006 (судьи Бояршинова Е. В., Дмитриева Н. Н., Тремасова-Зинова М. В.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что по многим эпизодам судами не дана оценка фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам повторной выездной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля по вопросам соблюдения обществом налогового законодательства налоговым органом принято решение от 30.12.2005 N 14-05/1-7, которым налогоплательщику доначислены соответствующие суммы налогов, пеней и штрафов.
Считая, что решение не соответствует нормам законодательства о налогах и сборах и нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.
Неисполнение налогоплательщиком требования управления о добровольной уплате штрафа послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.
Основанием для доначисления налога на прибыль за 2002, 2003 гг. и 288 333 руб. 33 коп. НДС явились выводы налогового органа о необоснованном включении обществом в состав расходов вознаграждения управляющей компании, поскольку данные расходы документально не подтверждены и экономически не обоснованны.
Суды удовлетворили заявление в данной части, сославшись на то, что услуги по управлению обществом непосредственно связаны с производственной деятельностью и подтверждены соответствующими документами, наличие "схемы" или умысла, направленного на намеренное уклонение от уплаты налога на прибыль, управлением не доказано.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и закону.
Согласно ст. 247 Кодекса, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В п. 1 ст. 252 Кодекса установлено, что в целях гл. 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, под которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст. 265 Кодекса).
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 Кодекса).
Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на
1. материальные расходы;
2. расходы на оплату труда;
3. суммы начисленной амортизации;
4. прочие расходы.
В соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.
В силу абз. 3 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
В п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Судами установлено, что решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества принято общим собранием акционеров, с управляющей компанией налогоплательщик заключил договор от 01.09.2002 N 73/1-ю по осуществлению управления текущей деятельностью общества. Исполнение договора подтверждено актами сдачи-приемки оказанных услуг, отчетами о проделанной работе управляющей компании, счетами-фактурами, документами об оплате управленческих услуг.
Таким образом, вывод судов о том, что спорные затраты экономически обоснованы, документально подтверждены и относятся к расходам, связанным с производством и реализацией, соответствует материалам дела.
Доводу управления об убыточности деятельности общества в проверяемый период судами обеих инстанций уже была дана надлежащая правовая оценка.
Доначисляя 13 350 руб. налога на прибыль, налоговый орган указал на необоснованность включения налогоплательщиком в состав расходов, понесенных в январе 2002 г., затрат по приобретению работ по изготовлению и установке смотровой площадки обслуживания козлового крана. По мнению управления, произведенные затраты носят капитальный характер, формируют первоначальную стоимость объекта основных средств (амортизируемого имущества) и не подлежат единовременному включению в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Суды не согласились с выводами управления и признали оспариваемое решение недействительным в данной части.
Согласно п. 1 ст. 260 Кодекса расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
В соответствии с п. 2 ст. 257 Кодекса первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям. В целях гл. 25 Кодекса к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Таким образом, из приведенных норм права видно, что отнесению на расходы подлежат только затраты на ремонтные работы. Затраты на реконструкцию учитываются в стоимости основных средств и списываются на расходы через амортизацию.
Из материалов дела следует, что в связи с предписанием Гостехнадзора Российской Федерации от 19.08.2001 г., в котором содержалось требование обеспечить консоли козлового крана проходными галереями для осмотра металлоконструкций, налогоплательщиком был заключен договор подряда от 10.09.2001 N 23 (23/103) с закрытым акционерным обществом "Востокметаллургмонтаж - 1" на выполнение работ по монтажу дополнительных металлоконструкций площадки. Работы выполнены и приняты, выставленный счет-фактура от 24.01.2002 N 68 оплачен.
Полно и всесторонне исследовав все доказательства и обстоятельства по делу, суды правомерно пришли к выводу об отсутствии предусмотренных п. 2 ст. 257 Кодекса условий для отнесения произведенных затрат на увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества, соответственно, доначисление оспариваемых сумм налогов, пеней и штрафа необоснованно.
Доводы управления о том, что общество необоснованно не включило расходы, связанные с внесением изменений и дополнений в лицензии на право пользования недрами, а также о неправомерном включении обществом в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли понесенных в июле 2003 г. затрат по оплате страхования работников управляющей компании "Кемма", ошибочны, направлены на переоценку доказательств, которые всесторонне были исследованы судами и которым дана правильная и объективная оценка в соответствии с нормами действующего законодательства.
Кроме того, суды обоснованно удовлетворили требования общества в части расходов, связанных с исполнением договора возвратного финансового лизинга, поскольку налогоплательщик доказал реальную деловую цель сделки, в то время как доказательств фиктивности заключенной сделки, злоупотребления правом и недобросовестности действий налогоплательщика налоговым органом в материалы дела не представлено.
Одним из оснований для доначисления НДС послужили выводы управления о неправомерном применении налогоплательщиком вычета за март 2002 г. по объекту незавершенного строительства.
Суды удовлетворили требования по данному эпизоду, посчитав, что условия и порядок применения налогового вычета, предусмотренные ст. 171, 172 Кодекса, обществом соблюдены.
Суд кассационной инстанции считает несостоятельной ссылку налогового органа на положения п. 6 ст. 171 и п. 5 ст. 172 Кодекса, которые не подлежат применению к данным правоотношениям, поскольку п. 5 ст. 172 Кодекса устанавливает особый порядок предъявления к вычету сумм НДС, указанных в п. 6 ст. 171 Кодекса.
Пунктом 5 ст. 172 Кодекса предусмотрено, что вычеты сумм налога, указанных в абз. 1 п. 6 ст. 171 Кодекса, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) или реализации объекта незавершенного капитального строительства. Судами же установлено и материалами дела подтверждается, что приобретенное обществом имущество не может быть признано объектом незавершенного строительства (поскольку статус такого объекта определяется наличием его государственной регистрации) и фактически является строительными материалами.
Довод о том, что управление было лишено возможности обжаловать постановление суда апелляционной инстанции в порядке и в сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации отклоняется как необоснованный и несостоятельный, так как кассационная жалоба инспекции была принята и рассмотрена судом кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 09.06.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 20.10.2006 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-3476/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н. В. Наумова |
Судьи |
М. Б. Беликов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абз. 3 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
В п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 января 2007 г. N Ф09-153/07 по делу N А76-3476/2006
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2007 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-153/07