Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 апреля 2011 г. N Ф09-865/11
05 апреля 2011 г. |
N Ф09-865/11-C4 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Минина С.Д.,
судей Шершон Н.В., Азанова П.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636; далее - Минфин России) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.11.2010 по делу N А76-15929/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управлением социальной защиты населения администрации Саткинского муниципального района Челябинской области (ИНН: 7417009320, ОГРН: 1027401062677; далее - управление соцзащиты) заявлено письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОСБЫТ" (ИНН: 7706284124, ОГРН: 1027706023058; далее - общество "Русэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском (с учетом его уточнения) к Минфину России, Министерству финансов Челябинской области (ИНН: 7453136570, ОГРН: 1047424532968; далее - Минфин Челябинской области), управлению соцзащиты о взыскании убытков, образовавшихся в результате предоставления в 2007 г. льгот по оплате электроэнергии отдельным категориям граждан, в общей сумме 537 471 руб. 21 коп., в том числе с Минфина России за счет казны Российской Федерации - 184 446 руб. 60 коп. основного долга и 33 200 руб. 39 коп. НДС, с Минфина Челябинской области и управления соцзащиты за счет казны Челябинской области - 271 037 руб. 48 коп. основного долга и 48 786 руб. 74 коп. НДС.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальных отношений Челябинской области (ИНН: 7453136193, ОГРН: 1047424530780).
Решением суда от 11.11.2010 (судья Костарева И.В.) заявленные требования удовлетворены частично. С Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества "Русэнергосбыт" взыскано 184 446 руб. 60 коп. убытков, а также 6231 руб. 30 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины. С Минфина Челябинской области за счет казны Челябинской области в пользу общества "Русэнергосбыт" взыскано 271 037 руб. 48 коп., а также 7963 руб. 12 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2011 (судьи Столяренко Г.М., Ершова С.Д., Матвеева С.В.) решение суда в части взыскания с Минфина России за счет казны Российской Федерации 184 446 руб. 60 коп. убытков, а также 6231 руб. 30 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин России просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Минфину России, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы указывает на достаточность перечисленных средств федерального бюджета в возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Челябинской области. Минфин России также отмечает, что в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации он освобожден от возмещения судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 3 Устава общество "Русэнергосбыт" осуществляет производство электрической и тепловой энергии, поставку (продажу) электрической и тепловой энергии, ее передачу, диспетчерское управление и содержание режимов энергосбережения и энергопотребления, эксплуатацию энергетических объектов, как находящихся, так и не находящихся на его балансе, оказание услуг по реализации энергии энергоснабжающим организациям, оказание услуг по сбору средств с населения за оказанные коммунальные услуги населению, деятельность по эксплуатации электрических и тепловых сетей.
Между обществом "Русэнергосбыт" и управлением соцзащиты заключены договоры от 22.03.2007 N И-32, от 28.03.2007 N П-136 и С-135, от 30.03.2007 N В-144 и Ж-146 (с учетом дополнительных соглашений к ним) о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с оказанием мер социальной поддержки по оплате за потребленную электроэнергию отдельным категориям граждан, работающим и проживающим на территории п. Бердяуш Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области.
По условиям названных договоров общество "Русэнергосбыт" обязалось вести учет лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, которым предоставлена скидка по оплате за потребленную электроэнергию; ежемесячно предоставлять в управление соцзащиты различные отчетные документы о расходах, связанных с предоставлением данной скидки. Управление соцзащиты, в свою очередь, приняло на себя обязательства по осуществлению сверки граждан, включенных обществом "Русэнергосбыт" в ведомости учета, с базой данных граждан, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки; по возмещению понесенных обществом "Русэнергосбыт" расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате за потребленную электроэнергию, в соответствии с предоставленными отчетными документами и в пределах объемов финансирования текущих расходов, за счет средств, выделяемых из федерального и областного бюджета.
Общество "Русэнергосбыт" в течение 2007 г. предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате за потребленную электроэнергию, которые предусмотрены Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Законами Челябинской области от 28.10.2004 N 282-ЗО "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области", от 30.11.2004 N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области", от 22.02.2007 N 103-ЗО "О возмещении расходов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области", постановлением Правительства Челябинской области от 15.02.2007 N 14-П "Об установлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области".
Ссылаясь на то, что расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за потребленную электроэнергию отдельным категориям граждан, работающим и проживающим на территории п. Бердяуш Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в сумме 537 471 руб. 21 коп. возмещены ему не были, в связи с чем у него образовались убытки в указанной сумме, общество "Русэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по оплате за потребленную электроэнергию, подлежат возмещению за исключением налога на добавленную стоимость. При этом, поскольку данные расходы связаны с предоставлением мер социальной поддержки, финансовое обеспечение которых является расходными обязательствами федерального и регионального бюджетов, заявленные убытки подлежат взысканию соответственно с Минфина России за счет казны Российской Федерации в сумме 184 446 руб. 60 коп. и с Минфина Челябинской области за счет казны Челябинской области в сумме 271 037 руб. 48 коп.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции в части, касающейся взыскания денежных средств с Минфина России, без изменения, согласился с выводами суда первой инстанции о том, что наличие и размер невозмещенных истцу расходов, подлежащих взысканию за счет казны Российской Федерации, подтверждены материалами дела.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены, исходя из следующего.
Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" предусмотрены льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе электроэнергии, соответствующим категориям граждан. Названная мера социальной поддержки данных категорий граждан является расходным обязательством Российской Федерации.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Русэнергосбыт" в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 предоставляло отдельным категориям граждан (работающим и проживающим на территории п. Бердяуш Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области), имеющим право на меры социальной поддержки, льготы по оплате за потребленную электроэнергию, предусмотренные федеральными законами и законами Челябинской области.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 16, 1069 названного Кодекса убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 16-19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду, что ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим исполнительным органом муниципального образования соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализацией установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с муниципального образования.
На основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В результате сверки (справка от 08.11.2010) между управлением соцзащиты и обществом "Русэнергосбыт", проведенной на основании определения суда первой инстанции от 11.10.2010, было установлено, что расходы общества "Русэнергосбыт", связанные с предоставлением в течение 2007 г. мер социальной поддержки по оплате за потребленную электроэнергию отдельным категориям граждан, составили 455 484 руб. 08 коп. (без НДС), из них 184 446 руб. 60 коп. (без НДС) от предоставления льгот, финансовое обеспечение которых является расходными обязательствами федерального бюджета.
Доказательств, опровергающих достоверность названных сведений, Минфином России в процессе рассмотрения дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества "Русэнергосбыт" 184 446 руб. 60 коп. убытков.
Довод Минфина России о выполнении им своих обязательств в полном объеме подлежит отклонению. Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Переоценка доказанности либо недоказанности факта достаточности финансирования Российской Федерацией своих расходных обязательств путем перечисления средств Челябинской области не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка Минфина России на неправомерное взыскание расходов по уплате государственной пошлины также отклоняется как основанная на ошибочном толковании норм материального права заявителем кассационной жалобы.
В остальной части судебные акты не обжалуются.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.11.2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2011 по делу N А76-15929/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Д. Минин |
Судьи |
Н.В. Шершон |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, изложенным в п. 16-19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду, что ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
На основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
...
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.11.2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2011 по делу N А76-15929/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 апреля 2011 г. N Ф09-865/11 по делу N А76-15929/2010