Екатеринбург |
|
27 октября 2014 г. |
Дело N А60-50721/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Беляевой Н.Г., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2014 по делу N А60-50721/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Резон" (далее - общество "Резон") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Росимущество) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неутверждении акта о выборе земельного участка и непринятии решения о предоставлении для целей строительства земельного участка с кадастровым номером 66:48:0401001:22.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2014 (судья Парамонова В.В.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме, на Росимущество возложена обязанность в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Резон" путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (комплекса дорожного сервиса) и принятия решения о предоставлении, либо об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:48:0401001:22.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 (судьи Зеленина Т.Л., Голубцова Ю.А., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Росимущество обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение п. 5, 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель считает, что суды пришли к неверному выводу о том, что у Росимущества отсутствовали основания для отказа в утверждении акты выбора земельного участка и принятия решения о его предоставлении, ссылаясь на то, что процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта без проведения торгов начата обществом "Резон" в 2003 году. Между тем с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства, содержащим сведения о согласовании места размещения объекта, общество "Резон" обратилось в Росимущество в 2012 году. Соответствующее решение Правительства Свердловской области принято 18.11.2003. Исходя из чего, ссылаясь на истечение срока действия названного решения и наличие акта выбора земельного участка, Росимущество полагает, что оснований для принятия решения о предоставлении земельного участка без проведения торгов не имелось.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что распоряжением Правительства Свердловской области от 06.09.2002 N 693-РП утверждена генеральная схема развития комплекса дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования Свердловской области.
Между Свердловским областным государственным учреждением "Управление автомобильных дорог" и обществом "Резон" 25.03.2003 заключен договор на размещение объекта сервиса на автомобильной дороге, определяющий условия размещения объекта - придорожного комплекса в придорожной полосе автомобильной дороги Верхняя Тура - Качканар на км 30 + 290 м (слева).
На основании заявления общества "Резон" Межведомственной комиссией по выбору земельных участков 11.06.2003 подготовлен акт N 2 о выборе земельного участка под размещение объекта дорожного сервиса - автозаправочной станции (далее - АЗС) и кафе на землях Качканарского лесничества Исовского лесхоза, площадью 1,1 га, расположенного в придорожной полосе автомобильной дороги Верхняя Тура - Качканар. Данный акт утвержден постановлением Главы администрации муниципального образования "город Качканар" от 27.06.2003 N 583.
В целях перевода указанного земельного участка в иную категорию земель срок действия названного постановления продлен постановлениями от 11.10.2007 N 1178, от 14.03.2012 N 273 до 31.12.2012.
Приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Свердловской области от 31.07.2003 N 1274 утверждено заключение экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих размещение объектов дорожного сервиса - АЗС и кафе на территории муниципального образования "город Качканар". Данное заключение получено обществом "Резон" 31.07.2003.
Заявителем 06.08.2003 получено заключение федерального государственного учреждения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области" N 17/37-158 о соответствии испрашиваемого земельного участка санитарным нормам и правилам.
Распоряжением Правительства Свердловской области от 18.11.2003 N 1118-РП согласовано место размещения объектов дорожного сервиса на автомобильной дороге Верхняя Тура - Качканар км 30 + 290 м (слева) на землях лесного фонда государственного учреждения "Исовский лесхоз" в лесах II группы квартала 334 (выдел 10) Качканарского лесничества, площадью 1,1 гектара лесной, покрытой лесом, согласно акту о выборе земельного участка комиссии администрации муниципального образования "город Качканар" от 11.06.2003 по варианту N 1 для проведения проектно- изыскательских работ.
Письмом от 10.06.2010 N 485 государственное учреждение Свердловской области "Верхотурское лесничество" сообщило об изменении нумерации кварталов Качканарского лесничества и нахождении испрашиваемого лесного участка на территории государственного учреждения Свердловской области "Верхотурское лесничество" Качканарского участкового лесничества, Качканарского участка в квартале 115 выделы 12, 13, 15.
Главным архитектором муниципального образования "город Качканар" утверждено архитектурно-планировочное задание 27.02.2004 N 64 на разработку рабочего проекта.
В связи с обращением заявителя 22.07.2009 в газете "Качканарское время" N 29 опубликована информация о предстоящем предоставлении земельного участка в придорожной полосе автомобильной дороги Верхняя Тура-Качканар на км 30 + 290 м (за кольцом с постом ГИБДД по направлению на Екатеринбург) для строительства сервиса - АЗС и кафе.
Приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области от 01.09.2009 N 1254 утвержден акт от 27.08.2009 N 5 о выборе участка лесного фонда общей площадью 1,1 га для размещения комплекса дорожного сервиса - АЗС и кафе по варианту N 1 в квартале N 115, выделы 12, 13, 15 Качканарского участка Качканарского участкового лесничества государственного учреждения Свердловской области "Верхотурское лесничество".
В целях перевода земель лесного фонда в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения для размещения объекта дорожного сервиса - АЗС и кафе, 03.09.2009 проведено натурное техническое обследование участка лесного фонда, результаты которого оформлены актом, утвержденным 11.09.2009.
В связи с переводом испрашиваемого земельного участка в иную категорию земель произведено археологическое обследование земельного участка областным государственным учреждением культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области", о чем составлен акт от 08.09.2009.
Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Свердловской области обществу "Резон" выдано заключение от 01.10.2009 о возможности осуществления хозяйственной или строительной деятельности на испрашиваемом земельном участке.
На основании выданной Росимуществом доверенности обществом "Резон" осуществлена регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:48:0401001:22, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Качканар, км 30 + 290 м автомобильной дороги Верхняя Тура-Качканар (запись о регистрации 31.12.2009).
Согласно сообщению от 11.02.2010, исх. N ВО-1690, Росимущество согласовало обществу "Резон" перевод земельного участка с кадастровым номером 66:48:0401001:22 площадью 10959 кв. м из категории земель лесного фонда в земли иных категорий.
Общество "Резон" 24.02.2010 обратилось к Председателю Правительства Свердловской области с просьбой о подготовке ходатайства в Правительство Российской Федерации об осуществлении перевода испрашиваемого земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, безопасности и земель иного специального назначения, в целях строительства объекта дорожного сервиса "Автозаправочная станция и кафе".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 N 1197-р разрешен перевод земель лесного фонда площадью 1,0959 га (Свердловская область, Верхотурское лесничество, кадастровый номер земельного участка 66:48:0401001:22) в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства комплекса дорожного сервиса.
Общество "Резон" 11.03.2012 обратилось к Росимуществу с заявлениями об утверждении акта о выборе земельного участка от 11.06.2003 N 2 и о предоставлении в аренду для целей строительства земельного участка с кадастровым номером 66:48:0401001:22 площадью 1, 1 га, расположенного в придорожной полосе автомобильной дороги Верхняя Тура-Качканар км 30 + 290 м.
Письмом от 26.03.2012 N АР-4937 Росимущество сообщило заявителю о невозможности утверждения указанного акта и предоставлении земельного участка со ссылкой на позицию Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенную в письме от 31.03.2011 N ПП-10/8622.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка для строительства нарушает действующее законодательство, права и законные интересы общества "Резон", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В силу п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе постановление Главы администрации муниципального образования "город Качканар" от 27.06.2003 N 583, которым утвержден акт выбора земельного участка от 11.06.2003 N 2, постановления Главы администрации муниципального образования "город Качканар" от 11.10.2007 N 1178 и от 14.03.2012 N 273, распоряжение Правительства Свердловской области от 18.11.2003 N 1118-РП о согласовании места размещения объектов дорожного сервиса, приказ Министерства природных ресурсов Свердловской области от 01.09.2009 N 1254 об утверждении акта о выборе участка лесного фонда от 27.08.2009 N 5, распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 N 1197-р, которым разрешен перевод земель лесного фонда в иную категорию, суды первой и апелляционной инстанции установили, что общество "Резон" в 2003 году обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта; с мая 2003 года заявителем осуществлялись действия, направленные на оформление земельного участка для размещения объекта дорожного сервиса, в том числе действия, связанные с переводом земель лесного фонда в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства комплекса дорожного сервиса, в связи с чем, в целях завершения оформления земельного участка, срок действия акта выбора был продлен до 31.12.2012.
Учитывая изложенное, суды пришли к верному выводу о том, что к сложившимся правоотношениям по предоставлению земельного участка для строительства объектов дорожного сервиса подлежат применению положения п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие порядок предоставления такого участка без проведения торгов. Поскольку возникла необходимость перевода испрашиваемого земельного участка из одной категории в другую, что было согласовано с уполномоченными органами, в том числе и с Росимуществом, учитывая продление срока действия акта выбора земельного участка, у Росимущества отсутствовали основания для принятия решения об отказе в утверждении акта выбора земельного участка.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требования общества "Резон".
Доводы Росимущества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2014 по делу N А60-50721/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по тому же оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.