Екатеринбург |
|
31 октября 2014 г. |
Дело N А50-23908/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Черкезова Е.О., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - фонд, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.03.2014 по делу N А50-23908/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От фонда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фонд обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края "Пермская краевая клиническая инфекционная больница" (далее - учреждение) о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в 2011-2012 гг. путем перечисления на расчетный счет фонда за счет средств бюджета, платных услуг населению в сумме 1 973 665 руб. 80 коп., в том числе 1 945 000 руб. - приобретение медицинского оборудования; 2 542 руб. 79 коп. - оплата специального питания и пени; 26 123 руб. 01 коп. - расходы за 2012 г. по статьям 25.5 и 25.6, а также о взыскании штрафа в сумме 1 947 453 руб. 89 коп., пеней в сумме 85 755 руб. 78 коп.
Решением суда от 20.03.2014 (судья Морозова Т.В.) исковые требования фонда удовлетворены частично. С учреждения взыскан штраф в размере 254 руб. 28 коп., пени в размере 1246 руб. 62 коп., в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 (судьи Савельева Н.М., Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит названные судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы, полагает, что приобретение медицинского оборудования за счет средств обязательного медицинского страхования стоимостью свыше 100 тыс. руб. не предусмотрено действующим законодательством, факт нецелевого использования денежных средств зафиксирован в акте от 27.02.2013 N 29.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, фондом проведена проверка использования учреждением средств обязательного медицинского страхования, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, с 01.01.2012 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт от 27.02.2013 N 29. Фондом выявлено нецелевое использования учреждением средств обязательного медицинского страхования за проверенные периоды в сумме 1 973 665 руб. 80 коп., в том числе за 2011 год в сумме 1 947 542 руб. 79 коп., за 2012 год - 26 123 руб. 01 коп., в связи с чем фонд обратился в суд.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии со ст. 4 Закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно ч. 4 ст. 30 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Законом.
На основании п. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации Программами государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой.
Судами обеих инстанций установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с п. 7 раздела 1 Программ государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2011 год, 2012 год, утвержденных законами Пермского края от 02.12.2010 N 713-ПК, от 21.12.2011 N 887-ПК, расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, с 1 января до 29 марта 2011 года - Тарифным соглашением на 2011 год, с 30 марта 2011 года - Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС на территории Пермского края на 2011 год, Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2012 год, Порядком определения расходов медицинских учреждений (организаций), работающих в системе обязательного медицинского страхования на территории Пермского края, подлежащих возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования от 25.05.2010, утвержденного Министерством здравоохранения Пермского края и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пермского края (далее Порядок).
В соответствии с Тарифными соглашениями на 2011 год, являющимся Приложением N 3 к решению согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования от 28.01.2011 года, протокол N 39 (далее - Тарифное соглашение на 2011 год), Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на 2012 года, являющимся приложением N 2 к решению комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Пермского края от 31.01.2012, протокол N 1 (далее - Тарифное соглашение на 2012 год) за счет средств обязательного медицинского страхования в 2011 году по статье 290 "прочие расходы" допускались следующие затраты, возмещаемые за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе: расходы на уплату налогов и сборов в бюджеты всех уровней, расходы на уплату разного рода платежей, государственных пошлин и сборов в установленных законодательством Российской Федерации случаях (в том числе связанные с получением лицензий на осуществление медицинской деятельности), возмещение убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) медицинских организаций в части возмещения застрахованным расходов на приобретение медикаментов по актам СМО, а по статье 300 расходы на приобретение машин и оборудования, инструментов, транспортных средств, стоимостью до ста тысяч рублей. Расходование средств по данной статье разрешено производить при условии внесения указанных расходов в план финансово-хозяйственной деятельности медицинского учреждения.
Тарифным соглашением на 2012 год по статье 300 допускались расходы на приобретение машин и оборудования, прочих основных средств стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Приобретение оборудования стоимостью свыше ста тысяч рублей производилось в Порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Пермского края. Такой порядок утвержден приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 21.05.2012 N СЭД-34-01-06-239.
Расходы учреждения, направленные на приобретение оборудования, были согласованы с учредителем - Агентством по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края.
Доказательств того, что Министерство здравоохранения Пермского края не согласовало бы расходы учреждения на приобретение данного оборудования, фондом в материалы дела не представлены, а отсутствие согласования с Министерством здравоохранения Пермского края само по себе не свидетельствует о нецелевом использовании данных средств.
Правильно применив нормы права, а также исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства, представленные в материалы дела, доводы сторон в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к верному выводу о недоказанности фондом факта нецелевого использования средств учреждением.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 20.03.2014 по делу N А50-23908/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.