Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 апреля 2011 г. N Ф09-1331/11
15 апреля 2011 г. |
Дело N А50-10421/2009 |
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2010 г. N 17АП-1343/2010
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 ноября 2009 г. N 17АП-9818/09
Екатеринбург
Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2011.
Постановление в полном объёме изготовлено 15.04.2011.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Шершон Н.В.,
судей Лиходумовой С.Н., Дядченко Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю на определение Арбитражного суда Пермского края от 01.12.2010 по делу N А50-10421/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 по тому же делу о признании открытого акционерного общества "Пермский племенной конный завод N 9" несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании приняли участие представители:
Федеральной налоговой службы - Гребенкина Г.В. (доверенность от 21.12.2010);
открытого акционерного общества "Пермский племенной конный завод N 9" - Панькова Н.Н. (доверенность от 01.09.2010).
Представители других лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.10.2009 открытое акционерное общество "Пермский племенной конный завод" (далее - общество "Пермский племенной конный завод", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Леонгардт М.А.
Определением суда от 01.12.2010 (судьи Исаев А.П., Субботина Н.А., Чепурченко О.Н.) конкурсное производство в отношении должника завершено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 (судьи Романов В.А., Булкина А.Н., Снегур А.А.) определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральная налоговая служба (далее - уполномоченный орган) с определением суда от 01.12.2010 о завершении конкурсного производства и постановлением суда от 03.02.2011 не согласна, в кассационной жалобе просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что судами неправильно применена норма материального права - п. 2.1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в результате чего сделан ошибочный вывод о том, что на сумму включённого в реестр требований кредиторов требования уполномоченного органа в размере 7 807 234 руб. 16 коп. не подлежат начислению проценты, предусмотренные указанной нормой..
В отзыве на кассационную жалобу должник просит оставить обжалуемые судебные акты в силе, ссылаясь на то, что все предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" мероприятия в рамках конкурсного производства должника проведены, препятствий для завершения процедуры банкротства не имеется.
Как следует из материалов дела, решением суда от 28.10.2009 общество "Пермский племенной конный завод" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.
По окончании процедуры конкурсного производства конкурсный управляющий общества "Пермский племенной конный завод" Леонгардт М.А. представив отчет о проделанной работе, обратилась в арбитражный суд с ходатайством о завершении конкурсного производства.
В силу ст. 147 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, к которому прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
В соответствии с п. 1 ст. 149 названного Федерального закона после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.
Исследовав материалы дела, рассмотрев отчет конкурсного управляющего общества "Пермский племенной конный завод" о результатах проведения конкурсного производства и приложенные к нему документы, суды установили, что размер требований кредиторов должника по денежным обязательствам и обязательным платежам составляет 159 140 505 руб. 42 коп., из них требования уполномоченного органа по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, включенные в третью очередь реестра кредиторов и подлежащие удовлетворению в режиме второй очереди - 7 807 234 руб. 16 коп.; иные требования кредиторов третьей очереди (основной долг) - 119 709 472 руб. 43 коп., требования кредиторов третьей очереди в части финансовых санкций (пени и штрафы) - 20 627 131 руб. 92 коп.
От реализации имущества должника получено 222 132 391 руб.13 коп., которые направлены на внеочередные платежи в период наблюдения и конкурсного производства, а также удовлетворение требований кредиторов. Требования уполномоченного органа в сумме 7 807 234 руб. 16 коп. погашены в полном объеме, требования иных кредиторов третьей очереди в части основного долга погашены частично в размере 90 789 931 руб. 19 коп. (76 %).
На требования кредиторов третьей очереди в размере 119 709 472 руб. 43 коп. основного долга конкурсным управляющим на основании ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" начислены проценты в размере 10 996 666 руб. 91 коп., которые погашены также частично в объеме 7 860 068 руб. 83 коп. (71 %).
Установив, что имущество общества "Пермский племенной конный завод" реализовано, иных активов у должника не имеется, расчеты с конкурсными кредиторами проведены, документы постоянного хранения сданы в архив, сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете представлены в территориальный отдел Пенсионного фонда Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что конкурсное производство в отношении общества "Пермский племенной конный завод" подлежит завершению.
Отклоняя доводы уполномоченного органа о том, что конкурсный при распределении конкурсной массы в неправомерно не начислил и не выплатил проценты на сумму требований уполномоченного органа, суд апелляционной инстанции исходил из того, что требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований кредиторов второй очереди; поскольку на требования первой и второй очередей указанные проценты не начисляются, у конкурсного управляющего не имелось оснований для их начисления на требования уполномоченного органа в размере 7 807 234 руб. 16 коп. При этом, по мнению суда, фактическое пребывание этих требований в составе третьей очереди реестра само по себе не дает оснований для начисления процентов.
В соответствии с п. 2.1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" на сумму требований кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст. 4 данного Федерального закона, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства. Такие проценты начисляются с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником. Уплата начисленных процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной ст. 134 названного Федерального закона.
Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", принимая во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Между тем, данное разъяснение касается только режима исполнения таких требований, в связи с чем при определении очередности их удовлетворения следует исходить из правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как обязательных платежей. В связи с этим требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющееся текущим, в соответствии с абзацем четвертым п. 4 ст. 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" относится к третьей очереди (п. 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 138 "Об очерёдности требований об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в деле о банкротстве").
Следовательно, к требованиям по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование подлежит применению режим, установленный Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" для требований по обязательным платежам, за исключением приоритетного удовлетворения по отношению к иным платежам данной очереди после завершения расчетов с кредиторами второй очереди.
Таким образом, указанные выше выводы суд апелляционной инстанции не соответствуют приведенным разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает, что это не привело к принятию судами неправильного решения. Поскольку при разрешении вопроса о завершении конкурсного производства судами установлено, что все предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" в рамках данной процедуры банкротства мероприятия были проведены, цели конкурсного производства достигнуты, завершение конкурсного производства осуществлено судами правомерно.
Несогласие уполномоченного органа с действиями конкурсного управляющего должника в части начисления процентов на требования кредиторов не препятствует разрешению судом вопроса о завершении конкурсного производства. Если кредитор полагает, что действиями конкурсного управляющего ему причинены убытки, он вправе обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов в установленном порядке.
С учётом изложенного определение Арбитражного суда Пермского края от 01.12.2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Пермского края от 01.12.2010 по делу N А50-10421/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю - без удовлетворения.
Приостановление исполнения определения Арбитражного суда Пермского края от 01.12.2010 по делу N А50-10421/2009 о завершении конкурсного производства, принятое определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.03.2011, отменить.
Председательствующий |
Н.В. Шершон |
Судьи |
С.Н. Лиходумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", принимая во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Между тем, данное разъяснение касается только режима исполнения таких требований, в связи с чем при определении очередности их удовлетворения следует исходить из правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как обязательных платежей. В связи с этим требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющееся текущим, в соответствии с абзацем четвертым п. 4 ст. 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" относится к третьей очереди (п. 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 138 "Об очерёдности требований об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в деле о банкротстве").
Следовательно, к требованиям по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование подлежит применению режим, установленный Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" для требований по обязательным платежам, за исключением приоритетного удовлетворения по отношению к иным платежам данной очереди после завершения расчетов с кредиторами второй очереди.
Таким образом, указанные выше выводы суд апелляционной инстанции не соответствуют приведенным разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает, что это не привело к принятию судами неправильного решения. Поскольку при разрешении вопроса о завершении конкурсного производства судами установлено, что все предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" в рамках данной процедуры банкротства мероприятия были проведены, цели конкурсного производства достигнуты, завершение конкурсного производства осуществлено судами правомерно.
Несогласие уполномоченного органа с действиями конкурсного управляющего должника в части начисления процентов на требования кредиторов не препятствует разрешению судом вопроса о завершении конкурсного производства. Если кредитор полагает, что действиями конкурсного управляющего ему причинены убытки, он вправе обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов в установленном порядке.
С учётом изложенного определение Арбитражного суда Пермского края от 01.12.2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 апреля 2011 г. N Ф09-1331/11 по делу N А50-10421/2009
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9818/09
15.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1331/11
03.02.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9818/2009
01.12.2010 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-10421/09
06.05.2010 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-10421/09
16.02.2010 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-10421/09
29.12.2009 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-10421/09
02.11.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9818/09
24.09.2009 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-10421/09