Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 апреля 2011 г. N Ф09-5532/10
20 апреля 2011 г. |
N Ф09-5532/10-С1 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 июля 2010 г. N Ф09-5532/10-С1 по делу N А71-1484/2010-А19
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Лукьянова В.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Надежда" (далее - ТСЖ "Надежда") и общества с ограниченной ответственностью "Завьяловская управляющая компания" (далее - ООО "ЗУК") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.01.2011 по делу N А71-1484/2010-А19.
В судебном заседании приняли участие представители:
ТСЖ "Надежда" - Миронов С.Р. (доверенность от 03.11.2010 б/н);
ООО "ЗУК" - Миронов С.Р. (доверенность от 10.08.2010 N 25);
товарищества собственников жилья "Удача" (далее - ТСЖ "Удача") - Миронов С.Р. (доверенность от 03.11.2010 б/н);
Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики (далее - РЭК УР, комиссия) - Финк В.В. (доверенность от 13.09.2010 N 02-11/1285);
прокуратуры - Войнова О.А. (удостоверение ТО N 085426 от 27.04.2009).
Представители третьих лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
ТСЖ "Надежда", ТСЖ "Удача", ООО "ЗУК" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействующим постановления РЭК УР от 26.11.2009 N 14/27 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионресурсы" (Завьяловский район)".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Регионресурсы", администрация муниципального района "Завьяловский район" Удмуртской Республики (далее - администрация).
Дело рассмотрено с участием прокурора Удмуртской Республики (далее - прокурор).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.01.2011 (судьи Зорина Н.Г., Симонов В.Н., Глухов Л.Ю.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Оспариваемое постановление РЭК УР от 26.11.2009 N 14/27 признано соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования).
В кассационной жалобе ТСЖ "Надежда" и ООО "ЗУК" просят данный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, в частности положений Основ ценообразования, Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о регулировании тарифов), а также на несоответствие выводов суда установленным фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. По мнению заявителей, оспариваемым постановлением РЭК УР, устанавливающим на 2010 г. тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионресурсы" в Завьяловском районе, на них незаконно возлагались обязанности по оплате за потребленное теплоснабжение по завышенному тарифу.
Проверив обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении спора судом установлено, что комиссией, являющейся органом исполнительной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию в соответствии с Законом о регулировании тарифов, 26.11.2009 было принято постановление N 14/27 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионресурсы" (Завьяловский район)".
Данным постановлением на 2010 г. установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую для потребителей ООО "Регионресурсы" (Завьяловский район). Согласно приложению к постановлению N 14/27 тариф на тепловую энергию (горячая вода) для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, по муниципальному образованию "Завьяловское" составляет 1207,70 руб. за Гкал, по муниципальному образованию "Первомайское" - 867 руб. за Гкал, по муниципальному образованию "Пироговское" - 1074,60 руб. за Гкал.
Постановление N 14/27 опубликовано в специальном выпуске газеты "Известия Удмуртской Республики" от 25.12.2009.
Полагая, что названное постановление РЭК УР не соответствует положениям Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), Закона о регулировании тарифов, Основам ценообразования, ТСЖ "Надежда", ТСЖ "Удача", ООО "ЗУК" обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании постановления недействующим.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Удмуртской Республики исходил из того, что оспариваемое постановление принято РЭК УР в пределах предоставленных ей полномочий и в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок определения тарифов на тепловую энергию.
Выводы суда являются правильными, основаны на материалах дела.
Частью 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражному суду подведомственны споры об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 7.1 Закона о регулировании тарифов требования, связанные с оспариванием нормативных правовых актов в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 4 и 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Рассматривая спор, суд установил, что оспариваемое постановление принято РЭК УР в рамках своей компетенции как уполномоченного органа исполнительной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12.02.2001 N 177.
В обоснование заявления ТСЖ "Надежда", ТСЖ "Удача", ООО "ЗУК" указывают на незаконное возложение на них оспариваемым постановлением обязанности по оплате потребленной тепловой энергии по завышенным тарифам.
Согласно ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, однако в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. При этом основным методом в сфере государственного регулирования цен (тарифов) является метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Закон N 210-ФЗ устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также возможные величины надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (ст. 1).
Статьей 8 указанного Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что методами регулирования тарифов являются установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном Законом о регулировании тарифов и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2, 4 Закона о регулировании тарифов государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. При государственном регулировании тарифов должны соблюдаться, в частности, следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 утверждены "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", а также "Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что установление тарифов производится регулирующим органом путем рассмотрения дела об установлении тарифов.
Перечень документов и расчетных материалов, которые организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в соответствующий регулирующий орган, установлен п. 10, 11 Правил.
Согласно п. 16 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников, экспертное заключение приобщается к делу об установлении тарифов.
В соответствии с положениями п. 18, 21 Правил решение об установлении тарифов принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; дату введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
В соответствии с абз. 9 ст. 2 Закона о регулировании тарифов при регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.
Пунктом 15 Основ ценообразования предусмотрено применение при регулировании тарифов метода экономически обоснованных расходов (затрат), метода доходности инвестированного капитала и метода индексации тарифов. При этом выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
Как установлено судом, в рассматриваемом случае при расчете регулируемых тарифов (цен) на производство и передачу тепловой энергии для ООО "Регионресурсы" на 2010 г. был применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно п. 16, 17 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность имеющихся в деле доказательств, Арбитражный суд Удмуртской Республики пришел к выводам о том, что утвержденный оспариваемым постановлением комиссии тариф является экономически обоснованным, который с учетом социально-экономических, ценовых и иных показателей обеспечивает баланс интересов производителей и потребителей тепловой энергии на основе доступности тепловой энергии и экономической обоснованности затрат предприятия коммунального хозяйства. Расчет тарифа произведен в соответствии с требованиями Закона о регулировании тарифов, Закона N 210-ФЗ, Основ ценообразования, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
Судом установлено и материалами дела (в частности, калькуляциями расходов, связанных с производством тепловой энергии по муниципальным образованиям "Завьяловское", "Первомайское", МО "Пироговское", расчетами общепроизводственных (цеховых) и общехозяйственных расходов, штатным расписанием, расчетом нормативной численности, анализом численности) подтверждается, что в целях утверждения тарифа ООО "Регионресурсы" представило РЭК УР все необходимые для формирования тарифов документы.
При этом, как следует из материалов дела, при установлении регулируемых тарифов комиссией приняты меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов.
При установлении тарифа на 2010 г. РЭК УР распределила лизинговые платежи, общехозяйственные и общепроизводственные расходы пропорционально прямым затратам на производственные участки (с. Завьялово, с. Первомайский и д. Пирогово) согласно учетной политике общества.
Таким образом, тарифы на тепловую энергию, утвержденные оспариваемым постановлением РЭК УР, сформированы на основе анализа представленных теплоснабжающей организацией материалов, по итогам оценки видов и размеров затрат и с учетом социально-экономических, ценовых и иных показателей.
Указанные обстоятельства явились предметом исследования суда и получили надлежащую правовую оценку со ссылкой на имеющиеся в материалах дела документы.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал ТСЖ "Надежда", ТСЖ "Удача", ООО "ЗУК" в удовлетворении заявленных ими требований.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.01.2011 по делу N А71-1484/2010-А19 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Надежда" и общества с ограниченной ответственностью "Завьяловская управляющая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность имеющихся в деле доказательств, Арбитражный суд Удмуртской Республики пришел к выводам о том, что утвержденный оспариваемым постановлением комиссии тариф является экономически обоснованным, который с учетом социально-экономических, ценовых и иных показателей обеспечивает баланс интересов производителей и потребителей тепловой энергии на основе доступности тепловой энергии и экономической обоснованности затрат предприятия коммунального хозяйства. Расчет тарифа произведен в соответствии с требованиями Закона о регулировании тарифов, Закона N 210-ФЗ, Основ ценообразования, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
...
При установлении тарифа на 2010 г. РЭК УР распределила лизинговые платежи, общехозяйственные и общепроизводственные расходы пропорционально прямым затратам на производственные участки (с. Завьялово, с. Первомайский и д. Пирогово) согласно учетной политике общества.
Таким образом, тарифы на тепловую энергию, утвержденные оспариваемым постановлением РЭК УР, сформированы на основе анализа представленных теплоснабжающей организацией материалов, по итогам оценки видов и размеров затрат и с учетом социально-экономических, ценовых и иных показателей."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 апреля 2011 г. N Ф09-5532/10 по делу N А71-1484/2010