Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 апреля 2011 г. N Ф09-1765/11
15 апреля 2011 г. |
Дело N А50-16549/09 |
Екатеринбург
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2011.
Постановление в полном объёме изготовлено 15.04.2011.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Шершон Н.В.,
судей Дядченко Л.В., Лиходумовой С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми на определение Арбитражного суда Пермского края от 07.02.2011 по делу N А50-16549/2009 по делу о признании общества с ограниченной ответственностью "Регионгазлизинг" несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании приняли участие представители:
Федеральной налоговой службы - Белкина А.В. (доверенность от 21.12.2010);
общества с ограниченной ответственностью "Регионгазлизинг" - Цехмистер П.Б. (доверенность от 09.04.2011).
Представители других лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Определением арбитражного суда Пермского края от 12.02.2010 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Регионгазлизинг" (далее - общество "Регионгазлизинг", должник) введено внешнее управление, внешним управляющим утвержден Манин А.А.
Внешний управляющий Манин А.А. обратился в арбитражный суд с заявлением об утверждении мирового соглашения по делу о банкротстве общества "Регионгазлизинг" на следующих условиях:
"1. На дату заключения настоящего мирового соглашения в реестр требований кредиторов включено 81 252 845 руб. 61 коп., в том числе проценты, штрафы, пени, неустойки в сумме 5 115 844 руб. 02 коп.
Долг Должника перед Кредиторами составляет соответственно: Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) 14 553 372 руб. 22 коп.; ООО "Ростэк. Управление подрядных работ" 43 669 085 руб. 06 коп.; Федеральная налоговая служба 19 462 232 руб. 73 коп.; Департамент земельных отношений администрации города Перми 1 719 770 руб. 77 коп.; ООО "Пермгазэнергосервис" 1 848 384 руб. 83 коп. Всего: 81 252 845 руб. 61 коп.
2. Все указанные в п.1 настоящего соглашения требования кредиторов относятся к третьей очереди. Требования кредиторов первой и второй очереди к моменту заключения настоящего мирового соглашения удовлетворены.
3. Должник принимает на себя обязательства по погашению задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, в следующие сроки:
3.1. Требования Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) удовлетворяются Должником ежемесячно в размере одной двадцать восьмой части от суммы задолженности, включенной в реестр требований кредиторов. Первый платеж осуществляется в срок до 12 марта 2011 года. Последующие платежи осуществляются ежемесячно в срок до 12 числа каждого месяца в течение двадцати восьми месяцев (с учетом первого платежа). Последний платеж осуществляется не позднее 27 июня 2013 года и включает в себя всю оставшуюся сумму долга.
3.2. Требования Федеральной налоговой службы России и Департамента земельных отношений администрации города Перми удовлетворяются Должником равными платежами ежемесячно в течение одного года со дня утверждения мирового соглашения Арбитражным судом Пермского края, исходя из суммы, включенной в реестр требований кредиторов. При этом Последний платеж включает в себя всю оставшуюся сумму долга. Первый платеж осуществляется Должником указанным кредиторам в срок до 12 числа месяца, следующего за месяцем, в котором будет утверждено настоящее мировое соглашение. Последний платеж осуществляется в 365-й день со дня утверждения мирового соглашения Арбитражным судом Пермского края. Промежуточные платежи по мировому соглашению осуществляются в срок до 12 числа каждого месяца между первым и последним платежом.
3.3. Требования Общества с ограниченной ответственностью "Ростэк. Управление Подрядных Работ" удовлетворяются Должником в период с 12 марта 2011 г. по 12 января 2014 года ежеквартально в размере одной тринадцатой от суммы задолженности, включенной в реестр требований кредиторов. Первый платеж осуществляется Должником указанному кредитору 12 марта 2011 года. Последний платеж осуществляется 12 января 2014 года и включает в себя всю оставшуюся сумму долга. Промежуточные платежи по мировому соглашению осуществляются 12 числа каждые три месяца (в третий месяц каждого квартала - марта, июнь, сентябрь, декабрь), начиная с марта 2011 года, между первым и последним платежом.
3.4. Требования общества с ограниченной ответственностью "Пермгазэнергосервис" удовлетворяются в период с 12 марта 2011 г. по 12 марта 2021 г. ежемесячно в размере одной сто двадцать первой от суммы задолженности, включенной в реестр требований кредиторов. Первый платеж осуществляется Должником указанному кредитору 12 марта 2011 года. Последний платеж осуществляется 12 марта 2021 года. Промежуточные платежи по мировому соглашению осуществляются 12 числа каждого месяца между первым и последним платежом.
3.5. График погашения задолженности Должника перед кредиторами, рассчитанный в соответствии с п.п. 3.1.-3.4. настоящего мирового соглашения, составляется внешним управляющим после вынесения Арбитражным судом Пермского края определения о назначении даты рассмотрения ходатайства об утверждении мирового соглашения и направляется в арбитражный суд. Размер задолженности, включенный в реестр требований кредиторов, уплачивается Должником в соответствии с п. 3.1.-3.4. настоящего мирового соглашения. Проценты, уплачиваемые Должником кредиторам в соответствии со ст. 156 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в данном графике рассчитываются исходя из размера ставки рефинансирования, действовавшей на дату подписания мирового соглашения. В случае изменения ставки рефинансирования на дату утверждения мирового соглашения размер процентов, уплачиваемых Должником, будет исчислен и уплачен кредиторам в соответствии со ставкой рефинансирования, действовавшей на дату утверждения мирового соглашения Арбитражным судом.
4. На сумму требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов: Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое Акционерное общество), Федеральной налоговой службы России, Общества с ограниченной ответственностью "Ростэк. Управление Подрядных Работ" и Департамента земельных отношений администрации города Перми по денежным обязательствам, подлежащим погашению в соответствии с мировым соглашением в денежной форме, а также требований к Должнику об уплате обязательных платежей, начисляются проценты соответствии со ст. 156 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату утверждения мирового соглашения арбитражным судом, исходя из непогашенной суммы требований. Проценты начисляются на фактический остаток суммы требований кредиторов, указанных в настоящем пункте. Проценты уплачиваются ежемесячно в те же сроки, которые установлены для погашения задолженности, включенной в реестр требований кредиторов (п.п. 3.1.-3.4. настоящего мирового соглашения).
5. Должник принимает на себя обязательства по погашению процентов, указанных в п.4. настоящего мирового соглашения, следующим кредиторам: Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (открытое Акционерное общество), Федеральной налоговой службе России, Обществу с ограниченной ответственностью "Ростэк. Управление Подрядных Работ" и Департаменту земельных отношений администрации города Перми.
6. На сумму требований кредитора - общества с ограниченной ответственностью "Пермгазэнергосервис" проценты не начисляются.
7. Обязательства Должника перед каждым кредитором считаются прекращенными в момент поступления на его счет последней суммы задолженности и процентов, рассчитанных в соответствии с п.4. настоящего мирового соглашения. Исполнение обязательств Должника перед Кредиторами будет производиться путем перечисления по безналичному расчету суммы задолженности на счета, указанные в п. 1 настоящего мирового соглашения. В платежных поручениях суммы требований и процентов указываются отдельно.
8. Должник вправе произвести досрочное полное или частичное погашение сумм задолженности ранее сроков, установленных п. 3 настоящего мирового соглашения.
9. Конкурсные кредиторы или уполномоченные органы вправе подать заявление о расторжении мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в случае неисполнения или существенного нарушения должником условий мирового соглашения в отношении требований таких конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, составлявших в совокупности не менее чем одна четвертая требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику на дату утверждения мирового соглашения.
10. В связи с заключением настоящего мирового соглашения в соответствии с п. 15 ст. 20.6 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" Должник обязуется выплатить сумму процентов по вознаграждению арбитражного управляющего Манина А.А., составляющую 514 602 руб., установленную определением Арбитражного суда Пермского края от 15.06.2010 по делу N А50-16549/2009, в течение 2-х месяцев с даты утверждения мирового соглашения денежными средствами за счет собственных средств Должника.
11. Погасить задолженность перед кредиторами в соответствии с установленным графиком."
К заявлению внешнего управляющего были приложены протокол собрания кредиторов от 22.12.2010; реестр требований кредиторов должника; текст мирового соглашения с приложением графика погашения задолженности; справки об отсутствии задолженности по требованиям кредиторов первой, второй очереди, по оплате труда работникам организации.
Определением суда от 07.12.2010 (судьи Исаев А.П., Макарова Т.В., Кицаев И.В.) мировое соглашение утверждено, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) прекращено.
Федеральная налоговая служба (далее - уполномоченный орган) не согласна с принятым судебным актом, в кассационной жалобе просит его отменить. Заявитель жалобы полагает, что условия мирового соглашения не соответствуют требованиям ст. 155, 156 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку оно содержит неопределённые формулировки о порядке и сроках исполнения обязательств должника.
Кроме того, уполномоченный орган полагает, что условия мирового соглашения о сроках удовлетворения требований об уплате обязательных платежей противоречат требованиям главы 9 Налогового кодекса Российской Федерации о порядке изменения срока уплаты налогов и сборов; ссылается на то, что поскольку должник не обращался в налоговый орган с заявлением об изменении сроков уплаты обязательных платежей в порядке, установленном названной главой, рассрочка уплаты задолженности по налогам невозможна.
Также уполномоченный орган указывает на то, что мировое соглашение не содержит условия о начислении на сумму требований кредиторов процентов на основании ст. 95 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", что влечёт нарушение прав кредиторов должника.
Помимо этого заявитель кассационной жалобы указывает на неправомерное включение в мировое соглашение условия о выплате за счёт имущества должника процентов по вознаграждению внешнего управляющего.
Согласно ст. 150 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое арбитражным судом. Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
В силу п. 1, 2 ст. 156 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах. Мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.
Рассмотрев представленное мировое соглашение, исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что собранием кредиторов должника 22.12.2010 большинством голосов, составляющим 77,30 % от общего числа конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника, принято решение о заключении мирового соглашения. Против утверждения мирового соглашения проголосовал уполномоченный орган (22,70 % голосов).
Со стороны должника мировое соглашение подписано внешним управляющим Маниным А.А., со стороны кредиторов - представителем собрания кредиторов Корляковой Н.В., что соответствует требованиям ст. 153, 155 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Форма мирового соглашения соответствует требованиям ст. 155 названного Федерального закона.
Заключение мирового соглашения на вышеуказанных условиях одобрено решением единственного участника должника от 13.10.2010.
Сторонами мирового соглашения определены порядок и сроки исполнения обязательств должника в отношении всех включенных в реестр кредиторов должника; определено условие о начислении на сумму требований кредиторов процентов в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату утверждения мирового соглашения (п. 1, 2 ст. 156 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Наличие в тексте мирового соглашения неопределённых формулировок о порядке и сроках исполнения обязательств должника судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что мировое соглашение не противоречит требованиям ст. 150, 154, 156, 158, 159 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", не нарушает права и законные интересы кредиторов и уполномоченного органа, проголосовавшего против его заключения, оснований для отказа в утверждении мирового соглашения, предусмотренных ст. 160 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", не имеется.
Выводы суда являются правильными, основанными на материалах дела.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что условия мирового соглашения о сроках удовлетворения требования об уплате обязательных платежей противоречит главе 9 Налогового кодекса Российской Федерации, отклоняется судом кассационной инстанции.
Из п. 6 ст. 151, п. 6 ст. 152, п. 4 ст. 153, абз. 4 п. 1 ст. 156 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что мировое соглашение, заключаемое в ходе рассмотрения дела о банкротстве, распространяется только на требования уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов. С учетом изложенного для утверждения арбитражным судом такого мирового соглашения не требуется принятия уполномоченным органом в соответствии со ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате обязательных платежей.
При этом необходимо учитывать, что условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, не должны противоречить положениям законодательства о налогах и сборах, определяющим порядок и сроки погашения указанной задолженности (абз. 4 п. 1 ст. 156 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
В соответствии с п. 1 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей главой, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
По условиям мирового соглашения (п. 3.2) должник обязан погасить задолженность по обязательным платежам в течение одного года, что не противоречит ст. 64 названного Кодекса
Ссылка уполномоченного органа то, что на мировое соглашение не содержит условия о начислении на сумму требований кредиторов процентов на основании ст. 95 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" также подлежит отклонению.
В соответствии с п. 2 ст. 95 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 названного Федерального закона на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей. Указанные проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты введения внешнего управления и до даты вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов каждой очереди, либо до момента удовлетворения указанных требований должником или третьим лицом в ходе внешнего управления, либо до момента принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Таким образом, начисление процентов в соответствии со ст. 95 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" возможно со дня введения внешнего управления и до наступления одного из трех поименованных выше моментов. В рассматриваемом случае начисление процентов связано с вынесением арбитражным судом определения об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве, что не может быть отнесено ни к одному из ранее перечисленных оснований.
Отклонению также подлежит довод уполномоченного органа о неправомерном включении в мировое соглашение условия о выплате за счёт имущества должника процентов по вознаграждению внешнего управляющего.
Проценты по вознаграждению арбитражного управляющего Манина А.А. в сумме 514 602 руб. установлены определением суда от 15.06.2010.
В силу п. 1 ст. 59 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" вознаграждение арбитражного управляющего относится к числу судебных расходов по делу о банкротстве и относится на имущество должника.
В соответствии с п. 2 ст. 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 59 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" мировое соглашение может содержать условия о распределении судебных расходов.
Таким образом, включение в мировое соглашение условия о распределении судебных расходов и отнесение их на имущество должника не противоречит действующему законодательству.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного определение Арбитражного суда Пермского края от 07.02.2011 отмене не подлежит. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Пермского края от 07.02.2011 по делу N А50-16549/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Шершон |
Судьи |
Л.В. Дядченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 2 ст. 95 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 названного Федерального закона на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей. Указанные проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты введения внешнего управления и до даты вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов каждой очереди, либо до момента удовлетворения указанных требований должником или третьим лицом в ходе внешнего управления, либо до момента принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Таким образом, начисление процентов в соответствии со ст. 95 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" возможно со дня введения внешнего управления и до наступления одного из трех поименованных выше моментов. В рассматриваемом случае начисление процентов связано с вынесением арбитражным судом определения об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве, что не может быть отнесено ни к одному из ранее перечисленных оснований.
...
В силу п. 1 ст. 59 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" вознаграждение арбитражного управляющего относится к числу судебных расходов по делу о банкротстве и относится на имущество должника.
В соответствии с п. 2 ст. 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 59 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" мировое соглашение может содержать условия о распределении судебных расходов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 апреля 2011 г. N Ф09-1765/11 по делу N А50-16549/2009