Екатеринбург |
|
12 ноября 2014 г. |
Дело N А60-4679/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Сулейменовой Т.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Екатеринбурга (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2014 по делу N А60-4679/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Турыгина Н.В. (доверенность от 24.12.2003 N 464/05/50.2-03);
общества с ограниченной ответственностью "ВторТек" (далее - общество "ВторТек", истец) - Полков А.А. (доверенность от 26.08.2014).
Общество "ВторТек" обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 66:41:0504099:60, площадью 17 876 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Селькоровская, дом 82а, относительно п. 2.1 данного договора, изложив п. 2.1 в следующей редакции: "Цена участка составляет 536 750 рублей (пятьсот тридцать шесть тысяч семьсот пятьдесят) рублей за весь участок, указанный в п. 1.1 настоящего договора".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация.
Решением суда от 21.04.2014 (судья Биндер А.Г.) исковые требования удовлетворены: п. 2.1 договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 66:41:0504099:60, заключенного между обществом "ВторТек" и Министерством изложен в следующей редакции: Цена участка составляет 536 750 (пятьсот тысяч шестьсот тысяч семьсот пятьдесят) руб. за весь участок, указанный в п. 1.1 настоящего договора. Покупатель уплачивает цену в течение 10 календарных дней с момента заключения настоящего договора.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 (судьи Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы полагает, что выкупная стоимость земельного участка должна быть рассчитана либо на момент подачи заявления в соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области от 26.10.2007 N 1045-ПП, от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" и составлять 2 288 521 руб. 27 коп. из расчета 2,5% от существующей на тот момент кадастровой стоимости, либо на момент заключения договора в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2012 N 1532-ПП "Об утверждении Порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной стоимости Свердловской области, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках" и Приказом Министерства от 15.01.2013 N 32 и составлять 5 802 603 руб. 22 коп. из расчета 15% от установленной на момент заключения договора кадастровой стоимости.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ВторТек" просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "ВторТек" является собственником отдельно стоящих зданий нежилого помещения, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0504099:60, площадью 17 876 кв. м, находящегося в г. Екатеринбурге по ул. Селькоровская, 82а.
Общество "ВторТек" обратилось в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением от 14.04.2011 о предоставлении в собственность названного земельного участка с приложением всех необходимых документов, перечень которых определен Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.2012 по делу N А60-20421/2012 кадастровая стоимость указанного земельного участка признана равной его рыночной стоимости в размере 21 470 000 руб.
Сведения об установленной судом кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости, после чего данные о кадастровой стоимости переданы истцом в администрацию для расчета выкупной цены земельного участка.
С февраля 2013 года по май 2013 между истцом и Администрацией велась переписка.
Администрация в письме от 25.06.2013 сообщила истцу о том, что с 17.05.2013 полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории г. Екатеринбурга, государственная собственность на которые не разграничена, перешли от Администрации к Министерству, и рекомендовано обращаться в данный орган по всем вопросам, связанным с заключением договора.
После обращения истца в Министерство, последним подготовлен и направлен 02.12.2013 в адрес истца проект договора купли-продажи земельного участка, в п. 2.1 которого выкупная цена земельного участка определена в сумме 2 288 521 руб. 27 коп. (2,5% от 91 807 144 руб. 44 коп. - кадастровая стоимость на дату подачи заявки).
Общество "ВторТек" 16.12.2013 направило в Министерство протокол разногласий к договору, в котором предложено определить выкупную цену земельного участка в размере 536 750 руб. (2,5% от 21 470 000 руб. - кадастровая стоимость, установленная решением суда).
Министерством протокол разногласий отклонен.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "ВторТек" с соответствующим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования общества "ВторТек", суды исходили из следующего.
При рассмотрении спора суды правомерно определили, что в данном случае между сторонами имеет место преддоговорный спор (ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Цена земельных участков, указанных в п. 1.1 названной статьи, не может превышать их кадастровую стоимость (п. 1.2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В п. 3 постановления Правительства Свердловской области от 26.10.2007 N 1045-ПП "О реализации Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (вместе с "Порядком определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области или право государственной собственности на которые не разграничено, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках") установлено, что в соответствии с федеральным законодательством до 1 января 2012 года продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Свердловской области, осуществляется:
1) по цене два с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; 2) по цене два с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что с заявлением о предоставлении спорного земельного участка общество "ВторТек" обращалось в период действия названного постановления, суды пришли к обоснованному выводу о необходимости установления выкупной цены спорного земельного участка в размере 2,5% его кадастровой стоимости.
Правильным является и вывод судов о том, что выкупная цена земельного участка подлежит определению исходя из кадастровой стоимости, установленной решением суда в размере рыночной стоимости.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Пункт 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 того же Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Судами установлено, что общество "ВторТек", обратившись 14.04.2011 с заявлением о реализации установленного ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации права, предоставило весь пакет документов, государственный орган в сроки, установленные п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, соответствующие действия не предпринял, решение о предоставлении земельного участка не принято, проект договора истцу не направлен.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0504099:60, составлявшая 91 540 850 руб., установлена в размере его рыночной стоимости в сумме 21 470 000 руб. по состоянию на 01.01.2010, о чем в государственный кадастр недвижимости внесена запись.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Поскольку решением суда установлена новая кадастровая стоимость, внесены изменения в государственный кадастр недвижимости, на момент ее установления договор купли-продажи земельного участка после обращения общества "ВторТек" за выкупом земельного участка еще не был заключен, при этом, несвоевременное заключение договора является следствием бездействия муниципального органа, необоснованно уклонявшегося от заключения договора и не совершившего необходимых действий в установленный срок, суды пришли к правомерному выводу о том, что при урегулировании разногласий по договору относительно цены, подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка, установленная судом в размере его рыночной стоимости в сумме 21 470 000 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Судами верно отмечено, что определение стоимости земельного участка в проекте договора купли-продажи на момент подачи заявки о выкупе земельного участка исходя из кадастровой стоимости в размере 91 540 850 руб. 88 коп., существенно превышающей рыночную стоимость участка, подтвержденную судебным актом, не соответствует п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы истца, реализующего свое право на приобретение земельного участка в собственность.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы администрации о том, что выкупная стоимость земельного участка должна быть рассчитана либо на момент подачи заявления в соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области от 26.10.2007 N 1045-ПП, от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" и составлять 2 288 521 руб. 27 коп., либо на момент заключения договора в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2012 N 1532-ПП "Об утверждении Порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной стоимости Свердловской области, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках" и Приказом Министерства от 15.01.2013 N 32, с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления, подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2014 по делу N А60-4679/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.