Екатеринбург |
|
13 ноября 2014 г. |
Дело N А71-435/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Токмаковой А.Н., Анненковой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" (далее - военный комиссариат) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.05.2014 по делу N А71-435/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Обелиск" (далее - общество "Обелиск") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к военному комиссариату о взыскании ущерба в виде расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника на месте погребения умерших (погибших) участников Великой Отечественной Войны (далее - ВОВ) в размере 80 202 руб.
Решением суда от 19.05.2014 (судья Лиуконен М.В.) исковые требования удовлетворены полностью.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 (судьи Богданова Р.А., Балдин Р.А., Суслова О.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе военный комиссариат просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель считает, что судами не выяснены сведения о последнем месте службы умерших участников ВОВ, имеющие существенное значение при рассмотрении данного спора. Законодательством требуется подтвердить факт участия в действующей армии в период ВОВ в качестве военнослужащего, а также последнее место прохождения службы военнослужащего. Отсутствие сведений о последнем месте службы может повлечь незаконное расходование федеральных денежных средств, предусмотренных на эти цели Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460. По мнению заявителя жалобы, общество "Обелиск" не представило в суд достоверных и неопровержимых доказательств реально понесенных им расходов.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Обелиск" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как следует из материалов дела, между обществом "Обелиск" и гражданами, имеющими в силу закона право на возмещение расходов на изготовление и установку надгробия их погибшим (умершим) родственникам за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, заключено 3 договора подряда, по условиям которых общество "Обелиск" обязуется изготовить, доставить и установить за счет собственных средств надгробные памятники.
Так, 29.07.2013 между обществом "Обелиск" и Дрожжиной Натальей Семеновной заключен договор подряда от 29.07.2013 N 104, в соответствии с которым общество "Обелиск" приняло обязательство изготовить и произвести установку надгробного памятника для умершего участника ВОВ Дрожжиной Екатерины Васильевны, место захоронения - г. Ижевск, кладбище "Хохряковское". Стоимость изготовления памятника составляет 21 450 руб., установки - 5350 руб.
Датой смерти Дрожжиной Е.В., согласно свидетельству о смерти I-НИ N 501370 от 28.08.2013, значится 02.02.1995. Из справки о захоронении N 12-5/08-14 от 12.06.2013 следует, что Дрожжина Е.В. захоронена 04.02.1995 на кладбище "Хохряковское", г. Ижевск, запись N 328.
Дрожжина Е.В. в период ВОВ проходила службу в Советской Армии и награждена Орденом Отечественной войны II степени, что подтверждается красноармейской книжкой, удостоверением 00088 и орденской книжкой.
Общество "Обелиск" надлежащим образом выполнило свои обязательства по договору, что подтверждается актом приемки выполненных работ от 29.07.2013 N 110, памятник установлен 17.08.2013 на кладбище "Хохряковское" г. Ижевска.
Между Дрожжиной Натальей Семеновной (цедент) и обществом "Обелиск" (цессионарий) 29.07.2013 заключен договор цессии (уступки прав требования) N 110, в соответствии с которым цедент уступил цессионарию право требования к военному комиссариату о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику войны Дрожжиной Е.В.
Уведомление о состоявшейся уступке права требования направлено в отдел военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому Индустриальному и Устиновскому районам г. Ижевска 17.08.2013.
Письмом от 17.09.2013 N П/5858 обществу "Обелиск" отказано в возмещении оплаты по изготовлению и установке надгробного памятника, в связи с отсутствием выписок из книги регистрации надмогильных сооружений либо копии удостоверений о захоронении с отметкой об установленном надмогильном сооружении, в связи с чем документы возвращены.
Между обществом "Обелиск" и Третьяковым Юрием Никитьевичем заключен договор подряда от 18.06.2013 N 74, в соответствии с которым общество "Обелиск" приняло обязательство изготовить и произвести установку надгробного памятника для умершего участника ВОВ Третьякова Н.Н., место захоронения - г. Ижевск, кладбище "Южное". Стоимость изготовления памятника составляет 21 330 руб., установки - 5350 руб.
Датой смерти Третьякова Н.Н., согласно свидетельству о смерти I-НИ N 501368 от 28.08.2013, значится 23.02.1994.
Общество "Обелиск" надлежащим образом выполнило свои обязательства по договору, что подтверждается актом приемки выполненных работ от 18.06.2013 N 74, памятник установлен 17.08.2013 на кладбище "Южное".
Между Третьяковым Юрием Никитьевичем (цедент) и обществом "Обелиск" (цессионарий) 18.06.2013 заключен договор цессии (уступки прав требования) N 80, в соответствии с которым цедент уступил цессионарию право требования к военному комиссариату о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику ВОВ Третьякову Н.Н.
Уведомление о состоявшейся уступке права требования направлено в отдел военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому Индустриальному и Устиновскому районам г. Ижевска 17.07.2013.
Письмом от 17.09.2013 N П/5858 обществу "Обелиск" отказано в возмещении оплаты по изготовлению и установке надгробного памятника, в связи с отсутствием выписок из книги регистрации надмогильных сооружений либо копии удостоверений о захоронении с отметкой об установленном надмогильном сооружении, документы возвращены.
Между обществом "Обелиск" и Даниловой Ольгой Владимировной заключен договор подряда от 29.07.2013 N 101, в соответствии с которым общество "Обелиск" приняло обязательство изготовить и произвести установку надгробного памятника для умершего участника ВОВ Малышевой Веры Михайловны, место захоронения - г. Ижевск, кладбище "Южное". Стоимость изготовления памятника составляет 21 450 руб., установки - 5350 руб.
Датой смерти Малышевой В.М., согласно свидетельству о смерти I-НИ N 863177 от 03.07.2012, значится 29.06.2012. Согласно удостоверению о захоронении Малышева В.М. захоронена 30.06.2012 на кладбище "Южное" г. Ижевска.
Из архивной справки от 09.03.1982 N 4/279553 следует, что Малышева В.М. в период ВОВ проходила службу в советской армии и награждена Орденом Отечественной войны II степени, что подтверждается красноармейской книжкой.
Общество "Обелиск" надлежащим образом выполнило свои обязательства по договору, что подтверждается актом приемки выполненных работ от 29.07.2013 N 101, памятник установлен 19.08.2013 на кладбище "Южное" г. Ижевска.
Между Даниловой Ольгой Владимировной (цедент) и обществом "Обелиск" (цессионарий) 29.07.2013 заключен договор цессии (уступки прав требования) N 107, в соответствии с которым цедент уступил цессионарию право требования к военному комиссариату о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику ВОВ Малышевой В.М.
Уведомление о состоявшейся уступке права требования направлено в отдел военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому Индустриальному и Устиновскому районам г. Ижевска 19.08.2013.
Письмом от 05.09.2013 N П/5564 обществу "Обелиск" отказано в возмещении оплаты по изготовлению и установке надгробного памятника, в связи с отсутствием выписок из книги регистрации надмогильных сооружений либо копии удостоверений о захоронении с отметкой об установленном надмогильном сооружении, документы возвращены.
Отказ военного комиссариата в возмещении понесенных расходов, послужил основанием для обращения общества "Обелиск" в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона о погребении и похоронном деле погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (далее - Порядок).
Пунктом 35 Порядка предусмотрено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в п. 2 Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребении или учета. В соответствии с п. 2 данного Порядка порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны Российской Федерации на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с п. 36 названного Порядка родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в п. 38 вышеназванного Порядка.
На основании п. 38 Порядка для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
По смыслу положений ст. 5, 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" лицо, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов. Соответствующие государственные органы обязаны оплатить таким лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим), принадлежавшим к перечисленным категориям лиц.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что обществом "Обелиск" военному комиссариату представлен весь пакет документов по каждому надгробному памятнику, предусмотренный п. 38 Порядка, включая заявление о возмещении с фотографией установленного памятника, договор, акт приемки выполненных работ, квитанцию с описанием размеров и материалов памятника и прейскурантом цен на оказанные услуги, справку о смерти и справку о месте захоронения лица, которому установлен памятник.
С учетом этого и принимая во внимание, что общество "Обелиск" надлежащим образом исполнило свои обязательства по изготовлению и установке надгробных памятников вышеназванным умершим участникам ВОВ, не превысило норму расходов, при этом данные расходы военным комиссариатом не возмещены, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы военного комиссариата, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 N 13031/12, суд кассационной инстанции не вправе переоценивать представленные в материалы дела доказательства и устанавливать иные обстоятельства дела, чем те, что установлены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку указанные действия выходят за пределы его полномочий в силу норм действующего процессуального законодательства (ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.05.2014 по делу N А71-435/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.