Екатеринбург |
|
27 ноября 2014 г. |
Дело N А47-12242/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Ященок Т.П., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орский автовокзал" (ОГРН 1135658014470, ИНН 5614064171; далее - общество "Орский автовокзал", заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.05.2014 по делу N А47-12242/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - министерство) заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Орский автовокзал" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения министерства от 19.09.2012 N 12, фактически принятого 19.09.2013, о внесении в областной реестр (исключении из реестра) регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Атлант" (далее - общество "Атлант").
Решением суда от 27.05.2014 (судья Вернигорова О.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 (судьи Иванова Н.А., Арямов А.А., Кузнецов Ю.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Орский автовокзал" просит судебные акты отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Общество "Орский автовокзал" приводит доводы в обоснование того, что оспариваемое решение министерства не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на заявителя обязанность по увеличению штата работников, что может привести к банкротству общества "Орский автовокзал". Заявитель жалобы ссылается на то, что общество "Атлант" представило в уполномоченный орган расписание, где согласована только конечная точка маршрута. При этом общество "Атлант" представило договор на вокзально - кассовое обслуживание с обществом "Орский автовокзал" по маршруту "Орск - Магнитогорск". Договор на вокзально - кассовое обслуживание по маршруту "Орск - Оренбург", время отправления 06.50 с обязательным приложением, являющимся неотъемлемой частью договора, в котором указывается время отправления, промежуточные остановки, тарифы на проезд и провоз багажа, между обществом "Орский автовокзал" и обществом "Атлант" не заключался. Как поясняет заявитель, у общества "Орский автовокзал" имеется договор на вокзально - кассовое обслуживание по этому же времени отправления и по этому же маршруту с другим перевозчиком и недостаточно технологической пропускной способности для отправления с одним временем отправления по одному маршруту двух рейсов одновременно. Заявитель жалобы считает, что общество "Атлант" в соответствии с оспариваемым решением вмешивается в хозяйственную деятельность общества "Орский автовокзал", нарушает транспортную безопасность, что приводит к угрозе жизни и здоровью пассажиров. По мнению общества "Орский автовокзал", министерство своими действиями по вынесению оспариваемого решения нарушило п. 18, 20 постановления Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 N 250-п "О порядке формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области".
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества "Орский автовокзал" - без удовлетворения; считает, что суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства дела и представленные доказательства, правильно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Проверив законность вынесенных по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и из материалов дела следует, что министерством 19.09.2013 вынесено решение N 12 о внесении в областной реестр регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов, которым, в том числе на основании заявления общества "Атлант" был внесен в областной реестр регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов (далее - реестр) маршрут N 687 "Орск - Оренбург" (номер записи в реестре 775).
С учетом указанного решения министерством 19.09.2013 с обществом "Атлант" (перевозчиком) заключен договор N 46 на обеспечение пассажирских перевозок, в соответствии с которым уполномоченный орган поручил, а перевозчик принял на себя обязательства по перевозке пассажиров автобусным транспортом на регулярном межмуниципальном автобусном маршруте N 687 "Орск - Оренбург", внесенном в реестр на основании постановления Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 N 250-п "О порядке формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области" (п. 1.2).
Общество "Орский автовокзал", полагая, что названное решение министерства противоречит нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из соответствия оспариваемого решения министерства нормативным актам, в том числе Порядку формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области, утвержденному постановлением Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 N 250-п, и отсутствия нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства в их взаимосвязи, суды обеих инстанций пришли к обоснованным выводам об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности обстоятельств, необходимой для удовлетворения требований общества "Орский автовокзал".
Постановлением Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 N 250-п утвержден Порядок формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что работа по формированию сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов осуществляется Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.
Согласно п. 4 Порядка открытие регулярных межмуниципальных маршрутов производится, в частности, по инициативе перевозчиков, их объединений и других юридических лиц.
В силу п. 6 Порядка для согласования вопроса об открытии регулярного межмуниципального автобусного маршрута перевозчики представляют в уполномоченный орган следующие документы:
- копию лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), с видом работ: регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении (для паспортов пригородных маршрутов); регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении (для паспортов междугородных маршрутов);
- список транспортных средств, предлагаемых к использованию для перевозок пассажиров, с приложением копий паспортов транспортных средств, находящихся в собственности, и копии документов, подтверждающих факт пользования транспортными средствами (договоров аренды транспортных средств без экипажа, договоров лизинга, генеральных доверенностей и другое);
- схему маршрута в виде графического условного изображения, согласованную с органами местного самоуправления городских округов, городских поселений и муниципальных районов начального и конечного пунктов автобусного маршрута, управлением ГИБДД УВД по Оренбургской области, а в случае прохождения маршрута через железнодорожные переезды - с организацией, в ведении которой они находятся, с указанием:
а) улиц в городах (поселках) начального остановочного пункта от автовокзала (автостанции);
б) промежуточных остановочных пунктов;
в) характерных ориентиров (перекрестков, железнодорожных переездов, опасных участков, мостов и т.д.);
г) улиц в городах (поселках) конечного остановочного пункта до автовокзала (автостанции);
- договор с автовокзалами (автостанциями) начального и конечного пунктов маршрута, имеющими условия для продажи билетов, ведения посадочной ведомости, отстоя транспорта, посадки-высадки пассажиров, диспетчеризации. В муниципальных образованиях, где автовокзалы (автостанции) отсутствуют, органы местного самоуправления вправе определить место для осуществления продажи билетов, ведения посадочной ведомости, отстоя транспорта, посадки-высадки пассажиров с соответствующими социально-бытовыми условиями с выдачей разрешительной документации;
- акт обследования открываемого межмуниципального автобусного маршрута в соответствии с требованиями Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 или части маршрута, где не осуществляется регулярное автобусное движение, согласованный с администрацией муниципального образования и ГИБДД территории, по которой проходит маршрут;
- расписание (в случае выполнения нескольких рейсов - расписания) движения автобусов на маршруте по дням недели и временам года по установленному образцу, согласованное с органами местного самоуправления городских округов, городских поселений и муниципальных районов начального и конечного остановочных пунктов, а также с автовокзалами (автостанциями) начального и конечного остановочных пунктов маршрута (расписание движения выполняется на одном листе) (приложение N 2 к Порядку);
- два экземпляра оригинала паспорта маршрута по установленной форме в соответствии с Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 (приложение N 3 к Порядку);
- договор со страховой компанией на обязательное страхование пассажиров, заключенный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что уполномоченный орган регистрирует полученные документы, проводит экспертизу и при положительном заключении принимает решение о возможности открытия регулярного автобусного маршрута.
Руководствуясь приведенными правовыми нормами, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно констатировали, что прерогатива по оценке документов и принятии решения об открытии регулярного автобусного маршрута лежит исключительно на уполномоченном органе, в данном случае - на министерстве.
Приказом Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 30.05.2013 N 64 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по заключению договора на обеспечение пассажирских перевозок и выдаче уведомления о внесении в областной реестр регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов (далее - Административный регламент).
Согласно п. 2.4 Административного регламента решение о внесении (отказе во внесении) в областной реестр регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов и проверки соответствия представленных документов установленным требованиям.
Решение о внесении в областной реестр регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов или об отказе во внесении с указанием причин отказа в письменной форме направляется заявителю в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения.
Решение о внесении в областной реестр регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок продлевается на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.
Уведомление о внесении в областной реестр регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов, выписку из областного реестра регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов, утвержденный паспорт автобусного маршрута, договор на обеспечение пассажирских перевозок выдается специалистом отдела министерства заявителю или его уполномоченному представителю.
Исследовав и оценив по правилам ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон и фактические обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что решение о внесении в областной реестр (исключении из реестра) регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов от 19.09.2013 N 12 принято министерством в соответствии с вышеназванными требованиями постановления Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 N 250-п и приказа министерства от 30.05.2013 N 64 (с изменениями в редакции приказа от 15.07.2013 N 81), которые регламентируют порядок открытия регулярного межмуниципального автобусного маршрута, а также процедуру принятия решения о внесении (отказе во внесении) в областной реестр регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов и выдачи об этом уведомления.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что основанием для принятия министерством оспариваемого в рамках данного дела решения явились заявление общества "Атлант" и положительная оценка представленных им документов, вследствие чего министерство при вынесении решения от 19.09.2013 N 12 действовало в пределах предоставленных ему полномочий согласно Порядку, утвержденному постановлением Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 N 250-п.
На основании вышеизложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований общества "Орский автовокзал".
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, которые отклонены судами с надлежащим правовым обоснованием с учетом установленных по делу фактических обстоятельств. По существу указанные доводы повторяют позицию общества "Орский автовокзал" по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении данного дела, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.05.2014 по делу N А47-12242/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орский автовокзал"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С. Н. Василенко |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.