Екатеринбург |
|
03 декабря 2014 г. |
Дело N А47-926/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т. П.,
судей Поротниковой Е. А., Василенко С. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (далее - пенсионный фонд, Управление) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.05.2014 по делу N А47-926/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Уралрегионсервис" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Управления от 17.12.2013 N 066 364 13 РК0006976 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 15.05.2014 (судья Карев А.Ю.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 (судьи Тимохин О.Б., Арямов А.А., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований.
По мнению пенсионного фонда, нарушений норм действующего законодательства при выставлении недоимки и пени в оспариваемом решении не имеется, поскольку данные суммы отражены полностью, с указанием конкретного периода их образования, с разбивкой по фондам и месяцам начисления; подробный расчет приведен в резолютивной части решения; также имеется ссылка на документ, из которого установлена недоимка по начисленным плательщиком, но не уплаченным (несвоевременно уплаченным) страховым взносам - расчет формы РСВ-1 ПФР за полугодие 2013 года.
Управление полагает, что оспариваемое решение, как по форме, так и по содержанию соответствует форме 19-ПФР, утвержденное приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.11.2013 N 698н.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы (ч. 1 ст. 18, ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ).
В силу п. 6, 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Согласно подп. 1 п. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, должны представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС в ПФ РФ и на обязательное медицинское страхование в ФОМС. При этом ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ предусмотрены право и случаи представления страхователями отчетности по установленным форматам в форме электронных документов.
При исследовании обстоятельств дела судами установлено, что по результатам камеральной проверки общества по вопросу соблюдения им законодательства Российской Федерации о страховых взносах Управлением составлен акт от 01.11.2013 N 06636430005948, вынесено решение от 17.12.2013 N 066 364 13 РК 0006976, которым страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде штрафа в сумме 82 320 руб. 82 коп., обществу предложено уплатить недоимку в сумме 22 руб. 45 коп, также начислены пени по страховым взносам в размере 1424 руб. 33 коп.
Основанием для вынесения указанного решения послужил факт несвоевременного представления страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ), страховым взносам на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов (далее - расчет) за полугодие 2013 года, а именно, расчет представлен в орган пенсионного фонда 25.09.2013, то есть с пропуском установленного срока.
Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета является нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах и влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей (п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ).
Порядок привлечения страхователя к ответственности установлен гл. 5 Закона N 212-ФЗ.
Должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов согласно п. 1 ст. 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного ч. 2 ст. 34 Закона N 212-ФЗ, должны составить акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требования к составлению акта камеральной проверки утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (далее - Требования).
Согласно с п. 6. Требований описательная часть акта камеральной проверки должна содержать: сведения о выявленной недоимке по страховым взносам; сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.
На основании исследования представленных документов и обстоятельств, изложенных в акте проверки, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки должен установить: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; а также выявить обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения (п. 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
В силу п. 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что поскольку среднесписочная численность застрахованных лиц у общества за полугодие 2013 года составляла более 50 человек, то он обязан предоставлять расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронной форме.
Судами установлено также и пенсионным фондом не оспаривается, представление обществом 15.08.2013 первоначального расчета по телекоммуникационным каналам связи через специализированного оператора связи; при этом первоначально поданный расчет впоследствии Управлением возвращен страхователю по причине наличия ошибок в представленных сведениях с детальным указанием на имеющиеся в нем недостатки (решение фонда от 17.12.2013, протокол принятия отчетности и подтверждение получения, протоколы приема сведений ПФР от 15.08.2013, от 16.08.2013, от 19.08.2013). Исправленный расчет 25.09.2013 принят Управлением к обработке.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суды верно установили своевременное представление обществом расчета в электронном виде (15.08.2013) и, пришли к обоснованному выводу, что наличие ошибок в своевременно представленном страхователем расчета не может являться основанием для привлечения его к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, поскольку обозначенная норма не предусматривает ответственность за представление расчета, содержащего ошибочные сведения.
С учетом изложенного суды правомерно пришли к выводу о недоказанности наличия в действиях общества события вмененного ему правонарушения, правомерно отклонив доводы пенсионного фонда в этой части.
В части требований Управления об уплате недоимки по страховым взносам на ОПС в сумме 22 руб. 45 коп., пени в общей сумме 1424 руб. 33 коп., суды верно заключили, что пенсионным фондом в акте проверки от 01.11.2013 N 06636430005948, в решении от 17.12.2013 N 066 364 13 РК 0006976 не приведены обстоятельства, свидетельствующие об установлении и документальном подтверждении наличия у общества недоимки; оспариваемое решение не содержит ссылки на документы, на основании которых произведено начисление пени; не приведен сам расчет пени; невозможно установить за какой период, на какие суммы недоимки начислены пени, а также в связи с какими обстоятельствами они образовались.
Таким образом, суды обоснованно признали незаконным начисление пенсионным фондом недоимки по страховым взносам на ОПС в сумме 22 руб. 45 коп., пени в сумме 1424 руб. 33 коп.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены заявленные обществом требования.
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Судами обеих инстанций полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения спора, дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, доводам и возражениям сторон, оснований для ее непринятия у суда кассационной инстанции не имеется. При этом указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иное толкование пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Кроме того, приведенные в кассационной жалобе доводы Управления проверялись судами и были отклонены с приведением в судебных актах мотивов их отклонения.
Иных доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе пенсионным фондом не приведено.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.05.2014 по делу N А47-926/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П.Ященок |
Судьи |
Е.А.Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.