Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 мая 2011 г. N Ф09-2549/11
06 мая 2011 г. |
N Ф09-2549/11-С3 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Глазыриной Т.Ю.,
судей Токмаковой А.Н., Дубровского В.И.
рассмотрел в судебном заседании жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области (далее - управление Росимущества в Курганской области, третье лицо) на решение Арбитражного суда Курганской области от 11.11.2010 по делу N А34-4006/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2011 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель управления Росимущества в Курганской области - Мыльникова О.В. (доверенность от 14.03.2011 N 05-01/1720).
Представители Департамента экономического развития и управления муниципальным имуществом администрации города Кургана (в настоящее время - Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Кургана) (далее - Департамент, истец), Военного комиссариата Курганской области (далее - Военный комиссариат, ответчик), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Департамент обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Военному комиссариату (с учетом уточнений требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и отказа от части исковых требований) о взыскании 2 393 459 руб., в том числе суммы задолженности по арендной плате по договору аренды от 18.10.2005 N 180/2-05 за период с 01.09.2009 по 05.04.2010 в сумме 2124166 руб., пеней за период с 11.10.2009 по 05.04.2010 в сумме 173720 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 07.04.2010 по 01.11.2010 в сумме 93743 руб.
Определением суда от 26.08.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление Росимущества в Курганской области.
Решением суда от 11.11.2010 (судья Семенова Е.В.) исковые требования удовлетворены частично. С Военного комиссариата в пользу Департамента взыскано 2302909 руб., в том числе основной долг в сумме 2124166 руб., пени в сумме 85000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 93743 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано. Производство по делу в части требований о взыскании долга за период с 06.04.2010 по 31.07.2010 в сумме 1196912 руб., неустойки, начисленной на эту сумму, прекращено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2011 (судьи Пивоварова Л.В., Баканов В.В., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление Росимущества в Курганской области просит судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что Военный комиссариат с момента принятия решения Курганской городской Думы от 11.12.2006 N 367 и до сегодняшнего дня вправе безвозмездно пользоваться муниципальным имуществом.
Как следует из материалов дела, по договору аренды от 18.10.2005 N 180/2-05, заключенному между Департаментом и Военным комиссариатом, Департамент (арендодатель) сдает, а Военный комиссариат (арендатор) принимает во временное пользование за плату административное здание (литера Г) с подвалом, административное здание, здание (литера В), общей площадью 1251,3 кв. м, в том числе подвал 160,1 кв. м, по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, 117 (п. 1.1 договора).
Срок договора установлен с 02.01.2005 по 31.12.2005 (п. 1.3 договора).
В соответствии с п. 4.2.2 договора арендатор обязуется своевременно вносить арендную плату в размере, в порядке и в срок, установленные в разд. 5 договора.
Размер арендной платы устанавливается в соответствии с действующим порядком начисления, утвержденным органом местного самоуправления г. Кургана (п. 5.1 договора). Перечисления арендных платежей производятся арендатором ежемесячно не позднее десятого числа месяца, следующего за расчетным (п. 5.3 договора).
Согласно п. 7.4.1 договора, если арендатор продолжает пользоваться арендуемым объектом после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. При этом каждая из сторон имеет право в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону не менее чем за один месяц.
Пунктом 6.1 договора предусмотрено, что в случае не внесения арендатором арендной платы в сроки, установленные настоящим договором, им уплачиваются пени в размере 0,1 % от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Согласно акту приема-передачи от 02.01.2005 Военному комиссариату переданы следующие здания общей площадью 1251,3 кв. м, расположенные по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, 117: административное здание с подвалом; административное здание; здание.
Считая, что Военным комиссариатом ненадлежащим образом исполнены обязательства по своевременному внесению арендной платы, Департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что Военный комиссариат, занимающий помещения в зданиях, расположенных по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, д. 117, вправе пользоваться ими безвозмездно с 07.04.2010 с момента начала процедуры передачи имущества из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации. При этом решение Курганской городской Думы от 11.12.2006 N 367 является, по сути, предложением федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, о передаче имущества из муниципальной в федеральную собственность, решение же о передаче имущества принимает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества. То обстоятельство, что между предложением и принятием решения прошло более трех лет, не имеет правового значения для определения момента, с которого ответчик вправе пользоваться арендуемым имуществом безвозмездно.
Согласно ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменений его условий не допускаются.
На основании ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Судами установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 10.12.2008 по делу N А34-5062/2008 частично удовлетворены требования Департамента о взыскании с Военного комиссариата задолженности по арендной плате по договору аренды от 18.10.2005 N 180/2-05. С Военного комиссариата за период с февраля 2007 года по август 2008 года взыскана задолженность в сумме 4479808 руб., неустойка в сумме 550000 руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 19.11.2009 по делу N А34-6981/2009 частично удовлетворены требования Департамента о взыскании с Военного комиссариата задолженности по арендной плате по договору аренды от 18.10.2005 N 180/2-05. С Военного комиссариата за период с сентября 2008 года по август 2009 года взыскана задолженность в сумме 3256200 руб., неустойка в сумме 187951 руб. 29 коп.
Во исполнение указанных судебных актов Военным комиссариатом перечислены денежные средства по платежным поручениям от 13.02.2009 N 111 в сумме 456 192 руб., от 13.02.2009 N 113 в сумме 2052864 руб., от 13.02.2009 N 115 в сумме 1970752 руб., от 09.10.2009 N 140 в сумме 550000 руб., от 08.02.2010 N 90 в сумме 187951 руб. 29 коп., от 08.02.2010 N 93 в сумме 3256200 руб.
Из материалов дела также следует, что 11.12.2006 Курганской городской Думой принято решение N 367 "Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности, находящихся в пользовании Военного комиссариата Курганской области, передаваемых в федеральную собственность". В указанный перечень, в том числе вошли здания, расположенные по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, 117, а именно нежилое двухэтажное здание площадью 462,6 кв. м, нежилое здание переменной этажности площадью 308,6 кв. м, нежилое двухэтажное здание с подвалом площадью 480,2 кв. м.
Департамент обратился 11.01.2007 в Военный комиссариат с письмом N 38/9, в котором сообщил, что для возобновления процедуры передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность Военному комиссариату необходимо представить в Департамент ряд документов.
В связи с непредставлением Военным комиссариатом необходимых документов для передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность Департамент обратился 31.07.2007 в администрацию города Кургана с просьбой снять с контроля Департамента обращение Военного комиссариата о передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность здания, находящегося в пользовании Военного комиссариата.
Управлением Росимущества в Курганской области 06.04.2010 вынесено распоряжение N 212-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности муниципального образования город Курган Курганской области и составляющего казну муниципального образования город Курган Курганской области, в федеральную собственность". Указанным распоряжением утвержден перечень имущества, передаваемого в федеральную собственность (п. 1 распоряжения). В перечень вошли здания, расположенные по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, 117, а именно нежилое двухэтажное здание площадью 462,5 кв. м, нежилое здание переменной этажности площадью 308,6 кв. м, нежилое двухэтажное здание с подвалом площадью 480,2 кв. м.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводам о том, что договор аренды от 18.10.2005 N 180/2-05 является заключенным, и поскольку после истечения срока, указанного в п. 1.3 договора, арендатор продолжал пользоваться нежилыми помещениями, на основании п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Доводы ответчика и третьего лица о том, что спорное имущество может быть использовано Военным комиссариатом безвозмездно на основании подп. 3 п. 8 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), рассмотрены и обоснованно отклонены апелляционным судом.
На основании подп. 3 п. 8 ст. 85 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 01.01.2008 названным Законом, другими федеральными законами, а в переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), а также п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" основанием для передачи муниципального имущества в федеральную собственность является предложение о передаче имущества, направляемое органом местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Передача имущества связана с передачей полномочий из одного уровня власти в другой.
Из содержания указанных выше правовых норм следует, что переходный период, в течение которого органы государственной власти имеют право на безвозмездное использование имущества, находящегося в муниципальной собственности, устанавливается для случаев, когда начинается процедура передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную в связи с разграничением полномочий соответствующих органов власти.
В соответствии с абз. 25-29 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. Подписанный уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения. Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок. Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества. В случае если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Из п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации следует, что акт органа местного самоуправления об определении перечня подлежащего передаче в федеральную собственность муниципального имущества является лишь предложением о передаче имущества.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что решение Курганской городской Думы от 11.12.2006 N 367, утверждающее перечень муниципальной собственности, передаваемой в федеральную собственность, не имеет правообразующего значения, а является предложением органу государственной власти Российской Федерации о передаче имущества, тогда как органом, уполномоченным принять решение о передаче имущества из муниципальной в федеральную собственность, является управление Росимущества в Курганской области. Таковым решением в рассматриваемом случае является распоряжение управления Росимущества в Курганской области от 06.04.2010 N 212-р.
Таким образом, с момента принятия управлением Росимущества в Курганской области распоряжения от 06.04.2010 N 212-р на период процедуры передачи имущества по передаточным актам действует переходный период, указанный в подп. 3 п. 8 ст. 85 Закона об организации местного самоуправления, предоставляющий указанным в нем субъектам право безвозмездного пользования данным имуществом. Право Военного комиссариата на безвозмездное пользование занимаемых зданий возникло с момента принятия управлением Росимущества в Курганской области распоряжения от 06.04.2010 N 212-р о передаче имущества в федеральную собственность.
Поскольку Военным комиссариатом доказательства погашения задолженности по арендной плате в полном объеме не представлены, возражения по поводу размера арендной платы отсутствуют, суды обоснованно удовлетворили исковые требования о взыскании 2124166 руб.
В силу п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки его исполнения.
Пунктом 6.1 договора аренды от 18.10.2005 N 180/2-05 стороны согласовали, что в случае невнесения арендатором арендной платы в сроки, установленные договором, арендатор обязан уплатить пени в размере 0,1 % от просроченной суммы за каждый день просрочки.
В силу ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Поскольку ответчиком допущено нарушение сроков по внесению арендной платы, суды удовлетворили исковые требования о взыскании неустойки в сумме 85000 руб. и процентов в сумме 93743 руб.
В указанной части судебные акты не обжалуются.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Курганской области от 11.11.2010 по делу N А34-4006/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Ю. Глазырина |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки его исполнения.
...
В силу ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
...
решение Арбитражного суда Курганской области от 11.11.2010 по делу N А34-4006/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 мая 2011 г. N Ф09-2549/11 по делу N А34-4006/2010
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8645/11
24.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8645/11
06.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2549/11
04.02.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13147/2010