Екатеринбург |
|
02 декабря 2014 г. |
Дело N А34-1967/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Токмаковой А.Н., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Возрождение" (ИНН: 4501140599, ОГРН: 1084501004752); (далее - общество "Возрождение", заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 02.06.2014 по делу N А34-1967/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Курганской области, приняли участие представители:
общества "Возрождение" - Лебедев В.Л. (ликвидатор);
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (ИНН: 4501111870, ОГРН: 1044515000001); (далее - инспекция, регистрирующий орган) - Самков Н.В. (доверенность от 24.10.2014 N 04-12/36169).
Общество "Возрождение" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 17.03.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о государственной регистрации) необходимых для государственной регистрации документов, об обязании инспекции принять решение о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о прекращении деятельности общества "Возрождение" в связи с его ликвидацией по решению общего собрания акционеров.
Решением суда от 02.06.2014 (судья Гусева О.П.) в удовлетворении требований общества "Возрождение" отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 (судьи Карпусенко С.А., Бабкина С.А., Хоронеко М.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Возрождение" просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 21 Закона о государственной регистрации, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению общества "Возрождение", у инспекции не имелось основания для отказа в принятии решения о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении его деятельности в связи с ликвидацией по решению общего собрания акционеров. Заявитель жалобы утверждает, что на момент составления промежуточного ликвидационного баланса никаких документов, подтверждающих наличие у общества "Возрождение" задолженности по пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1443 руб. 70 коп. и по штрафу в сумме 9 руб. 45 коп., не имелось. Общество "Возрождение" также считает, что суды в нарушение норм процессуального права приняли решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане (далее - управление пенсионного фонда).
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество "Возрождение" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем 12.05.2008 инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1084501004752, свидетельство серия 45, 000975266.
Общество "Возрождение" 07.03.2014 обратилось в инспекцию с заявлением по форме N Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Согласно расписке в получении документов от 07.03.2014 N 678 к заявлению приложены: квитанция об уплате государственной пошлины и ликвидационный баланс.
Инспекцией 17.03.2014 принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. В качестве отказа в государственной регистрации налоговым органом указано на нарушение заявителем подп. "г" п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации - отсутствие документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Ссылаясь на принятие данного решения уполномоченным органом с нарушением положений ст. 23 Закона о государственной регистрации, общество "Возрождение" обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований общества "Возрождение", суд первой инстанции исходил из того, что заявителем для государственной регистрации представлен ликвидационный баланс, не отражающий действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, что рассматривается как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения и является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что неверное нормативное обоснование налоговым органом отказа в государственной регистрации ликвидации общества "Возрождение" не нарушает прав и законных интересов заявителя и не может являться основанием для признания данного решения незаконным.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 2, 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что при обращении в регистрирующий орган к заявлению о регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией общества "Возрождение" не приложен документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе расчет о начисленных и уплаченных страховых взносах за I квартал 2014 года, опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР, опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР, список застрахованных лиц, сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица, а также принимая во внимание, что в соответствии с межведомственным запросом, направленным инспекцией в электронном виде, данные о невыполнении заявителем требований пенсионного законодательства в части представления необходимых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не представлены, суды пришли к выводам о том, что требования пенсионного законодательства выполнены заявителем в полном объеме и оснований для отказа в государственной регистрации общества "Возрождение" в связи с его ликвидацией в связи с невыполнением требований подп. "г" п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации не имелось.
Вместе с тем, установив, наличие у общества "Возрождение" перед управлением пенсионного фонда неотраженной в бухгалтерском балансе, представленном заявителем для государственной регистрации, и непогашенной кредиторской задолженности по пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1443 руб. 70 коп. и по штрафу в сумме 9 руб. 45 коп., суды пришли к выводу о том, что представленный одновременно с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности общества "Возрождение" в связи с его ликвидацией ликвидационный баланс по своему содержанию не соответствовал требованиям действующего законодательства (ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что в данном случае основания для удовлетворения заявленных требований и признания решения регистрирующего органа от 17.03.2014 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица незаконным отсутствуют.
Выводы судов соответствуют материалам дела и действующему законодательству. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, имеющиеся в материалах дела доказательства полно и всесторонне исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судами норм процессуального права в связи с тем, что обжалуемое решение принято о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно - управления пенсионного фонда, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Согласно п. 1 ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Из текста обжалуемого судебного акта не следует, что при разрешении рассматриваемого спора затрагиваются права и законные интересы управления пенсионного фонда. Следовательно, оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, указанного лица по инициативе суда не имелось. Ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, управления пенсионного фонда лицами, участвующими в деле, не заявлялось.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, и по существу направлены на переоценку принятых судами доказательств и установление новых обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных ст. 286 и ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, не выявлено.
Поскольку заявителю кассационной жалобы определением суда от 08.10.2014 предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до окончания кассационного производства, доказательства ее уплаты в заседание суда кассационной инстанции не представлены, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с общества "Возрождение" подлежит взысканию государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 02.06.2014 по делу N А34-1967/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Возрождение" - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Возрождение" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.