Екатеринбург |
|
03 декабря 2014 г. |
Дело N А76-26449/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т. П.,
судей Татариновой И. А., Василенко С. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска (далее - Управление, пенсионный фонд) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.07.2014 по делу N А76-26449/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЭнергоСвязьМонтаж" (далее - ООО "ЭнергоСвязьМонтаж", страхователь, общество) о взыскании финансовых санкций в размере 4429 руб. 29 коп., а также об обязании предоставить достоверные сведения.
Решением суда от 15.07.2014 (судья Васильева Т.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 (судьи Иванова Н.А., Малышева И.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объёме, ссылаясь на доказанность правомерности привлечения общества к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). Отмечает, что АДВ-6-2 и РСВ-1 являются установленными документами и формами в данном виде отчетности, а корректировка сведений возможна только при предоставлении страхователем достоверных индивидуальных сведений.
Управление полагает, что несвоевременное и недостоверное представление индивидуальных сведений на работников приводит к нарушению их прав, а также негативным последствиям в виде невозможности участия в выборе управляющей организации по размещению накопительной части трудовой пенсии, занижение суммы расчетного пенсионного капитала при его индексации, потеря ежегодной прибавки к пенсии, рассчитанной исходя из уплаченных страховых взносов работодателем по результатам финансового года.
Кроме того, по мнению пенсионного фонда, обществом не исполнена надлежащим образом обязанность по предоставлению в установленный срок управлению сведений о застрахованных лицах.
Как установлено судами, по результатам камеральной проверки предоставленных обществом сведений Управлением составлен акт от 11.02.2013 N 115, в котором зафиксирован факт представления недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 3 квартал 2012 года.
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения в отношении страхователя решения от 27.03.2013 N 83, которым общество привлечено к ответственности по ст. 17 Закона N 27-ФЗ и ему предложено уплатить финансовую санкцию в размере 4429 руб. 26 коп.
Поскольку требования пенсионного фонда от 08.05.2013 N 13/1231 об уплате финансовой санкции ООО "ЭнергоСвязьМонтаж" в добровольном порядке не исполнены, Управление обратилось в арбитражный суд с требованием о ее взыскании.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из недоказанности в действиях страхователя состава вмененного ему правонарушения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 1 Закона N 27-ФЗ).
На основании ст. 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Сведения представляются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Согласно ч. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Исходя из положений ст. 2 Закон N 167-ФЗ, устанавливающей, что Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании и при применении ответственности за нарушение, предусмотренное абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, следует руководствоваться положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Порядок привлечения страхователя к ответственности установлен гл. 5 Закона N 212-ФЗ.
Должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов согласно п. 1 ст. 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, предусмотренного ч. 2 ст. 34 данного Закона, должны составить акт проверки по форме в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требования к составлению акта камеральной проверки утверждены приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов", п. 6 которого предусмотрено, что описательная часть акта камеральной проверки должна содержать сведения о выявленной недоимке по страховым взносам, о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки (Требований).
В соответствии с ч. 8 ст. 39 Закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности (п. 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, надлежащее отражение в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте. Решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.
С учетом изложенного, а также позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в п. 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, суды обоснованно указали на то, что при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении.
Пунктом 1 ст. 40 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
В силу ч. 1 ст. 42 Закона N 212-ФЗ виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Следовательно, о наличии вины свидетельствует тот факт, что привлекаемое к ответственности лицо не предприняло необходимых и достаточных мер для исполнения соответствующей обязанности, предусмотренной законом.
При исследовании доказательств, представленных в материалы дела, судами установлено, что акт проверки, оспариваемое решения Управления не содержат достаточно полного описания обстоятельств правонарушения, в том числе в сопоставлении с какими документами и полученной отчетностью; в чем выражена недостоверность представленных сведений; фактически какие сведения должны быть представлены; пенсионный фонд ограничился констатацией только факта нарушения; им не указано какие конкретно, в отношении каких лиц допущены ошибки; акта N 115, решение N 83 не содержат указания на конкретные обстоятельства совершения вмененного обществу нарушения; из названных документов также не представляется возможным сделать вывод об исследовании, установлении и доказанности виновности общества.
С учетом изложенного верным является вывод судов о том, что в акте проверки, решении о привлечении к ответственности отсутствует установление заявителем всех элементов состава вменяемого страхователю правонарушения, что свидетельствует о не соблюдении фондом положений гл. 5 Закона N 212-ФЗ, п. 6 Требований.
Правильно применив указанные выше нормы права, оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности в данном конкретном случае оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Указанные выводы судов переоценке не подлежат, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Фактически доводы Управления сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств, доказательств по делу и не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.07.2014 по делу N А76-26449/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П.Ященок |
Судьи |
И.А.Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.