Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 мая 2011 г. N Ф09-1668/11
04 мая 2011 г. |
N Ф09-1668/11-С2 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Артемьевой Н.А.,
судей Кангина А.В., Меньшиковой Н.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 13, далее - отделение фонда) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.09.2010 по делу N А60-22964/2010-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество) к отделению фонда о признании недействительным решения.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Корчуганов А.А (доверенность от 08.10.2009 N 10/09-ню).
Отделение фонда о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Его представители в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к отделению фонда с заявлением о признании недействительным его решения от 16.04.2010 N 12 о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением суда от 23.09.2010 (судья Присухина Н.Н.) заявленные требования удовлетворены, решение признано недействительным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 (судьи Сафонова С.Н., Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе отделение фонда просит указанные решение и постановление отменить, заявление общества оставить без рассмотрения, ссылаясь на применение судами не подлежащих применению ст. 39, 54 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) и неприменение подлежащих применению ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ), ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ), п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель жалобы полагает, что его решение может быть обжаловано обществом в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем органе контроля за уплатой страховых взносов.
В представленном отзыве общество доводы заявителя жалобы отклонило с указанием на отсутствие в действующем законодательстве обязательного досудебного порядка урегулирования спора в отношении обжалования решения о привлечении страхователя к ответственности по ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Как следует из материалов дела, отделением фонда проведена камеральная проверка по вопросу своевременности представления обществом документов на регистрацию по месту нахождения обособленного подразделения, поступивших в отделение фонда 25.03.2010.
В ходе проверки выявлено создание структурного подразделения общества (Свердловской дирекции по ремонту тягового подвижного состава) 17.01.2010 в соответствии с приказом президента общества от 31.12.2009 N 254 и Положением о Свердловской дирекции по ремонту тягового подвижного состава от 17.01.2010 и, соответственно, подача страхователем в отделение фонда документов на регистрацию по месту нахождения созданного обособленного подразделения с нарушением установленного ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ 30-дневного срока с момента создания обособленного подразделения.
По результатам проверки составлен акт от 05.04.2010 N 12 и вынесено решение от 16.04.2010 N 12 о привлечении общества к ответственности за нарушение срока регистрации в качестве страхователя у страховщика, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения отделения фонда от 16.04.2010 N 12 недействительным, считая данное решение нарушающим положения закона, а также права и интересы заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций установили, что заявление о регистрации в качестве страхователя по месту нахождения Свердловской дирекции по ремонту тягового подвижного состава подано обществом 23.03.2010, при этом отдельный расчетный счет обособленного подразделения открыт 31.03.2010, первые стационарные рабочие места созданы 01.04.2010, в связи с чем 30-дневный срок регистрации обществом не нарушен.
При этом суды отклонили довод отделения фонда о несоблюдении обществом установленного п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации обязательного досудебного порядка урегулирования спора со ссылкой на ст. 39, 54 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Вывод судов об отсутствии оснований для оставления заявления общества без рассмотрения является правильным и соответствует действующему законодательству.
В силу абз. 2, 8 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ нарушение при подаче заявления о регистрации страхователя - юридического лица по месту нахождения его обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, установленного ст. 6 данного Федерального закона 30-дневного срока со дня создания такого обособленного подразделения влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
С 01.01.2010 из ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ исключено положение о том, что отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ действие данного Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое состоит из Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Вместе с тем отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе порядок обжалования актов органов контроля, Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ не регламентирует. Названные правоотношения также не указаны в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям применяются нормы главы 5 (контроль за уплатой страховых взносов) и главы 7 (обжалование актов органа контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) его должностных лиц) Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В силу п. 1, 2 ст. 54 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (п. 12 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
С учетом изложенного суды правомерно указали на отсутствие в законодательстве досудебного порядка урегулирования спора в отношении обжалования страхователем актов страховщика - Фонда социального страхования Российской Федерации - о привлечении к ответственности за нарушения в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Таким образом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и оставления заявления общества без рассмотрения не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.09.2010 по делу N А60-22964/2010-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 13) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Артемьева |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое состоит из Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Вместе с тем отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе порядок обжалования актов органов контроля, Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ не регламентирует. Названные правоотношения также не указаны в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям применяются нормы главы 5 (контроль за уплатой страховых взносов) и главы 7 (обжалование актов органа контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) его должностных лиц) Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В силу п. 1, 2 ст. 54 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
...
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (п. 12 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 мая 2011 г. N Ф09-1668/11 по делу N А60-22964/2010