Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2011 г. N Ф09-2210/11
Екатеринбург
12 мая 2011 г. |
N Ф09-2210/11-С6 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Маликовой Э.М.,
судей Купреенкова В.А., Смирнова А.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.09.2010 по делу N А71-5887/2010-Г10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 по указанному делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
министерства - Шаисламова Д.И. (доверенность от 21.01.2011 N 2011-57).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к закрытому акционерному обществу "Биоресурс" (далее - общество) о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка от 31.03.2008 N 01/2-15/24 в сумме 580 313 руб. 13 коп., штрафа за несвоевременное внесение арендных платежей в сумме 60 000 руб., пени за несвоевременное внесение арендных платежей в сумме 195 181 руб. 01 коп.; расторжении данного договора; обязании общества осуществить возврат лесного участка, расположенного на территории Игринского района Удмуртской Республики, ГУ УР "Игринское лесничество": Ново-Зятцинское участковое лесничество - кварталы 4-6, 9-18, 21-33, 35-39, 41, 43, 47-50, 53-59, 62, 69-81, 87-100, 102, 103, 106-108, 111-115, 120-126, 137-139, 141, 144-152, 154, 159-164, 167-171, 173-176, 178-184, 186-187 (площадь 26 745 га); Чутырское участковое лесничество - кварталы 36, 72, 98, 100, 102, 103, 128, 129, 131, 132, 136 (площадь 2482 га); Пионерское участковое лесничество - кварталы 68, 74-79, 105, 114, 125-127, 129, 131, 135, 141-148 (площадь 4190 га) (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; л. д. 113-115).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.09.2010 (судья Абуязидова Г.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 (судьи Булкина А.Н., Казаковцева Т.В., Романов В.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований о расторжении договора аренды лесного участка от 31.03.2008 N 01/2-15/24, возврата лесного участка и взыскания штрафа в сумме 20 000 руб. При этом заявитель ссылается на неприменение подлежащих применению подп. 2 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель указывает, что подп. ж п. 12 договора аренды лесного участка от 31.03.2008 N 01/2-15/24 на общество возложена обязанность осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке, показатели по видам и объемам выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, содержащиеся в проекте освоения лесов отраженны в приложении N 6 к данному договору. Однако, обществом мероприятия по охране, защите лесов в предусмотренном договором объеме не выполнялись. Министерство также указывает, что Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает, что договор аренды лесного участка может быть расторгнут в случае невыполнения арендатором мероприятий по охране и защите лесов и в данном случае подлежат применению именно нормы лесного законодательства. Заявитель считает, что судами не приняты во внимание документы, подтверждающие, что обществом не выполнены мероприятия по охране и защите лесов.
Законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, между министерством и обществом заключен договор аренды лесного участка от 31.03.2008 N 01/2-15/24, согласно которому обществу в аренду для заготовки древесины передан лесной участок площадью 33 417 га, расположенный в Удмуртской Республике, ГУ УР "Игринское лесничество": Ново-Зятцинское участковое лесничество - кварталы 4-6, 9-18, 21-33, 35-39, 41, 43, 47-50, 53-59, 62, 69-81, 87-100, 102, 103, 106-108, 111-115, 120-126, 137-139, 141, 144-152, 154, 159-164, 167-171, 173-176, 178-184, 186-187 (площадь 26 745 га); Чутырское участковое лесничество - кварталы 36, 72, 98, 100, 102, 103, 128, 129, 131, 132, 136 (площадь 2482 га); Пионерское участковое лесничество - кварталы 68, 74-79, 105, 114, 125-127, 129, 131, 135, 141-148 (площадь 4190 га), на срок 10 лет.
В п. 6 данного договора указано, что размер арендной платы составляет 490 680 руб. в год и вносится равными частями до 15 марта, до 15 июня, до 15 сентября, до 15 декабря каждого года в течение срока действия договора.
Пунктом 7 указанного договора предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Министерство обязано уведомлять общество о перерасчете арендной платы (подп. в п. 10 договора).
Согласно п. 14 названного договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по внесению арендной платы общество уплачивает пени в размере 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки; за нарушение обязательства по внесению арендной платы в размере и сроки, установленные договором (подп. б п. 12 договора) общество уплачивает штраф в размере 10 000 руб.
Договор аренды лесного участка от 31.03.2008 N 01/2-15/24 зарегистрирован 09.10.2008, номер регистрации 18-18-08/005/2008-638.
Платежным поручением от 22.07.2009 N 38 министерству перечислено 175 000 руб. (назначение платежа: арендная плата по Игринскому лесничеству).
Платежным поручением от 30.07.2009 N 49 министерству перечислено 24 544 руб. 80 коп. (назначение платежа: доплата за арендную плату за 2-3 квартал по Игринскому лесничеству).
Платежным поручением от 10.08.2010 N 335 министерству перечислено 280 618 руб. 32 коп. (назначение платежа: плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы по договору от 31.03.2008 N 01/2-15/24).
Отделом государственного лесного контроля, государственного пожарного надзора в лесах и охотничьего надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республики в период с 15.04.2009 по 30.04.2009 проведена проверка общества по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах в лесном фонде ГУ УР "Игринское лесничество", по результатам которой составлен акт от 30.04.2009 N 108 В.
Как следует из данного акта, в ходе проверки выявлены нарушения ст. 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым арендаторами на арендованных участках осуществляется создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; подп. в п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, которым предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования. Данные нарушения выразились в необеспечении комплектации противопожарного оборудования и инвентаря пункта сосредоточения противопожарного инвентаря в п. Игра и лесопожарного пункта в с. Малягурт.
В уведомлении от 27.08.2009 N 01/2-17/2285 министерство сообщило обществу о нарушении последним обязательства по внесению арендной платы в размере и сроки, установленные договором аренды лесного участка от 31.03.2008 N 01/2-15/24, наличии задолженности в сумме 223 200 руб. и расторжении данного договора в случае неустранения обществом этих нарушений.
С письмом от 29.01.2010 N 01/2-17/204 министерство направило обществу соглашение о расторжении названного договора и акт на возврат лесного участка для подписания.
Указанные документы обществом не были подписаны и возвращены.
Полагая, что обществом нарушены сроки внесения арендной платы за II квартал 2009 года и I квартал 2010 года, а также требования лесного законодательства в части охраны и защиты лесов, министерство, ссылаясь на ст. 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации и подп. 2 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с иском о расторжении договора аренды лесного участка от 31.03.2008 N 01/2-15/24, возврате лесного участка и взыскании штрафа за несовременное внесение арендных платежей в сумме 20 000 руб.
Установив, что расчет арендной платы по договору аренды лесного участка от 31.03.2008 N 01/2-15/24 в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" министерством не производился; истцом не доказано наличие задолженности по арендной плате в связи с необоснованностью ее размера фактической оценке лесосек и неверного применения разряда такс; предусмотренная подп. в п. 10 данного договора обязанность по уведомлению общества о перерасчете арендной платы министерством не исполнена, суды правильно отметили, что в данных обстоятельствах общество было лишено возможности надлежащим образом выполнить обязательства по внесению арендной платы и правомерно, с учетом положений ст. 330, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказали в удовлетворении иска в части взыскания задолженности, а также штрафа за нарушение сроков внесения арендной платы.
Суды также указали, что при буквальном толковании условий договора аренды лесного участка от 31.03.2008 N 01/2-15/24 в соответствии с правилами, установленными ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, не усматривается, что штраф в размере 10 000 руб. подлежит уплате за каждый случай не внесения арендной платы в размерах и сроки, установленные договором.
Отказывая в удовлетворении требования о расторжении спорного договора, суды исходили из положений п. 2 ст. 450 и ст. 619 Гражданского кодекса Российской Федерации и отметили, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения обществом условий данного договора, которые повлекли бы для министерства такой ущерб, в результате которого оно в значительной степени лишается того, на что было вправе рассчитывать при заключении договора, нарушение обществом правил пожарной безопасности в лесах, что нашло отражение в акте от 30.04.2009 N 108 В, само по себе не свидетельствует о существенном нарушении условий договора.
Между тем, делая указанные выводы, суды не приняли во внимание следующее.
В качестве оснований для расторжения договора министерство указало следующие причины: несоблюдение обществом сроков внесения арендной платы (ст. 619 Гражданского кодекса Российской Федерации) и несовершение действий по защите и охране лесов, несоблюдение в надлежащем порядке и объеме правил пожарной безопасности в лесах (ст. 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
На основании п. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков.
В ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из системного толкования указанных норм следует, что лесным законодательством предусмотрены самостоятельные (иные) основания для расторжения договора аренды лесного участка, чем те, которые предусмотрены в ч.1 п.2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и связаны с существенными нарушениями договора, влекущие ущерб для другой стороны договора.
Во исполнение норм лесного законодательства сторонами договора аренды лесного участка от 31.03.2008 N 01/2-15/24 предусмотрена обязанность общества осуществлять противопожарное обустройство лесов, выполнять мероприятия, определенные законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и в сроки, указанные в проекте освоения лесов и приложении N 6 к договору (подп. е, ж п. 12 договора).
Министерство указывает на нарушение обществом правил пожарной безопасности в лесах, невыполнении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов за 2009, 2010 годы, предусмотренных проектом освоения лесов, разработанным в соответствии с лесоустроительной документацией, несовершение действий по обеспечению санитарной безопасности в лесах, что, по мнению истца, в силу указаний подп. 2 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для расторжения названного договора в силу п. 3 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации (возражения на отзыв ответчика от 24.08.2010 N 01/2-17/2255; л. д. 156-164).
В материалах дела имеются документы, подтверждающие, по мнению министерства, нарушение обществом обязанностей, предусмотренных лесным законодательством и подп. е, ж п. 12 договора аренды лесного участка от 31.03.2008 N 01/2-15/24, в частности: акт от 30.04.2009 N 108 В, предписание по устранению выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 30.04.2009 N 4 (л. д. 136), акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 25.06.2009 N 136 П (л. д. 32, 33), протокол об административном правонарушении от 25.06.2009 N 12 (л. д. 34-36), постановление о назначении административного наказания от 15.05.2010 (л. д. 172, 173), а также составленные обществом отчеты об охране и защите лесов (л. д. 129, 132) отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении (л. д. 130, 131, 133, 134), информация о фактическом выполнении арендатором мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренных приложением N 6 к спорному договору (л. д. 193-196).
В нарушение ч. 2 ст. 65, ст. 168, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценка изложенным доводам министерства в совокупности с имеющимся в материалах дела доказательствами судами не дана.
Принимая во внимание, что министерство, обращаясь с требованием о расторжении договора, ссылалось на положения ст. 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации в исковом заявлении и в уведомлении о расторжении договора, в рамках рассмотрения спора в суде первой инстанции представило дополнительные доказательства в подтверждение указанных обстоятельств, отклонение судом апелляционной инстанции ссылки истца на невыполнение ответчиком лесохозяйственного регламента проекта освоения лесов по мотиву того, что это обстоятельство не являлось основанием для досрочного расторжения договора и отсутствуют доказательств досудебного порядка для обращения с иском по указанному основанию, является неправомерным и противоречит материалам дела.
Учитывая, что приведенные обстоятельства являются значимыми для правильного разрешения настоящего спора в части требований о расторжении договора аренды лесного участка от 31.03.2008 N 01/2-15/24 и возврате лесного участка, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в данной части подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать соответствующие обстоятельства, оценить в совокупности доказательства по делу и с учетом этого разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.09.2010 по делу N А71-5887/2010-Г10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 по указанному делу в части расторжения договора аренды лесного участка от 31.03.2008 N 01/2-15/24 и возврата лесного участка отменить.
Дело передать в указанной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Э.М. Маликова |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Министерство указывает на нарушение обществом правил пожарной безопасности в лесах, невыполнении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов за 2009, 2010 годы, предусмотренных проектом освоения лесов, разработанным в соответствии с лесоустроительной документацией, несовершение действий по обеспечению санитарной безопасности в лесах, что, по мнению истца, в силу указаний подп. 2 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для расторжения названного договора в силу п. 3 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации (возражения на отзыв ответчика от 24.08.2010 N 01/2-17/2255; л. д. 156-164).
...
В нарушение ч. 2 ст. 65, ст. 168, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценка изложенным доводам министерства в совокупности с имеющимся в материалах дела доказательствами судами не дана.
Принимая во внимание, что министерство, обращаясь с требованием о расторжении договора, ссылалось на положения ст. 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации в исковом заявлении и в уведомлении о расторжении договора, в рамках рассмотрения спора в суде первой инстанции представило дополнительные доказательства в подтверждение указанных обстоятельств, отклонение судом апелляционной инстанции ссылки истца на невыполнение ответчиком лесохозяйственного регламента проекта освоения лесов по мотиву того, что это обстоятельство не являлось основанием для досрочного расторжения договора и отсутствуют доказательств досудебного порядка для обращения с иском по указанному основанию, является неправомерным и противоречит материалам дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2011 г. N Ф09-2210/11 по делу N А71-5887/2010