Екатеринбург |
|
09 декабря 2014 г. |
Дело N А60-49841/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Сулейменовой Т.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зиновьевой Екатерины Андреевны (далее - предприниматель Зиновьева Е.А.) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.04.2014 по делу N А60-49841/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель администрации городского округа Ревда (далее - администрация) - Муралева К.П. (доверенность от 28.07.2012 N 01-2578).
Предприниматель Зиновьева Е.А. обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий администрации по отказу в утверждении схемы расположения и предоставлении в аренду предпринимателю Зиновьевой Е.А. земельного участка общей площадью 3 620 000 кв. м в аренду сроком на 49 лет, с разрешенным использованием - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская обл., городской округ Ревда, севернее урочища Мариинская Кислянка; обязании администрации устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем выдачи соответствующей схемы расположения границ испрашиваемого земельного участка в течение 14 дней со дня представления кадастрового паспорта земельного участка; принять решение и предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду сроком на 49 лет; обязании администрации в течение 7 дней со дня принятия решения о предоставлении земельного участка заключить с заявителем договор аренды; а также заявитель просил признать незаконным и отменить постановление администрации от 24.01.2014 N 74/1 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Ревда, район реки Тараканихи" (далее - постановление администрации от 24.01.2014 N 74/1) индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ляпустину Вячеславу Геннадьевичу (далее - предприниматель Ляпустин В.Г.) (с учетом уточнения заявленных требований, принятого арбитражный судом в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 24.02.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение городского округа Ревда "Ревдинское городское лесничество", предприниматель Ляпустин В.Г.
Решением суда от 24.04.2014 (судья Парамонова В.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 (судьи Скромова Ю.В., Голубцова Ю.А., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Зиновьева Е.А. просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение ст. 12 Федерального закона от 11.03.20013 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве). Заявитель жалобы считает, что администрацией не доказана невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка предпринимателю Зиновьевой Е.А. по основаниям, указанным в обжалуемом отказе. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения главе крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), поскольку, по его мнению, к рассматриваемым правоотношениям нормы названного закона неприменимы. Так, заявитель жалобы указывает на то, что порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован специальной нормой - ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Кроме того предприниматель Зиновьева Е.А., полагая, что поскольку администрацией в установленные законом сроки не вынесено решение о предоставлении предпринимателю Ляпустину В.Г. земельного участка, следовательно, администрация отказала ему в предоставлении земельного участка, что свидетельствует об отсутствии оснований для проведения торгов. Кроме того, заявитель считает, что заявление Ляпустина В.Г. от 06.11.2013 подано им как от физического лица, не для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Заявитель жалобы также не согласна с выводом судов о том, что часть испрашиваемого земельного участка является лесным. Согласно доводам предпринимателя Зиновьевой Е.А., доказательств, подтверждающих перевод в установленном законом порядке спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, в материалы дела не представлено. При этом из кадастрового плана территории от 26.09.2013 следует, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования - для ведения сельского хозяйства. Кроме того, постановление администрации от 13.01.2014 N 12 "Об утверждении схемы расположения многоконтурного земельного (лесного) участка на кадастровом плане территории, образуемого из земель населенных пунктов, находящихся в собственности городского округа Ревда", принято после принятия оспариваемого отказа и не может учитываться при оценке его законности.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель Зиновьева Е.А. 13.11.2013 обратилась в соответствии с положениями Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения и предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 3 620 000 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., городской округ Ревда, севернее урочища Мариинская Кислянка, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - сенокошения и иных видов сельскохозяйственной деятельности, дополнительно сообщив о том, что испрашиваемый земельный участок является южной частью земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301002:18 (66:21:0000000:201).
Согласно приложенному к заявлению кадастровому плану территории от 26.09.2013 N 66/301/13-440831 испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 66:21:1301002:18 (66:21:0000000:201) имеет разрешенное использование - для ведения сельского хозяйства.
В письме от 12.12.2013 администрация сообщила заявителю о том, что в результате проверки представленного проекта схемы расположения испрашиваемого земельного участка было выявлено, что в границах указанного земельного участка протекает река Тараканиха, впадающая в Новомариинское водохранилище, проходит грунтовая дорога общего пользования, а также что земельный участок частично покрыт лесными насаждениями. Кроме того, на часть земельного участка площадью 150 га урочища "Тараканиха" подано заявление о предоставлении его в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства от иного лица, в связи с чем производится оформление данного земельного участка в аренду в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Данные обстоятельства явились основанием для отказа в утверждении администрацией схемы расположения земельного участка.
Предприниматель Зиновьева Е.А., ссылаясь на незаконность указанного отказа администрации и нарушение ее прав, обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В силу п. 1, 3 ст. 11 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 указанной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом (п. 3 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 4 ст. 12 закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
В силу п. 2 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные п. 5 названной статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Судами установлено, что в отношении части испрашиваемого предпринимателем Зиновьевой Е.А. земельного участка предпринимателем Ляпустиным В.Г. 06.11.2013 в администрацию подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 49 лет.
Администрация, установив наложение границ земельных участков, испрашиваемых заявителем и третьим лицом, опубликовала информацию о возможности предоставления участка в аренду той площади, которая может быть предоставлена для заявленной цели, сообщив о необходимости обращения в месячный срок после публикации извещения в администрацию с соответствующим заявлением.
Поскольку после опубликования указанной информации в администрацию 24.12.2013 обратился только предприниматель Ляпустин В.Г., администрация утвердила ему схему расположения испрашиваемого земельного участка, что подтверждается постановлением от 24.01.2014 N 74/1.
При таких обстоятельствах администрация правомерно утвердила предпринимателю Ляпустину В.Г. схему расположения земельного участка. Доказательств несоблюдения органом местного самоуправления при изготовлении схемы расположения земельного участка требований земельного законодательства заявителем не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, согласно обжалуемому ответу администрации от 12.12.2013 на второй части испрашиваемого заявителем земельного участка находятся лесные насаждения, границы которого утверждены постановлением администрации от 13.01.2014 N 12 "Об утверждении схемы расположения многоконтурного земельного (лесного) участка на кадастровом плане территории, образуемого из земель населенных пунктов, находящихся в собственности городского округа Ревда".
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае земельные участки, сформированные органом местного самоуправления для предпринимателя Ляпустина В.Г. и под размещение защитных лесов, должны производиться на торгах (конкурсах, аукционах), является верным.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал на то, что факт осуществления землеустроительных работ и постановки на кадастровый учет части испрашиваемого земельного участка за счет средств третьих лиц не порождает преимущественного права последних на заключение договора аренды этих участков. Предприниматель Зиновьева Е.А. также может претендовать на земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская обл., городской округ Ревда, район реки Тараканихи для ведения сельского хозяйства, площадью 14 440 191 кв. м, наряду с предпринимателем Ляпустиным В.Г.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований предпринимателя Зиновьевой Е.А.
Ссылки заявителя жалобы на нарушение ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве), о не подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям положений Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что заявление предпринимателя Ляпустина В.Г. от 06.11.2013 подано им как физическим лицом и не для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, а также о недоказанности нахождения на части испрашиваемого земельного участка лесных насаждений, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.04.2014 по делу N А60-49841/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зиновьевой Екатерины Андреевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.