Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2011 г. N Ф09-1881/11
18 мая 2011 г. |
N Ф09-1881/11-С2 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Артемьевой Н.А.,
судей Кангина А.В., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 по делу N А76-12565/2010-9-275 Арбитражного суда Челябинской области по иску Министерства природных ресурсов Свердловской области к индивидуальному предпринимателю Агееву Илье Владимировичу (далее - предприниматель) о расторжении государственного контракта и взыскании неустойки.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Министерство природных ресурсов Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к предпринимателю о расторжении на основании подп. 1 п. 2 ст. 450, ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации государственного контракта от 26.01.2010 N 01/01-10МПР и взыскании 33 411 руб. неустойки за нарушение сроков выполнения работ, начисленной за период с 13.04.2010 по 25.05.2010.
Решением суда от 28.09.2010 (судья Скрыль С.М.) исковые требования удовлетворены, договор расторгнут, с предпринимателя в пользу Министерства природных ресурсов Свердловской области взыскано 33 411 руб. неустойки.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 (судьи Мальцева Т.В., Деева Г.А., Фотина О.Б.) решение суда отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Министерство природных ресурсов Свердловской области просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 9, 38 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и ошибочность выводов суда о незаключенности государственного контракта от 26.01.2010 N 01/01-10МПР ввиду несогласования сроков выполнения работ. Извещение о проведении открытого аукциона вместе с документацией об аукционе, опубликованное в официальном печатном издании, содержало существенные условия контракта; предприниматель, подав заявку на участие в аукционе, выразил согласие исполнить обязательства в установленный срок, то есть до 21.12.2009.
В представленном отзыве предприниматель возражает против доводов заявителя жалобы, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Как следует из материалов дела, Министерством природных ресурсов Свердловской области опубликовано извещение о проведении открытого аукциона на изготовление и поставку форменной одежды со сроком изготовления до 21.12.2009.
В ходе проведения аукциона его участниками подавались жалобы в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, в связи с чем размещение заказа дважды приостанавливалось.
По результатам открытого аукциона между Министерством природных ресурсов Свердловской области (государственный заказчик) и предпринимателем (исполнитель) подписан государственный контракт от 26.01.2010 N 01/01-10МПР, по которому исполнитель обязался выполнить работы по изготовлению форменной одежды и поставке ее по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101.
Стоимость работ по контракту составляет 777 000 руб.
Из условий контракта следует, что срок начала работ определен как дата подписания контракта, срок окончания работ - не позднее 21.12.2009, срок действия контракта - до 31.12.2009.
Письмом от 19.03.2010 N 06-04-1904 государственный заказчик уведомил исполнителя о том, что работы должны быть завершены не позднее 12.04.2010.
Пунктом 7.2 контракта предусмотрена ответственность исполнителя за нарушение сроков выполнения работ в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки исполнения обязательства в размере 0,1% от суммы неисполненного обязательства.
Ссылаясь на невыполнение работ по изготовлению форменной одежды в установленный срок до 21.12.2009, что является существенным нарушением исполнителем контракта, Министерство природных ресурсов Свердловской области обратилось в арбитражный суд с иском о расторжении государственного контракта от 26.01.2010 N 01/01-10МПР и взыскании неустойки.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Отменяя решение суда и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции признал контракт незаключенным ввиду несогласования сторонами существенного условия - конечного срока выполнения работ.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела и закону.
На основании толкования условий контракта суд определил его правовую природу как смешанного договора, содержащего условия о поставке и подряде.
В силу ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Условие о предмете договора является существенным условием любого договора.
Существенным условием государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд также является срок окончания выполнения работ (ст. 708, 766 названного Кодекса).
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что контракт с предпринимателем на изготовление форменной одежды подписан 26.01.2010, при этом он содержит срок окончания работ - не позднее 21.12.2009 и срок действия контракта - до 31.12.2009, в силу чего исполнение предпринимателем обязательств, предусмотренных контрактом, в установленный срок исключается.
Изменение государственного или муниципального контракта регламентируется ст. 767 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая обязывает стороны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ.
Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с указанными обстоятельствами, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 767 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не содержит случаев, при которых допускается в одностороннем порядке или по соглашению сторон изменение конечного срока выполнения работ, являющегося существенным условием государственного или муниципального контракта.
Таким образом, письмо Министерства природных ресурсов Свердловской области от 19.03.2010 N 06-04-1904 о необходимости завершения исполнителем работ по контракту не позднее 12.04.2010 правомерно не принято апелляционным судом в качестве доказательства согласования срока выполнения работ.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о незаключенности государственного контракта от 26.01.2010 N 01/01-10МПР и, соответственно, отсутствии оснований для удовлетворения иска о расторжении контракта и взыскании договорной неустойки являются правильными.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 по делу N А76-12565/2010-9-275 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Артемьева |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Существенным условием государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд также является срок окончания выполнения работ (ст. 708, 766 названного Кодекса).
...
Изменение государственного или муниципального контракта регламентируется ст. 767 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая обязывает стороны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ.
Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с указанными обстоятельствами, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 767 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не содержит случаев, при которых допускается в одностороннем порядке или по соглашению сторон изменение конечного срока выполнения работ, являющегося существенным условием государственного или муниципального контракта."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2011 г. N Ф09-1881/11 по делу N А76-12565/2010