Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2011 г. N Ф09-2540/11
20 мая 2011 г. |
N Ф09-2540/11-С1 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Асфандиярова Айдара Инхатовича (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2010 по делу N А07-8903/10 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2011 по указанному делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан (далее - Администрация), выразившегося в невыдаче разрешения на строительство складских помещений на земельном участке с кадастровым номером N 02:27:330121:560, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, Илишевский район, сельсовет Юнновский, с. Нижнеяркеево, ул. Дорожная, 14 и об обязании администрации выдать предпринимателю разрешение на строительство складских помещений на земельном участке с кадастровым номером N 02:27:330121:560, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, Илишевский район, сельсовет Юнновский, с. Нижнеяркеево, ул. Дорожная, 14.
Определением от 13.10.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Сельское поселение Юнновский сельский совет.
Решением суда от 13.12.2010 (судья Искандаров У.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2011 (судьи Пивоварова Л.В., Баканов В.В., Богдановская Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что предпринимателем в администрацию представлен полный пакет документов, которые застройщик должен приложить к заявлению на выдачу разрешения на строительство в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Заявитель кассационной жалобы также указывает на то, что совместные действия его и администрации (выделение земли под строительство, получение разрешения на проектирование здания, подписание договора аренды земли) были направлены в конечном итоге именно на строительство здания. Также заявитель ссылается на то, что в ответе главного архитектора от 07.05.2010 не имеется указаний на непредставление предпринимателем соответствующего заявления с приложением необходимых документов.
Как следует из материалов дела, 30.03.2010 Администрацией издано постановление N 281 о предоставлении предпринимателю земельного участка из земель населенных пунктов площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером 02:27:330121:582, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Илишевский район, с. Нижнеяркеево, ул. Дорожная, 14 в аренду с 22.03.2010 по 21.02.2011 для строительства и эксплуатации складских помещений.
На основании данного постановления 06.04.2010 между Администрацией (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды указанного земельного участка N 73-10-20. Срок договора установлен с 22.03.2010 по 21.02.2011 (п. 2.1 договора). Участок передан предпринимателю по акту приема-передачи от 06.04.2010.
Муниципальным унитарным предприятием "Архитектор" (далее - МУП "Архитектор") разработан проект складского помещения по ул. Дорожная с. Нижнеяркеево Илишевского района Республики Башкортостан. Проект согласован главным архитектором района.
Предприниматель в поданном в арбитражный суд заявлении указал, что в Администрацию им было подано заявление с приложенными документами о получении разрешения на строительство, однако через 10 дней им был получен устный отказ.
Предприниматель 27.04.2010 обратился в Администрацию с заявлением, в котором просил дать обоснованный ответ об отказе в получении разрешения на строительство складских помещений.
Главным архитектором района Р. Хиразовым 07.05.2010 предпринимателю было разъяснено, что по разработанному генеральному плану развития с. Верхнеяркеево и с. Нижнеяркеево на испрашиваемом земельном участке будут проходить автомобильная дорога, соединяющая микрорайоны "Северный" и "Заводской". Выше автомобильной дороги будет размещено спортивное сооружение от проектируемой школы. По разработанному генплану предпринимателю было предложено разместить складские помещения и цех по изготовлению профилированного настила в производственной зоне.
В письме Главы сельского поселения Казыханова И.Ф. предпринимателю сообщено, что полномочия, предусмотренные п. 20 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (выдача разрешения на строительство) переданы дополнительным соглашением муниципальному району Илишевский район.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 20 части 1 статьи 14 названного Федерального закона
В письме от 14.10.2010 Администрация Сельского поселения Юнновского сельского совета сообщила предпринимателю, что его обращение о выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства складских помещений, расположенных по адресу: с. Нижнеяркеево, ул. Дорожная, 14, рассмотрено. В связи с заключением между Сельским поселением Юнновский сельский совет и муниципальным районом Илишевский район дополнительного соглашения от 31.10.2007 N 3 о передаче муниципальному району Илишевский район осуществления части полномочий Сельского поселения Юнновский сельский совет, в том числе - утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселений, Администрация сообщила предпринимателю о том, что его заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка Администрацией Сельского поселения Юнновский сельский совет не может быть удовлетворено.
В письме от 27.07.2010 N 02-08/362 Инспекция государственного строительного надзора Республики Башкортостан сообщила предпринимателю, что в соответствии со ст. 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственным органом была проведена проверка по соблюдению требований градостроительного законодательства Администрацией при выдаче исходно-разрешительной документации на строительство складских помещений по адресу: Республика Башкортостан, Илишевский район, с. Нижнеяркеево, ул. Дорожная, 14. По итогам проверки составлен акт. Кроме того, инспекция сообщила предпринимателю, что ему необходимо обратиться в Администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка и разработать проект, затем направить заявление о выдаче разрешения на строительство с предусмотренными ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами.
Полагая, что бездействие Администрации по выдаче разрешения на строительство является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на то, что у Администрации отсутствовали законные основания для рассмотрения вопроса о выдаче предпринимателю разрешения на строительство складских помещений, поскольку предпринимателем не представлено надлежащих доказательств его обращения в Администрацию в установленном законом порядке с соответствующим заявлением, к которому приложены предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации необходимые документы.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
На основании п. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч. 4 - 6 названной статьи кодекса федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. Данной статьей также предусмотрен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
В соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (в случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции); выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности по правилам, установленным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно указали, что предпринимателем не представлено доказательств того, что он обращался в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство с приложением необходимых документов, предусмотренных ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно отказали предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции, поскольку уже были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, основания для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2010 по делу N А07-8903/10 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2011 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Асфандиярова Айдара Инхатовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (в случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции); выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности по правилам, установленным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно указали, что предпринимателем не представлено доказательств того, что он обращался в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство с приложением необходимых документов, предусмотренных ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
...
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2010 по делу N А07-8903/10 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2011 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Асфандиярова Айдара Инхатовича - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2011 г. N Ф09-2540/11 по делу N А07-8903/2010
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2540/11
10.03.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1019/2011
13.12.2010 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-8903/10
06.07.2010 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-8903/10